Особенности правового регулирования поставки товаров для государственных нужд.
Договор поставки товаров для государственных нужд - разновидность договора поставки. Согласно ст. 506 и 525 ГК по данному договору поставщик (исполнитель), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) товары в собственность государственному заказчику (определяемому им покупателю) за определенную в договоре денежную сумму в целях использования для государственных нужд.
В части, не урегулированной § 4 гл. 30 ГК, применяются положения § 3 гл. 30 ГК, а также законы о поставке товаров для государственных нужд. В настоящее время в их число входят:
ФЗ № 44 "О контрактной системе"
ФЗ № 60 "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"
ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"
ФЗ № 275 "О государственном оборонном заказе"
ФЗ "О государственном материальном резерве".
В законодательстве, посвященном договорам по поставке продукции для государственных нужд, предусматриваются повышенные требования к заключению и исполнению договоров. В частности, это выражается в увеличении числа императивных норм, регулирующих данные договорные отношения, прежде всего в вопросах ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение договоров.
Субъектами договора о поставке товаров для государственных нужд на стороне заказчикаявляются государственные органы и организации, выступающие в качестве юридических лиц, на стороне поставщика- государственные и частные организации (юридические лица).
ГК и указанными выше федеральными законами предусматриваются две категории договора поставки товаров для государственных нужд: государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд и договор поставки товаров для государственных нужд.
Бюджетный кодекс РФ предусматривает для государственных организаций максимальную сумму сделок в течение определенного периода, на которую они могут закупать товары. Если сумма закупки выше указанной в БК, то гос. организации могут ее осуществлять в соответствии с ФЗ "О контрактной системе", который предусматривает определенный порядок размещения заказов и условия закупки:
1.производится выбор способа размещения заказа: конкурентные способы (конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений) или закупка у единственного поставщика
Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.
Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт.
2.В РФ созданединый сайт госзакупки.ру, на котором размещаются все гос. заказы, а также проводятся конкурсы, аукционы и т.д
3.С учетом правил недопущения ограничения конкуренции всем субъектам предпринимательской деятельности предлагается принять участие в государственных закупках. При этом на сайте ведется реестр недобросовестных поставщиков и его информация является основание м для отказа участнику.
4. Исполнение государственного контракта осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 506 - 523 ГК о договоре поставки. В п. 2 ст. 531 ГК лишь оговаривается, что при поставке товаров для государственных нужд покупателям, указанным в отгрузочной разнарядке, товары оплачиваются государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом. Согласно ст. 532 ГК товары по договорам поставки оплачиваются покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом. В указанной статье ГК предусматривается также важное положение, гарантирующее право продавцов на получение оплаты поставляемых товаров для государственных нужд. Государственный заказчик признается поручителем по обязательству покупателя в договоре поставки надлежащим образом оплачивать полученные им товары.
Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд наступает на общих основаниях (ст. 393 и 394 ГК) в форме возмещения убытков или уплаты неустойки потерпевшей стороне. Ответственность наступает в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК независимо от наличия вины.
Согласно п. 1 ст. 533 ГК убытки подлежат возмещению государственным заказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара в соответствии с государственным контрактом. При невозмещении данных убытков поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного контракта (п. 2 ст. 533 ГК). При расторжении государственного контракта по основаниям, указанным выше, поставщик также вправе отказаться от исполнения договора поставки для государственных нужд и потребовать, чтобы государственный заказчик возместил причиненные ему таким образом убытки. В свою очередь государственный заказчик в случаях, указанных в законе, вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, при условии возмещения причиненных убытков (ст. 534 ГК). При этом, если такой отказ привел к расторжению или изменению договора поставки товаров для государственных нужд, убытки, причиненные покупателю расторжением или изменением договора, возмещаются государственным заказчиком. Право на отказ государственного заказчика от поставки предусмотренных государственным контрактом товаров может возникнуть в результате утраты потребности в них, появления на рынке более совершенных в техническом отношении изделий, изменения конъюнктуры рынка и т.п.
Ответственность в форме уплаты неустойки (пени, штрафов)может быть договорной и (или) установленной в законе. Следует, однако, отметить, что по сравнению с общим договором поставки при поставке товаров для государственных нужд преобладающей является неустойка, устанавливаемая законом. Так, согласно Закону "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" при нарушении условий договора (контракта) по срокам и (или) количеству поставщик уплачивает неустойку в размере 50% стоимости недопоставленных товаров. При этом неустойка за недопоставку товаров имеет штрафной характер, т.е. с поставщика одновременно взыскиваются и убытки, и неустойка. Закон "О государственном материальном резерве" за поставку (закладку) в государственный резерв материальных ценностей, не пригодных для длительного хранения, не комплектных или не соответствующих по качеству и ассортименту условиям государственного контракта (договора), предусматривает уплату изготовителем (поставщиком) штрафа в размере 20% стоимости забракованных, не соответствующих условиям договора (государственного контракта) материальных ценностей.
Договор энергоснабжения.
Под договором энергоснабжения понимается договор, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК).
Договор энергоснабжения относится к типу договоров купли-продажи, поскольку по нему передается на возмездных началах в собственность абонента (потребителя) товар, называемый энергией. Отграничение договора энергоснабжения от договора поставки тем более важно, что предметом последнего могут быть также газ, нефть, нефтепродукты, вода, иные вещества как возможные носители энергии. Договор поставки (договор купли-продажи) названных носителей энергии применяется в случаях передачи их покупателям через трубопроводный транспорт главным образом в сфере оптовой торговли или в определенных емкостях. Сфера договора энергоснабжения - снабжение энергией абонентов как конечных индивидуальных потребителей. Подача газа для бытовых целей через присоединенную сеть осуществляется на основе договора энергоснабжения, а не договора поставки.
Правовое регулированиеосуществляется § 6 гл. 30 ГК.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В сфере газоснабжения действуют Правила поставки газа в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162, которые детально регулируют отношения, связанные с газоснабжением.
Отношения, связанные с поставкой нефти по магистральным нефтепроводам, регулируются Положением о приеме и движении нефти в системе магистральных нефтепроводов, утв. приказом Минтопэнерго России от 5 октября 1995 г. N 208.
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. "Об электроэнергетике"*, которыми определен ряд базисных изменений в данной сфере.
Форма договора. Договор энергоснабжения является консенсуальным, возмездным и двусторонним. Он относится к публичным договорам (ст. 426 ГК). Согласно п. 2 ст. 539 ГК заключения договора энергоснабжения вправе требовать абонент при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Договор энергоснабжения с физическими лицами, выступающими на стороне абонента, использующими энергию для бытовых нужд, заключается в упрощенном порядке. Согласно п. 1 ст. 540 ГК он считается заключенным в устной форме с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Договор с юридическими лицами и гражданами-предпринимателями, использующими энергию в производственных целях, заключается вписьменной форме. Судебно-арбитражная практика допускает при заключении договоров контрактации по снабжению электротепловой энергией юридических лиц возможность применения п. 3 ст. 438 ГК . Заключение договора энергоснабжения между энергоснабжающей организацией и абонентом предполагает в качестве необходимого условия наличие у абонента необходимых технических устройств и оборудования (п. 2 ст. 539 ГК), а у энергоснабжающей организации - соответствующей сети для подачи энергии, к которой должен присоединиться абонент.
Сторонами договора энергоснабжения являются энергоснабжающая организация (юридическое лицо) и абонент.
В роли энергоснабжающей организации вправе выступать коммерческая организация независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной ею энергии. Продажа ею энергии по договорам энергоснабжения возможна лишь при получении лицензии от уполномоченных на то государственных органов исполнительной власти. Осуществляемая в условиях естественной монополии деятельность энергоснабжающей организации по передаче энергии подлежит государственному регулированию и контролю в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях" и Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В роли абонента выступают потребители энергии - использующие ее физические лица для бытовых нужд и (или) юридические лица и граждане- предприниматели для производственных нужд.
Предметом договора энергоснабжения являются энергия и энергоносители как вещества (например, газ, нагретая до определенной температуры вода), способные при их использовании выделять тепловую или иную энергию. Полезность энергии как предмета договора, подаваемой через присоединенную сеть, не в самом факте сохранения энергии как таковой, а в сохранении и обеспечении бесперебойности ее подачи в течение всего срока действия договора энергоснабжения. Поэтому срок должен рассматриваться в качестве одного из наиболее важных условий договора энергоснабжения.
Содержание договора энергоснабжения составляют права и обязанности сторон и их реализация в ходе исполнения договора. Основная обязанность энергоснабжающей организации - подача абоненту энергии через присоединенную сеть в количестве, определенном договором, с соблюдением режима подачи энергии, согласованного договором (п. 1 ст. 541 ГК). Контроль за количеством поданной и использованной абонентом энергии осуществляется через показания измерительных приборов (счетчиков), устанавливаемых абонентом при вводе энергии в объект (здание и т.п.), находящийся в ведении абонента.
Подаваемая абоненту энергия по качественным характеристикам должна соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренными договором энергоснабжения. При подаче электроэнергии речь обычно идет о стабильном поддержании определенного уровня напряжения, тепловой энергии - о зафиксированной в договоре температуре горячей воды, газа - об установленном давлении. При нарушении энергоснабжающей организацией указанных требований абонент вправе отказаться от оплаты энергии, подаваемой с нарушением ее качества. Если же в результате такого отказа абонент что-то неосновательно сберег, энергоснабжающая организация вправе по п. 2 ст. 1105 ГК потребовать от абонента возврата стоимости сбереженного.
Подача абоненту энергии по договору энергоснабжения означает и передачу энергоснабжающей организацией в собственность абонента соответствующего энергоносителя, являющегося предметом договора.
В договоре энергоснабжения абонент несет две основные обязанности: по содержанию в надлежащем состоянии сетей, приборов и оборудования (п. 1 ст. 543 ГК) и оплате энергии (ст. 544 ГК).Первая обязанность призвана обеспечивать безопасность эксплуатации и исправность находящихся в собственности или пользовании абонента электрических, электроснабжающих и газопроводящих сетей, приборов и оборудования, используемых в процессе потребления энергии. Абонент обязан также незамедлительно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. В свою очередь энергоснабжающая организация вправе контролировать исполнение указанной обязанности абонента. Иное положение предусмотрено законом для граждан, использующих энергию для бытового потребления. В этом случае обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности энергетических сетей, приборов и оборудования, в том числе приборов по учету потребления энергии, возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или другими правовыми актами. Если неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента, которое может привести к аварии и создать угрозу жизни и безопасности граждан, удостоверено органом государственного надзора, энергоснабжающая организация прерывает подачу, прекращает или ограничивает подачу энергии абоненту с предварительным уведомлением его об этом (п. 2 ст. 546 ГК). При необходимости принятия срочных мер по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации перерыв в подаче, прекращение в подаче энергии производятся без предупреждения абонента при условии немедленного уведомления его об этом.
Обязанность пооплате энергии существует у абонента относительно фактически принятого им количества энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или договором.
Ответственность по договору энергоснабжения в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по договору любой из сторон имеет ограниченный характер. Сторона, нарушившая лежащие на ней обязанности, должна возместить другой стороне лишь реальный ущерб (п. 1 ст. 547 ГК). Стороны в договоре энергоснабжения вправе устанавливать ответственность за нарушение договорного обязательства в виде неустойки (пени, штрафа). В п. 2 ст. 547 ГК предусматривается также ограничение ответственности энергоснабжающей организации по субъективному основанию за перерыв в подаче энергии абоненту в результате регулирования режима потребления энергии. В этом случае энергоснабжающая организация за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств отвечает лишь при наличии ее вины.
Изменение и расторжение договора энергоснабжения, как правило, допускаютсяпо обоюдному соглашению сторон. Вместе с тем в п. 1 ст. 546 ГК предусматривается возможность одностороннего изменения и расторжения договора энергоснабжения, что прежде всего зависит от личности абонента. Так, гражданин, выступающий в качестве абонента по договору энергоснабжения, использующий энергию для бытового потребления, вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. Юридическое лицо и гражданин, использующие энергию в предпринимательских целях, такого права не имеют. В свою очередь юридическое лицо, выступающее на стороне энергоснабжающей организации, вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора энергоснабжения, заключенного с юридическим лицом, по основаниям, предусмотренным ст. 523 ГК, относящимся к договору поставки, если иное не установлено законом и другими правовыми актами.
Договор контрактации.
Под договором контрактации понимается договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать в собственность выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, закупающему такую продукцию для переработки или продажи, а заготовитель обязуется уплатить обусловленную договором денежную сумму.
Особенность правового регулирования договора контрактации заключается в том, что к отношениям, возникающим из данного договора, не урегулированным правилами § 5 гл. 30 ГК РФ, применяются правила о договоре поставки (ст. 506 - 524), а в соответствующих случаях - о поставке товаров для государственных нужд (ст. 525 - 534). Если же и указанных правил окажется недостаточно для регулирования отношений по контрактации сельскохозяйственной продукции, подлежат применению общие нормы о купле-продаже. Кроме того, эти отношения регламентируются Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».
Договор контрактации является консенсуальным, возмездным и двусторонним.
Сторонами договораконтрактации являются производитель и заготовитель.
В качестве продавца в договоре контрактации может выступать непосредственно производитель сельскохозяйственной продукции: хозяйственное общество и товарищество, производственный и потребительский кооператив, иное юридическое лицо независимо от формы собственности, ведущее сельскохозяйственное производство на началах основной или подсобной производственной деятельности, и индивидуальный предприниматель (чаще всего глава крестьянского или фермерского хозяйства). Законом "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" допускается участие в договоре контрактации на стороне производителя также лиц, ведущих личное подсобное хозяйство. При этом стороной в договоре контрактации может быть лишь производитель сельскохозяйственной продукции, являющейся предметом данного договора.
В качестве заготовителя в договоре контрактации выступают физические и юридические лица, закупающие сельскохозяйственную продукцию с целью переработки или продажи, т.е. лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Это - коммерческие организации независимо от форм их собственности и индивидуальные предприниматели, занимающиеся профессионально переработкой сельскохозяйственной продукции (молокоперерабатывающие фирмы, изготовители шерстяных изделий и т.д.) или ее продажей на оптовом и розничном торговых рынках.
Предмет договора контрактации - сельскохозяйственная продукция: продукция растениеводства, животноводства, других отраслей сельскохозяйственного производства, не подвергшаяся переработке. Данная продукция может быть использована заготовителем в качестве сырья, продовольствия, отдельных компонентов при изготовлении промышленных товаров, в медицине, а также в торговле и иных сферах жизнедеятельности общества, в том числе при создании государственных резервов. Предметом договора контрактации служат вещи, определяемые родовыми признаками. Разумеется, они индивидуализируются партиями (иными способами) при передаче их производителем заготовителю.
Основные обязанности производителя - передача заготовителю выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации, и переход к заготовителю права собственности на передаваемую продукцию.
Условия договора о качестве продукции, согласно Закону "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", должны соответствовать государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам, особым условиям, устанавливаемым договорами .
Условия о количестве и ассортименте сельскохозяйственной продукции имеют особо важное значение для договора контрактации. Объясняется это известной долей непредсказуемости получения производителем указанного в договоре количества и ассортимента продукции в связи с возможными природными катаклизмами или, наоборот, чрезмерно благоприятными погодными условиями для выращивания (производства) сельскохозяйственной продукции. Известно, что договоры контрактации, как правило, заключаются до начала (иногда задолго) сельскохозяйственных работ по выращиванию (производству) продукции. В определенной степени известным выходом из неблагоприятного положения для производителей в указанных случаях являются гарантии, даваемые государством в договорах контрактации для государственных нужд. Так, при перепроизводстве Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации гарантируют закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по заключенным договорам у товаропроизводителей (поставщиков) и предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. Зерно, сахарная свекла, семена масличных культур, лен-долгунец, скот и птица, молоко, шерсть, предложенные товаропроизводителем к реализации, закупаются в полном объеме.
При переходе права собственности от производителя к заготовителю на передаваемую сельскохозяйственную продукцию следует руководствоваться ст. 223 ГК, согласно которой право собственности у приобретателя вещи возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Основные обязанности заготовителя сводятся к принятию сельскохозяйственной продукции и ее оплате. Согласно п. 1 ст. 536 ГК презюмируется, что заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения с обеспечением вывоза, если иное не предусмотрено договором контрактации. Возможен и иной вариант, когда сельскохозяйственная продукция принимается в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте. Предполагается, что доставка сельскохозяйственной продукции в данное место обеспечивается производителем. В этом случае заготовитель не вправе отказаться от доставленной производителем продукции при ее соответствии условиям договора контрактации и передаче заготовителю в обусловленный договором срок (п. 2 ст. 536 ГК).
Заготовитель обязан не только принять от производителя сельскохозяйственную продукцию, подлежащую переработке, но и возвратить отходы от переработки с оплатой по цене, определенной договором контрактации. Договор контрактации считается действующим по тем договорным ценам, которые на момент его заключения были определены по соглашению сторон, и не может быть расторгнут в последующем одной из сторон на основании несогласия с установленной ценой. Определенные в договоре на момент расчета цены на закупаемую и поставляемую сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд индексируются с учетом инфляции. При этом Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) продукции растениеводства, поставляющим ее для государственных нужд, авансовую оплату в размере не менее 50% стоимости объема поставок, определенных договором, в том числе 25% после заключения договора и 25% после завершения сева, а по продукции животноводства - выплату дотаций из соответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность ее производства.
Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора контрактации наступает в форме возмещения потерпевшей стороне убытков или уплаты неустойки. При этом производитель сельскохозяйственной продукции, выступающий в договоре контрактации в том числе как предприниматель, несет ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора лишь при наличии его вины. Основание и размер неустойки (пени, штрафов) в общем договоре контрактации устанавливаются соглашением сторон, в договоре контрактации для государственных нужд - Законом "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд". Так, в случае неисполнения обязательств договора по объему закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд в установленный срок виновная сторона уплачивает другой стороне неустойку (штраф) в размере 50% стоимости недопоставленной или непринятой продукции. Кроме уплаты неустойки (штрафа) виновной стороной возмещаются также убытки в части, не покрытой неустойкой за несвоевременную оплату закупленной и поставленной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; заготовитель уплачивает производителю пеню в размере 2%, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3% суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают виновную сторону от исполнения обязательств в натуре, если иное не предусмотрено договором контрактации.