Характеристика классификационных признаков предприятий
1. Первый признак классификации предприятий – отраслевой, в соответствии с которым предприятия подразделяются на:
- промышленные
- строительные
- торговые
- научные
и т.д.
2. Второй признак классификации – региональный. Этот признак дает возможность судить о степени использования имеющихся на части территории страны природных, трудовых ресурсов, о перспективах развития экономики.
3. Третий признак – это организационно-правовые формы. В соответствии с этим признаком Гражданский Кодекс РФ определяет такую структуру организаций:
Юридические лица:
1. Коммерческие предприятия
- хозяйственные товарищества и общества:
1) хозяйственные товарищества: а) полные; б) коммандитные
2) хозяйственные общества: а) общества с ограниченной ответственностью; б) с дополнительной ответственностью; в) АО: ЗАО И ОАО.
- производственные кооперативы
- государственные и муниципальные унитарные предприятия
2. Некоммерческие:
- потребительские кооперативы
- фонды
- общественные и религиозные организации
- учреждения
- объединения юридических лиц (ассоциации, союзы и т.д.)
Все коммерческие организации создаются с целью осуществления предпринимательской деятельности и повышения благосостояния владельцев этих организаций.
В отличие от них некоммерческие организации создаются для достижения целей, сформулированных в уставах этих организаций. Это могут быть удовлетворение материальных, духовных и иных нематериальных потребностей людей, например благотворительного, образовательного характера, которое не сопровождается обязательной необходимостью получения прибыли. При этом законодательство России не исключает возможности участия некоммерческих организаций в предпринимательстве, а значит – получении прибыли, но ограничивает предпринимательскую деятельность рамками достижения уставных целей. Эта предпринимательская деятельность не должна отрицательно сказываться на решении уставных задач. Полученная в результате прибыль не подлежит распределению между участниками организации. Она должна быть полностью использована в интересах достижения уставных целей организации. Законодательство страны разрешает некоммерческим предприятия либо самим создавать коммерческие организации, либо совместно участвовать с другими организациями в создании подобных структур.
4. Четвертый признак – деление предприятий по видам предпринимательской деятельности. В соответствии с этим критерием различают 3 вида предприятий:
- Производственное предпринимательство
- Коммерческое предпринимательство
- Финансовое предпринимательство
Производственное предпринимательство создает разнообразные продукты.
Коммерческое предпринимательство предполагает доведение произведенного продукта до потребителя (оно функционирует в сфере обращения).
Причина появление коммерческого предпринимательства – стремление сэкономить трансакционные издержки, то есть издержки обращения. Поэтому производитель стал продавать продукцию оптом посреднику, торговцу. Сегодня мы говорим о 4 видах торгово-посреднических операций:
- Торговый дом. Он действует от своего имени и за свой счет. Он закупает оптом произведенную продукцию, становится ее собственником, а затем осуществляет розничную торговлю этими товарами.
- Комиссионная фирма. Она осуществляет сбыт продукции от своего имени, но за счет владельца этой продукции (продавца). Обычно это связано с разными поручениями продавца. Обычно комиссионная фирма действует в интересах получения комиссионного вознаграждения.
- Агентская фирма. Это такой посредник, который выступает от имени и за счет собственника товара, будучи юридически независимым от него.
- Брокерская фирма. Она устанавливает контакт между собственником товара и покупателем. Брокер представляет интересы только одной стороны из контракта, которая выплачивает ему соответствующее вознаграждение.
- Биржа (дополнительно) – это одна из форм оптовой торговли по заранее установленным правилам. Эти правила включают в себя: регулярность осуществления торгов, определенное место проведения торгов, определенное место проведения, унификацию требований к качеству, условиям и срокам поставки товара. При этом на биржах сделки могут осуществляться с товаром, который находится на складе (существует реально), а также с товаром, производство которого еще не начато. Биржи существуют разные: сырьевых товаров, ценных бумаг и т.п.
Финансовое предпринимательство обслуживает производственное и коммерческое предпринимательство. В первую очередь это коммерческие банки и иные коммерческие учреждения финансовой организации (инвестиционные компании, паевые фонды и т.п.). Их основные функции:
- привлечение временно свободных денежных средств;
- предоставление на платной основе кредитов
- осуществление расчетных операций по поручению своих клиентов. Это могут быть операции с ценными бумагами (эмиссия, покупка, продажа и т.д.), лизинговые операции, факторинговые и др.
Наряду с этими основными 3 видами предпринимательства можно назвать и другие виды предпринимательства:
- консалтинговые фирмы
- рекламные
- страховые
- аудиторские
и др.
Наряду с вышеназванными критериями классификации существуют другие критерии:
5. Субъективность собственности в отношении имущества. В соответствии с законодательством РФ существует 3 формы отношения собственности (пользование, владение, распоряжение). Выделяются:
- организации, находящиеся в частной собственности
- государственные или муниципальные организации. Это организация, имущество которого принадлежит всему обществу.
Частные предприятия составляют частные сектор экономики, не находящийся под руководством государства, но контролируемый государства и регулируемый им в рамках законодательства.
6. Характер выпускаемой продукции. Каждой организации свойственен вещественный или невещественный результат деятельности, который выступает как товар, работа или услуга.
Товар – это материальное изделие, предназначенное для продажи. Особенностью товара является то, что производитель не имеет непосредственного контакта с потребителем. Производит товар производитель на основе собственного замысла с перспективой выхода на рынок для участия в конкурентном противостоянии с другими производителями. Товар может оказаться и не реализованным. Затраты, связанные с производством товара, несет производитель. Как правило, производится товар на стационарных рабочих местах.
Работа, с одной стороны, – некий процесс, то есть деятельность человека, с другой стороны – результат. Результатом работы также является некоторое готовое изделие:
А) вновь созданное
Б) усовершенствованное
Во всех случая работа осуществляется на основе предварительного, конкретного заказа потребителя (это отличие от товара), следовательно, ей предшествует заключение договора между производителем и потребителем. Во многих случаях работа не связана со стационарным местом (пример – ремонт помещения, ремонт предметов домашнего обихода).
Услугой называют действие, удовлетворяющее чью-либо потребность, но не сопровождающееся созданием материального изделия. Как и работа услуга выполняется по заказу определенного лица на основе договора, который предшествует данному действию. Пример – организация спортивных занятий, медицинское обслуживание, образовательная услуга. Услуги оказываются как в стационарных условиях, так и вне их частное репетиторство).
7. Степень концентрации производства продукции. В мировой практике выделяют 3 группы предприятий:
- малые
- средние
- крупные
Такое деление довольно условно. В основу деления положены:
Во-первых, - численность персонала
Во-вторых, - стоимость основного капитала
В-третьих, - объем выпускаемой продукции
В России малыми предприятии считаются с численностью работников – до 100 человек (промышленность, строительство, транспорт). Субъектам РФ предоставлено право самим определять критерии. В Москве к малым относятся предприятия с численность персонала до 200 работников.
Преимущества малых предприятий:
- Возможность быстро реагировать на потребности рынка
- Возможность избирательно удовлетворять нужды потребителя в зависимости от платежеспособности потребителя, от моды и т.п.
Наряду с малыми предприятиями создаются средние и крупные предприятия. Их преимущества состоят в возможности иметь высокие экономические показатели за счет концентрации ресурсов, за счет специализации, за счет возможности использовать высокопроизводительного сложного оборудования, за счет возможности использовать достижения НТП.
8. Состав типов производимой продукции. С этой точки зрения говорят о существовании:
- узкоспециализированных предприятий
- многопрофильных предприятий
- комбинированных предприятий
Узкоспециализированное предприятие имеет ограниченный ассортимент продукции. Преимущества:
- экономия на удельных (средних) затратах за счет массовости производства.
- использование ограниченного ассортимента сырья (упрощаются связи с поставщиками сырья)
- ограничены требования к персоналу по умению выполнять сложные операции
- специализация труда приводит к быстрому повышению квалификации работников
Слабая сторона:
- определенные трудности обновления номенклатуры выпускаемой продукции (узел телефонной связи, курсы иностранного языка, часовая мастерская, завод бетонной смеси и т.д.).
Многопрофильные – это предприятия, которые создаются для выполнения нескольких видов деятельности. Достоинства:
- занимая сразу несколько ниш, имеет возможность маневра на рынке (снижается зависимость от неблагоприятных факторов рынка, например, - падение спроса на тот или иной вид продукции, обострение конкуренции и т.д.).
Слабые стороны:
- значительная потребность в капиталовложении
- необходимость налаживания многочисленных связей с контрагентами (партнерами)
Комбинированные производства– такие производства, при которых в одном предприятии сконцентрированы разные виды производств, при этом хотя бы часть продукции одного подразделения предприятия является исходным ресурсом для другого ресурса предприятия. Примером является домостроительный комбинат. В котором, например, одно подразделение выпускает бетонную смесь, другое – железобетонные конструкции, а другое – строительство. При этом и бетонная смесь и железобетонные конструкции могут быть реализованы.
9. Устойчивость производственного процесса во времени. Продукция предприятия может иметь круглогодичное востребование, а может – сезонное. Сезонное востребование зависит от времени года, от погодных условий, от обычаев, от традиций, от веяния моды. Например, на многих территориях прекращается речное судоходство. В зависимости от сезонного характера спроса на продукцию и условий производства различают:
1. Круглогодичное производство без перерывов и накопление готовой продукции на складе к предстоящему периоду появления спроса (елочные игрушки). Недостатки:
- дополнительные затраты на хранение продукции
- замедление оборота капитала
Преимущество – непрерывная загрузка производственных мощностей и обеспечение непрерывной работы персонала.
2. Невозможность или нецелесообразность производства продукции в запас. Например – предприятия, производящие продукты питании с ограниченным сроком годности. Предприятие, производящее мороженное, зимой уменьшают его производство и организуют производство кондитерских товаров.
10. Доминирующий фактор осуществления хозяйственной деятельности. Различают:
- предприятия с трудоемким характером производства. Имеют место большие затраты живого труда на изготовление единицы продукции. То есть в стоимости единицы продукции удельный вес зарплаты высок.
- предприятия с материалоемким производством.
- энергоемкое производство. Имеет место высокое потребление газа, электроэнергии и т.п.
- капиталоемкое производство. Предприятия, где имеют место большие затраты основного капитала.
- наукоемкое производство. То есть предприятия, которые требуют предварительных больших научно-исследовательских разработок.