Хозяйственная практика. Предмет и функции «экономики»
Экономика. Ответы
БУДТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ, НЕКОТОРЫЕ ОТВЕТЫ МОГУТ БЫТЬ НЕ ТАКИМИ!!! ДУМАЙТЕ!!!
Хозяйственная практика. Предмет и функции «экономики»
Хозяйственная практика
Знакомство с экономической теорией начинается, как правило, с термина "экономика", который появился в Древней Греции для обозначения искусства или правил управления домашним хозяйством.
На современном этапе этот термин используется для обозначения:
1) хозяйственной практики
2) науки, которая изучает сущность хозяйственных процессов
3) термин "экономика", точнее, "политическая экономия" приобрел идеологическое значение.
Современное неоднозначное толкование термина "экономика" отражает сложность объективных явлений, обозначаемых этим термином.
В обыденном сознании термин "экономика" чаще всего отождествляется с реальным хозяйствованием или практикой. Хозяйственная практика - это процесс обеспечения жизни людей, посредством производства, распределения, обмена и потребления благ.
Хозяйственная практика людей является сложной и многогранной. Но вне зависимости от места и времени, она имеет двойственный характер. С одной стороны, хозяйственный процесс является процессом взаимодействия человека и природы. Его ход и результаты зависят от уровня развития хозяйственных (производительных) сил общества. С другой стороны, хозяйствование всегда осуществлялось людьми сообща. Поэтому оно облекается в какую-либо общественную форму взаимодействия людей друг с другом. Эта общественная сторона хозяйствования скрыта от непосредственного наблюдения. Но в ней формируются экономические законы, которые активно влияют на развитие содержания процесса хозяйствования.
В хозяйственном процессе производство, т.е. процесс создания благ, является начальным этапом. За ним следует процесс распределения, когда формируются доходы каждого участника хозяйствования. Далее, следует обмен, в результате которого каждый субъект хозяйствования может получить необходимый ему набор потребительских благ. Замыкает цепочку хозяйственного процесса - потребление, которое обеспечивает поддержание жизни людей.
Прямо или косвенно, большинство экономистов признают не только первичную, но и существенную, определяющую роль производства в жизни людей. Конечно, характер и роль самого производства со временем заметно меняется, это особенно видно в условиях научно-технического прогресса. Однако, на наш взгляд, можно утверждать, что уровень развития производительных сил определяет характер распределения, обмена и потребления.
Результатом хозяйственной практики является не только непрерывное возобновление жизни общества, но и опыт хозяйствования, совокупность представлений людей о правилах хозяйствования. Однако опыт людей, зачастую, имеет уникальный характер, в нем трудно выделить нечто общее и всеобщее. Поэтому требуется специальная, научная деятельность по обобщению хозяйственного опыта, по формулированию наиболее общих законов функционирования и развития хозяйственной практики.
Классификация предприятий
В основе отраслевой структуры экономики лежит деление ее на 2 большие сферы:
1. Материального производства:
- промышленность: 1) добывающая; 2) обрабатывающая
- строительство
- сельское хозяйство
- транспорт
- связь
- ТЭК (топливно-энергетический комплекс)
- лесное хозяйство
- рыболовство
- торговля
- коммунальное и бытовое обслуживание населения
2. Нематериального производства (непроизводственная сфера):
- наука
- образование
- здравоохранение
- культура
- искусство
- спорт
- туризм
Всем предприятиям, функционирующим в сфере материального производства, характерно: они производят продукт в виде материальных благ и доводят продукт до конечного потребителя, то есть продолжают производственный процесс даже в сфере обращения (торговля).
К сфере нематериального производства относятся предприятия, которые создают нематериальный продукт в виде оказания образовательных услуг, медицинских услуг и т.д.
1. Первый признак классификации предприятий – отраслевой, в соответствии с которым предприятия подразделяются на:
- промышленные
- строительные
- торговые
- научные
и т.д.
2. Второй признак классификации – региональный. Этот признак дает возможность судить о степени использования имеющихся на части территории страны природных, трудовых ресурсов, о перспективах развития экономики.
3. Третий признак – это организационно-правовые формы. В соответствии с этим признаком Гражданский Кодекс РФ определяет такую структуру организаций:
Юридические лица:
1. Коммерческие предприятия
- хозяйственные товарищества и общества:
1) хозяйственные товарищества: а) полные; б) коммандитные
2) хозяйственные общества: а) общества с ограниченной ответственностью; б) с дополнительной ответственностью; в) АО: ЗАО И ОАО.
- производственные кооперативы
- государственные и муниципальные унитарные предприятия
2. Некоммерческие:
- потребительские кооперативы
- фонды
- общественные и религиозные организации
- учреждения
- объединения юридических лиц (ассоциации, союзы и т.д.)
Все коммерческие организации создаются с целью осуществления предпринимательской деятельности и повышения благосостояния владельцев этих организаций.
В отличие от них некоммерческие организации создаются для достижения целей, сформулированных в уставах этих организаций. Это могут быть удовлетворение материальных, духовных и иных нематериальных потребностей людей, например благотворительного, образовательного характера, которое не сопровождается обязательной необходимостью получения прибыли. При этом законодательство России не исключает возможности участия некоммерческих организаций в предпринимательстве, а значит – получении прибыли, но ограничивает предпринимательскую деятельность рамками достижения уставных целей. Эта предпринимательская деятельность не должна отрицательно сказываться на решении уставных задач. Полученная в результате прибыль не подлежит распределению между участниками организации. Она должна быть полностью использована в интересах достижения уставных целей организации. Законодательство страны разрешает некоммерческим предприятия либо самим создавать коммерческие организации, либо совместно участвовать с другими организациями в создании подобных структур.
4. Четвертый признак – деление предприятий по видам предпринимательской деятельности. В соответствии с этим критерием различают 3 вида предприятий:
- Производственное предпринимательство
- Коммерческое предпринимательство
- Финансовое предпринимательство
Производственное предпринимательство создает разнообразные продукты.
Коммерческое предпринимательство предполагает доведение произведенного продукта до потребителя (оно функционирует в сфере обращения).
Причина появление коммерческого предпринимательства – стремление сэкономить трансакционные издержки, то есть издержки обращения. Поэтому производитель стал продавать продукцию оптом посреднику, торговцу. Сегодня мы говорим о 4 видах торгово-посреднических операций:
- Торговый дом. Он действует от своего имени и за свой счет. Он закупает оптом произведенную продукцию, становится ее собственником, а затем осуществляет розничную торговлю этими товарами.
- Комиссионная фирма. Она осуществляет сбыт продукции от своего имени, но за счет владельца этой продукции (продавца). Обычно это связано с разными поручениями продавца. Обычно комиссионная фирма действует в интересах получения комиссионного вознаграждения.
- Агентская фирма. Это такой посредник, который выступает от имени и за счет собственника товара, будучи юридически независимым от него.
- Брокерская фирма. Она устанавливает контакт между собственником товара и покупателем. Брокер представляет интересы только одной стороны из контракта, которая выплачивает ему соответствующее вознаграждение.
- Биржа (дополнительно) – это одна из форм оптовой торговли по заранее установленным правилам. Эти правила включают в себя: регулярность осуществления торгов, определенное место проведения торгов, определенное место проведения, унификацию требований к качеству, условиям и срокам поставки товара. При этом на биржах сделки могут осуществляться с товаром, который находится на складе (существует реально), а также с товаром, производство которого еще не начато. Биржи существуют разные: сырьевых товаров, ценных бумаг и т.п.
Финансовое предпринимательство обслуживает производственное и коммерческое предпринимательство. В первую очередь это коммерческие банки и иные коммерческие учреждения финансовой организации (инвестиционные компании, паевые фонды и т.п.). Их основные функции:
- привлечение временно свободных денежных средств;
- предоставление на платной основе кредитов
- осуществление расчетных операций по поручению своих клиентов. Это могут быть операции с ценными бумагами (эмиссия, покупка, продажа и т.д.), лизинговые операции, факторинговые и др.
Наряду с этими основными 3 видами предпринимательства можно назвать и другие виды предпринимательства:
- консалтинговые фирмы
- рекламные
- страховые
- аудиторские
и др.
Наряду с вышеназванными критериями классификации существуют другие критерии:
5. Субъективность собственности в отношении имущества. В соответствии с законодательством РФ существует 3 формы отношения собственности (пользование, владение, распоряжение). Выделяются:
- организации, находящиеся в частной собственности
- государственные или муниципальные организации. Это организация, имущество которого принадлежит всему обществу.
Частные предприятия составляют частные сектор экономики, не находящийся под руководством государства, но контролируемый государства и регулируемый им в рамках законодательства.
6. Характер выпускаемой продукции. Каждой организации свойственен вещественный или невещественный результат деятельности, который выступает как товар, работа или услуга.
Товар – это материальное изделие, предназначенное для продажи. Особенностью товара является то, что производитель не имеет непосредственного контакта с потребителем. Производит товар производитель на основе собственного замысла с перспективой выхода на рынок для участия в конкурентном противостоянии с другими производителями. Товар может оказаться и не реализованным. Затраты, связанные с производством товара, несет производитель. Как правило, производится товар на стационарных рабочих местах.
Работа, с одной стороны, – некий процесс, то есть деятельность человека, с другой стороны – результат. Результатом работы также является некоторое готовое изделие:
А) вновь созданное
Б) усовершенствованное
Во всех случая работа осуществляется на основе предварительного, конкретного заказа потребителя (это отличие от товара), следовательно, ей предшествует заключение договора между производителем и потребителем. Во многих случаях работа не связана со стационарным местом (пример – ремонт помещения, ремонт предметов домашнего обихода).
Услугой называют действие, удовлетворяющее чью-либо потребность, но не сопровождающееся созданием материального изделия. Как и работа услуга выполняется по заказу определенного лица на основе договора, который предшествует данному действию. Пример – организация спортивных занятий, медицинское обслуживание, образовательная услуга. Услуги оказываются как в стационарных условиях, так и вне их частное репетиторство).
7. Степень концентрации производства продукции. В мировой практике выделяют 3 группы предприятий:
- малые
- средние
- крупные
Такое деление довольно условно. В основу деления положены:
Во-первых, - численность персонала
Во-вторых, - стоимость основного капитала
В-третьих, - объем выпускаемой продукции
В России малыми предприятии считаются с численностью работников – до 100 человек (промышленность, строительство, транспорт). Субъектам РФ предоставлено право самим определять критерии. В Москве к малым относятся предприятия с численность персонала до 200 работников.
Преимущества малых предприятий:
- Возможность быстро реагировать на потребности рынка
- Возможность избирательно удовлетворять нужды потребителя в зависимости от платежеспособности потребителя, от моды и т.п.
Наряду с малыми предприятиями создаются средние и крупные предприятия. Их преимущества состоят в возможности иметь высокие экономические показатели за счет концентрации ресурсов, за счет специализации, за счет возможности использовать высокопроизводительного сложного оборудования, за счет возможности использовать достижения НТП.
8. Состав типов производимой продукции. С этой точки зрения говорят о существовании:
- узкоспециализированных предприятий
- многопрофильных предприятий
- комбинированных предприятий
Узкоспециализированное предприятие имеет ограниченный ассортимент продукции. Преимущества:
- экономия на удельных (средних) затратах за счет массовости производства.
- использование ограниченного ассортимента сырья (упрощаются связи с поставщиками сырья)
- ограничены требования к персоналу по умению выполнять сложные операции
- специализация труда приводит к быстрому повышению квалификации работников
Слабая сторона:
- определенные трудности обновления номенклатуры выпускаемой продукции (узел телефонной связи, курсы иностранного языка, часовая мастерская, завод бетонной смеси и т.д.).
Многопрофильные – это предприятия, которые создаются для выполнения нескольких видов деятельности. Достоинства:
- занимая сразу несколько ниш, имеет возможность маневра на рынке (снижается зависимость от неблагоприятных факторов рынка, например, - падение спроса на тот или иной вид продукции, обострение конкуренции и т.д.).
Слабые стороны:
- значительная потребность в капиталовложении
- необходимость налаживания многочисленных связей с контрагентами (партнерами)
Комбинированные производства– такие производства, при которых в одном предприятии сконцентрированы разные виды производств, при этом хотя бы часть продукции одного подразделения предприятия является исходным ресурсом для другого ресурса предприятия. Примером является домостроительный комбинат. В котором, например, одно подразделение выпускает бетонную смесь, другое – железобетонные конструкции, а другое – строительство. При этом и бетонная смесь и железобетонные конструкции могут быть реализованы.
9. Устойчивость производственного процесса во времени. Продукция предприятия может иметь круглогодичное востребование, а может – сезонное. Сезонное востребование зависит от времени года, от погодных условий, от обычаев, от традиций, от веяния моды. Например, на многих территориях прекращается речное судоходство. В зависимости от сезонного характера спроса на продукцию и условий производства различают:
1. Круглогодичное производство без перерывов и накопление готовой продукции на складе к предстоящему периоду появления спроса (елочные игрушки). Недостатки:
- дополнительные затраты на хранение продукции
- замедление оборота капитала
Преимущество – непрерывная загрузка производственных мощностей и обеспечение непрерывной работы персонала.
2. Невозможность или нецелесообразность производства продукции в запас. Например – предприятия, производящие продукты питании с ограниченным сроком годности. Предприятие, производящее мороженное, зимой уменьшают его производство и организуют производство кондитерских товаров.
10. Доминирующий фактор осуществления хозяйственной деятельности. Различают:
- предприятия с трудоемким характером производства. Имеют место большие затраты живого труда на изготовление единицы продукции. То есть в стоимости единицы продукции удельный вес зарплаты высок.
- предприятия с материалоемким производством.
- энергоемкое производство. Имеет место высокое потребление газа, электроэнергии и т.п.
- капиталоемкое производство. Предприятия, где имеют место большие затраты основного капитала.
- наукоемкое производство. То есть предприятия, которые требуют предварительных больших научно-исследовательских разработок.
Формы объединения
- Картель. Это объединение предприятий, имеющих одинаковую отраслевую ориентацию. Объектами соглашения являются:
- объемы производства (квоты – доля каждого предприятии)
- цены
- рынки сбыта
- Консорциум – это временное объединение предприятий. Цели:
- получение заказа для его совместного выполнения, когда его выполнение каждым предприятием невозможен
- совместное инвестирование средств в крупные проекты
- совместная научная разработка проектов
- Синдикат – это такое объединение, которое создается однородными предприятиями. Цель:
- регулярный сбыт своей продукции через общую структурную единицу (сбытовую контору), с которой все участники синдиката вступают в договорные отношения.
- Концерн – объединение предприятий через «систему участия». Суть концерна состоит в том, что одно многоотраслевое предприятие выступает как основное (материнское) по отношению к ряду других предприятий (дочерних). Дочерние предприятия фактически подчиняются материнскому предприятию. Дочерние предприятия свою самостоятельность теряют. «Система участия» предполагает создание разветвленной иерархической системы предприятий. Дочернее предприятие может быть материнским для нижестоящих.
Активы предприятия
Активами предприятия называют ценности, которыми владеет и распоряжается фирма в своих коммерческих целях. Различают:
- Оборотные активы – такие активы, которые оборачиваются в течение одного операционного цикла, меняя свою материально-вещественную форму на денежную и наоборот. Денежные средства, вложенные в оборотные активы, называются оборотными капиталом или оборотными средствами.
- Внеоборотные активы – это те активы, которые используются в течение длительного срока. Они включают в себя:
1) капитальные вложения;
2) долгосрочные финансовые вложения;
3) нематериальные активы;
4) основной капитал.
Капитальные вложения – это денежные вложения фирм в инновационные проекты, социально-экономические программы развития предприятия (строительство детского сада, профилактория и т.п.), капитальное строительство, в реконструкцию и обновление. Отдачу эти вложения дают через значительный срок.
Долгосрочные финансовые вложения – это денежные затраты фирм на приобретение ценных бумаг или предоставление фирмами под векселя или другие долговые обязательства долгосрочных займов другим фирмам. Цель – участие в управлении делами других компаний. Это получение дивидендов по акциям или процентов по облигациям, или процентов за предоставленные кредиты.
Нематериальные активы – это такие активы, которые натурально-вещественной формы не имеют. Это права на изобретение, на издание, права на пользование землей, право на организация предприятия, на владение торговыми марками и т.д.
Основной капитал (основные средства) представляют собой часть имущества фирмы, которое используется в качестве средств труда при производстве и реализации продукции, выполнении работ или оказании услуг и имеет срок полезного использования более 12 лет. Это имущество фирмы в течение длительного времени сохраняет свою материально-вещественную форму. По частям переносит свою стоимость на стоимость создаваемого продукта. Используется для получения владельцами фирмы дохода.
Амортизация
Амортизация – это перенос стоимости основного капитала на стоимость продукции.
Амортизационные отчисления – это часть стоимости основного капитала, которая и переносится на стоимость продукции и включается в себестоимость этого продукта.
Норма амортизации – это выраженная в процентах доля стоимости основного капитала, подлежащая переносу на стоимость создаваемого продукта.
В ст. 256 25-ой главы налогового кодекса дан перечень не подлежащих амортизации объектов:
Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, производные финансовые инструменты (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты).
Все амортизируемое имущество разделяется на 10 групп в соответствии с «Классификацией основных средств»:
1. Недолговечное имущество со сроком использования от 1 до 2 лет включительно.
2. Срок от 2 до 3 лет.
3. свыше 3 лет до 5 лет включительно
4. свыше 5 лет до 7 лет включительно
5. свыше 7 лет до 10 лет включительно
6. свыше 10 лет до 15 лет включительно
7. свыше 15 лет до 20 лет включительно
8. свыше 20 лет до 25 лет включительно
9. свыше 25 лет до 30 лет включительно
10. свыше 30 лет
Это нужно для того, чтобы предприятие могло самостоятельно рассчитывать амортизационные отчисления (нормы).
Основные средства включаются в состав амортизированного имущества с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были введены в эксплуатацию.
Амортизация начисляется ежемесячно, отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.
Существует несколько методов начисления амортизации, но в рамках налогового учета используются 2 метода: линейный и нелинейный.
Кроме этих методов существуют и иные: способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования объекта; способ списания стоимости объекта пропорционально объему произведенной продукции или выполненных работ.
Применяется к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в 8-ую, 9-ую и 10-ую амортизационную группу (срок полезного использования свыше 20 лет).
К остальным основным средствам (1…7 группы) фирма может применять как линейный, так и нелинейный методы начисления амортизации.
Линейный метод:
0. Покупка оборудования.
1. Определение амортизационной группы для оборудования по классификации основных средств.
2. Предприятие самостоятельно определяет предполагаемый ею предполагаемый срок. использования купленного объекта в месяцах.
3. Фирма самостоятельно рассчитывает норму амортизации. В этом случае единицу делят на срок полезного использования и умножают на 100%
k = 1/n*100%, n – срок полезного использования, месяцев; k – норма амортизации.
4. Расчет ежемесячных амортизационных отчислений также учитываются, когда определяются данные отчисления. В этом случае данную норму амортизации умножают на первоначальную стоимость и делят на 100%
A = (k*Фпервон ст-ть)/100% рублей.
5. Ежемесячно одна и та же величина включается в стоимость продукции.
Нелинейный метод.
Отличия от линейного метода:
1) Норма амортизации рассчитывается как 2 делить на срок полезного использования в месяцах:
k = 2/n
2) Амортизационные отчисления считаются: норму амортизации умножают на остаточную стоимость и делят на 100:
A = (k*Фостаточная ст-ть)/100% рублей.
3) Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, но при этом. Начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта достигает 20% от первоначальной или восстановительной стоимости этого объекта, амортизация по нему начисляется в следующем порядке:
1. Остаточная стоимость объекта фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов
2. Сумма начисленных за месяц амортизаций определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на оставшуюся до истечения срока полезного использования данного объекта.
Активная часть капитала
Активной частью капитала следует считать ту его часть, которая непосредственно используется в производственном процессе. К активной части капитала следует относить оборудование, сырье, топливо, энергию. Действительно, данные факторы участвуют в процессе производства в самом прямом материальном соприкосновении друг с другом. От этого взаимодействия и рождается новый продукт. Чем интенсивнее процесс производства, тем больше потребляется на предприятии сырых материалов, топлива, энергии, тем выше оборачиваемость оборотного капитала, т.е. чем выше интенсивность процесса труда, тем больше скорость обращения оборотного капитала. Чем выше интенсивность производства, тем быстрее изнашивается оборудование, тем большее количество сырья требуется для нормального протекания производственного цикла, тем больше расходуется энергии и топлива, потому, что данные факторы в процессе производства взаимодействуют друг с другом материально. И чем активнее производство, тем активнее такое взаимодействие. Вследствие вышеизложенных обстоятельств и следует называть часть капитала, составляющую определенные известные нам факторы производства активной частью производительного капитала.
Пассивная часть капитала
Пассивная часть создает условия на предприятии для нормального протекания хозяйственного процесса (здания и сооружения, в первую очередь).
Нелинейный метод.
Отличия от линейного метода:
1) Норма амортизации рассчитывается как 2 делить на срок полезного использования в месяцах:
k = 2/n
2) Амортизационные отчисления считаются: норму амортизации умножают на остаточную стоимость и делят на 100:
A = (k*Фостаточная ст-ть)/100% рублей.
3) Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, но при этом. Начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта достигает 20% от первоначальной или восстановительной стоимости этого объекта, амортизация по нему начисляется в следующем порядке:
1. Остаточная стоимость объекта фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов
2. Сумма начисленных за месяц амортизаций определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на оставшуюся до истечения срока полезного использования данного объекта.
Частная собственность
Преимущества:
-обеспечивает рассеивание экономической власти в обществе между его многочисленными субъектами,
-создает условия для свободного предпринимательства и конкуренции, защищает общество от диктатуры государства
-побуждает людей увеличивать свое состояние и эффективно им пользоваться
-стимулирует развитие, способствует эффективному распределению ресурсов
Недостатки:
- разделение людей на противостоящие друг другу классы, эксплуатация, возбуждение в людях алчности, жажды наживы
-частные предприятия не могут удовлетворять общественные потребности в национальной безопасности, образовании, решать проблему загрязнения окружающей среды
- частная собственность способствует неравномерному распределению дохода, вызывает социальное расслоение, экономические кризисы, безработицу
Коллективная собственность
Преимущества:
-отдача от масштаба в технологиях по ее использованию и защите
-использование механизмов взаимного страхования
Недостатки:
-наличие у собственников различных целей
-конфликт между индивидуальными и коллективными интересами
- конфликт между долгосрочными и краткосрочными интересами
Традиционная экономика
Традиционная экономическая система – это система, в которой традиции и обычаи позволяют использовать неограниченные ресурсы. Она является самой древней. При традиционной экономике земля и капитал находятся в общем владении, а основные экономические проблемы общества — что, как и для кого производить — решаются, главным образом, на основе традиционных родоплеменных или полуфеодальных иерархических связей между людьми. Для традиционной экономики характерно натуральное хозяйство.
Отличительные черты традиционной экономики:
- примитивные технологии;
- преобладание ручного труда;
- члены экономических отношений объединены в крепкую социальную сеть;
- ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями.
Для традиционной экономики характерно малопроизводительное фермерство, охота и собирательство — нет регулярных излишков пищи, и поэтому торговля не носит постоянный характер.
Подобный тип экономической системы характерен для первобытного общества, однако продолжает сохраняться и сейчас в сельскохозяйственных зонах южной Америки, Азии и Африки и других регионах Земли. В современных условиях заметна роль иностранного капитала, особенно в развитии инфраструктуры и социальной поддержки бедняков.
Рыночная экономика
Рыночная экономика — социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений. Это экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.
Рыночная экономика- экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов; присвоения прибавочной стоимости.
Основные черты:
- конкуренция;
- многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);
- свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;
- ориентированный на покупателя рынок.
Обладает следующими свойствами:
- рыночное ценообразование не предполагает какого-либо вмешательства государства;
- любое вмешательство государства в экономику является ограниченным.
Одним из достижений рыночной экономики считают равенство и равные возможности.
Современный рынок - это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей. У них есть свои преимущества и недостатки. По данным ООН, разрыв в средних доходах междусредними доходами по рыночной экономике в 60-х гг. составил 30 раз, 2000-х – 74, 2010-х – 83.
Командная экономика
Командная экономика – плановое хозяйство, где экономический порядок и материальные затраты находятся в общественной собственности и решения принимаются централизованно. Такая экономическая система зачастую отрицает частную собственность на средства производства либо полностью, либо частично, и противопоставляет себя рыночной экономике.
Преимущества:
- меньшая безработица;
- меньшее социальное расслоение;
- возможность концентрирования всех ресурсов для производства определённой продукции, что может быть важным в кризисной ситуации.
Недостатки:
•невысокое качество продукции массового потребления из-за отсутствия рыночной конкуренции;
•отсутствие стимулов для работника и производителя;
•трудоёмкий процесс планирования;
•современный уровень развития планирования не в состоянии оперативно реагировать на новейшие достижения научно-технического прогресса.
Смешанная экономика
Смешанная экономика — экономика, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства.
В рамках смешанной экономики как государство, так и частные предприятия и корпорации имеют право в собственности или оперативном управлении средствами производства, свободно перемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнять работников, и фактически являются равноправными игроками рынка.
Деятельность государства финансируется за счёт налогов и акцизов, но главным образом — за счёт его собственной экономической деятельности, обеспечивающей ему необходимую финансовую самостоятельность и имеющей своей целью как раз обеспечение базовых его функций.
38. Модели в рамках социально-экономических типов общества(нет уверенности в правильности ответа)
Традиционные обществахарактеризуются высоким развитием сельскохозяйственного труда. Главным сектором производства является заготовка сырья, которая осуществляется в рамках крестьянских семей; члены общества стремятся к удовлетворению главным образом бытовых потребностей. Основой экономики является семейное хозяйство, способное удовлетворить если не все свои потребности, то значительную их часть. Техническое развитие крайне слабо. В принятии решений основным методом является метод «проб и ошибок». Социальные отношения развиты крайне слабо, как и социальная дифференциация. Такие общества ориентированы на традицию, следовательно, направлены в прошлое.
Индустриальное общество -общество, которое характеризуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономического роста. Экономическое развитие осуществляется в основном за счет экстенсивного, потребительского отношения к природе: для удовлетворения своих актуальных потребностей такое общество стремится к максимально полной разработке имеющихся в его распоряжении природных ресурсов. Главный сектор производства — обработка и переработка материалов, осуществляемые коллективами рабочих на фабриках и заводах.
Постиндустриальное общество— это общество, которое зарождается в настоящий момент и имеет ряд существенных отличий от индустриального общества. Если для индустриального общества свойственно стремление к максимальному развитию промышленности, то в постиндустриальном гораздо более заметную (а в идеале первостепенную) роль играют знания, технология и информация. Основой постиндустриального общества является информация, что порождает новый тип общества – информационный. Сторонники теории информационного общества считают, что это общество характеризуется процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития обществ. Вместо централизации налицо регионализация, вместо иерархизации и бюрократизации — демократизация, вместо концентрации — разукрупнение, вместо стандартизации — индивидуализация. Все эти процессы обусловлены информационными технологиями.
Мотивы и цели потребителя
Мотивами называются внутренние побудительны