Обязанности перевозчика по договору перевозки груза.
1. Подать транспортное средство отправителю под погрузку.
Перевозчик должен исполнить эту обязанность в срок, установленный принятой им заявкой (заказом), договором перевозки или договором организации перевозок.
Погрузка груза осуществляется перевозчиком или отправителем в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 971 ГК РФ).
В случае невыполнения перевозчиком указанной обязанности отправитель вправе требовать применения мер ответственности: уплаты исключительной неустойки или штрафа в размере, установленном транспортными уставами и кодексами, за учетную единицу (вагон, контейнер, тонну) или в процентном соотношении к провозной плате либо к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). Перевозчик освобождается от ответственности при неподаче транспортных средств, если это произошло вследствие (п. 2 ст. 794 ГК РФ):
• обстоятельств непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
• прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
• в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.
2. Подать транспортное средство в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Если данная обязанность не выполнена перевозчиком, отправитель груза вправе:
• отказаться от поданных транспортных средств, непригодных для перевозки соответствующего груза;
• требовать применения мер ответственности: уплаты исключительной неустойки или штрафа в размере, установленном транспортными уставами и кодексами, за учетную единицу (вагон, контейнер, тонну) или в процентном соотношении к провозной плате либо к МРОТ.
В том случае, если отправитель не реализовал свое право на отказ от транспортных средств, непригодных для перевозки соответствующего груза, и использовал неисправные транспортные средства под погрузку, а в пути следования или при выдаче получателю груза установлены его утрата, недостача или повреждение по этой причине, перевозчик может использовать данное обстоятельство (принятие отправителем неисправных транспортных средств) как основание для защиты против требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью груза.
3. Обеспечивать сохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю.
Перевозчик несет ответственность с момента принятия груза к перевозке, т.е. его вручения перевозчику, и до его выдачи управомоченному лицу. Время принятия груза к перевозке и его выдачи обычно указывается в транспортном документе (накладной, коносаменте).
Если перевозчик не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые тот не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, грузоотправитель вправе требовать применения мер ответственности (пп. 2, 3 ст. 796 ГК РФ):
• возмещения ущерба: а) в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза; б) в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости; в) в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза;
• возвращения провозной платы, взысканной за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза (если эта плата не входит в стоимость груза).
4. Доставить груз в пункт назначения в срок.
Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).
Права отправителя и ответственность перевозчика при неисполнении последним данной обязанности определяются в транспортных уставах и кодексах. Так, ст. 97 УЖТ предусматривает право отправителя требовать уплаты пени в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов. Но перевозчик освобождается от ответственности при наличии:
• обстоятельств непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
• иных независящих от перевозчика обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок.
Порядок обращения в суд с иском к перевозчику.
До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 1 ст. 797 ГК РФ). В настоящее время такой порядок установлен УЖТ (статьи 120—124), УАТ (статьи 158—165 и 168), КВВТ (статьи 161—163), КТМ (статьи 402—407) и изданными на их основе правилами.
Гражданский кодекс не называет срок, в течение которого отправитель или получатель могут обратиться к перевозчику с претензией. Такой срок установлен УЖТ, УАТ, ВК — 6 месяцев для предъявления претензий об утрате, недостаче, повреждении (порче) груза; по КТМ и КВВТ претензия к перевозчику, вытекающая издоговора перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности.
Претензия должна быть заявлена в письменной форме с приложением накладной (коносамента). В транспортных уставах и кодексах содержится указание о приложении к претензии также коммерческого акта либо иного установленного уставом или кодексом документа в случае недостачи или повреждения (порчи) груза. К претензии должен быть приложен также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. Отсутствие последнего не лишает права на обращение с претензией, но может затруднить принятие перевозчиком решения об удовлетворении претензии.
Право на предъявление претензии принадлежит получателю или отправителю при условии представления соответствующего транспортного документа, получателю — в случае просрочки в доставке груза. Передача другим лицам права на предъявление претензии на большинстве видов транспорта не допускается, за исключением передачи такого права отправителем получателю и наоборот, а также любым из них экспедитору или страховщику.
В течение месячного срока (на воздушном транспорте — 45-дневного) перевозчик обязан рассмотреть претензию и либо удовлетворить ее, либо дать мотивированный ответ об отказе в удовлетворении претензии полностью или в части. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии, а также неполучения по окончании месячного срока ответа на претензию грузоотправитель и грузополучатель могут предъявить иск к перевозчику (п. 2 ст. 797 ГК РФ).
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (п. 3 ст. 797 ГК РФ). Так, согласно ст. 125 УЖТ иски к железным дорогам, возникшие в связи с осуществлением перевозки груза, грузобагажа, багажа, могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа железной дороги удовлетворить претензию либо неполучения от железной дороги ответа в течение установленного для ответа срока.