Теоретические основы рыночной инфраструктуры

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

1.1. Сущность и значение инфраструктуры.

1.2. Классификация инфраструктурных комплексов.

1.3. Формирование различных теоретических концепций рыночной инфраструктуры.

Сущность и значение инфраструктуры

Научно-технический прогресс, ускоряя развитие производительных сил, способствует углублению общественного разделения труда. С ростом масштабов производства увеличивается потребность в сырье, вспомогательных материалах, энергии, транспорте, связи, хранилищах, инженерном и ремонтно-техническом обслуживании, материально-техническим снабжении. В связи с этим возникает необходимость в целом комплексе отраслей, обслуживающих производство, обеспечивающих его функционирование и развитие. Совокупность таких отраслей называют производственной инфраструктурой. Инфраструктура – неотъемлемая часть производительных сил, от уровня развития которой в значительной степени зависят конечные результаты производства.

Для обозначения термина «инфраструктура» используются различные определения, отражающие те или иные аспекты данной экономической категории. Здесь приведены два определения, которые достаточно полно характеризуют суть инфраструктуры в целом.

Инфраструктура(лат. Infra –ниже, под и struktura – настроение, расположение) – комплекс отраслей народного хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества. Для всей экономики это капитальные сооружения, использование которых предприятиями и отдельными гражданами обеспечивается обычно государством (автомагистрали, мосты, городские транспортные системы, водопровод и канализация, аэропорты и др.), для фирмы (компании, предприятия) это службы и сооружения, необходимые для производства продукции, создание которых собственными силами обошлось слишком дорого и поэтому обеспечивается государством или другими фирмами (водоснабжение, электроэнергия, вывоз производственных отходов, перевозка грузов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансовое и банковское обслуживание).

Инфраструктура(англ.infrastructure)– совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать нормальные условия для функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей. Различают производственную и социальную инфраструктуры. В инфраструктуру включают дороги, связь, транспорт, складское хозяйство, внешнее энергоснабжение, водоснабжение, спортивные сооружения, озеленение, предприятия по обслуживанию населения. Иногда к инфраструктуре относят науку, образование, здравоохранение.

Одна из важнейших задач инфраструктуры – постепенное освобождение предприятий от выполнения функций обслуживания производства и сосредоточение их усилий на основной деятельности.

Наиболее важной чертой инфраструктуры, определяющей ее место внутри агропромышленного комплекса, является ее способность выступать в роли координатора деятельности отдельных отраслей и предприятий. Будучи материальной основой связей между различными отраслями АПК, инфраструктура позволяет обеспечить их функционирование по единой программе, ориентированной на достижение более высоких конечных результатов.

Развитие инфраструктуры способствует также повышению уровня кооперации производства. Причем затраты на развитие производственной инфраструктуры окупаются за 3–4 года, т.е. почти вдвое быстрее, чем по народному хозяйству в целом.

Следует подчеркнуть, что отрасли и подразделения инфраструктуры не производят конечной продукции, а лишь создают материальные и нематериальные предпосылки для ее производства и реализации. Одни из них (например, дороги, транспорт, ремонтные службы, материально-техническое снабжение) обеспечивают подготовку процесса производства, другие (агросервис, ветеринарное и техническое обслуживание и т.д.) – его бесперебойность, третьи (хранение, первичная обработка и сбыт продукции) – успешное завершение.

Формирование различных теоретических концепций

Рыночной инфраструктуры

Исследования проблем развития рыночной инфраструктуры ведутся с начала ΧΧ века, но само понятие «инфраструктура»(в пер.с англ. – основа, фундамент) стало применяться в экономической литературе США и Западной Европы только с середины ΧΧ столетия. Термин «рыночная инфраструктура» впервые появился в западной экономической литературе в 40-х годах ΧΧ века, до этого времени для обозначения рыночных структур, обслуживающих процессы товародвижения использовались термины «marketing system», «distribution system». В работах разных ученых-экономистов США «marketing» имеет следующие основные значения: торговля, сфера обращения товаров, система реализации товаров, концепция управления производством и сбытом продукции. Термин «distribution» используется как для обозначения торгово-распределительных процессов на микроуровне, так и экономических процессов в сфере обращения на макроуровне.

В настоящее время в научном экономическом сообществе сформировался целый ряд теоретических концепций инфраструктуры. Формирование этих концепций происходило в процессе развития различных школ и направлений. Начало было положено в рамках теории распределения продукции в конце ΧΙΧ века.

Первые идеи, послужившие основой концепции накладных расходов, были высказаны шведским экономистом К. Викселем, который выделил прямые производственные издержки и накладные издержки общества, необходимые для развития сфер деятельности, обслуживающих процесс производства. Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах Дж. Кларка, который выделил накладные издержки на микроуровне и макроуровне. К первым он относил затраты, связанные с содержанием снабженческих и сбытовых фирм, финансово-аудиторских контор, фирм, занимающихся изучением спроса, рекламной деятельностью, научно-техническим и информационным обслуживанием и т.д. Во вторую группу Кларк включал расходы, связанные с развитием отраслей, необходимых для развития рынка в целом и способствующих развитию частного предпринимательства. К таким отраслям он относил транспорт, связь, складское хозяйство и другие отрасли, обеспечивающие процессы товарного обращения в экономике. Отстаивая идею государственного регулирования рыночной экономики, Кларк предлагал различные формы государственного вмешательства в развитие этих отраслей, включая государственные инвестиции в развитие железнодорожного транспорта и складской системы общего пользования, регулирование транспортных тарифов на перевозки товаров, арендной платы за пользование объектами государственной системы складского хозяйства и др.

У. Ростоу в своей работе, посвященной теории стадий экономического роста, обосновывал приоритетность развития так называемых непромышленных секторов, включая обслуживающие рынок отрасли общехозяйственного значения, т.е. отрасли рыночной инфраструктуры в современном значении этого термина. У. Ростоу использовал концепцию общественных накладных расходов и доказывал возможность получения в результате этих расходов тройного эффекта в экономике: сокращение издержек обращения, быстрый рост внешней торговли и экспортных отраслей и создание капиталов для развития современной промышленности.

Концепцию накладных издержек разделял и П. Самуэльсон, который отмечал, что развитие рыночной инфраструктуры способствует укреплению экономических позиций частных предпринимателей, создавая благоприятные условия для деятельности в основных отраслях экономики.

Дальнейшее развитие теории рыночной инфраструктуры привело к тому, что ее приняли как органическую часть всей системы инфраструктуры экономики, включающей производственную, социальную и институциональную составляющие. При этом основной акцент в этих работах был сделан на исследование проблем создания общих экономических условий для развития частного сектора и формирования системы государственного регулирования развития инфраструктуры на федеральном и местном уровнях. Так, Д. Ашауэр доказал положительное влияние уровня развития рыночной инфраструктуры на рост нормы прибыли в частном секторе, достигаемый за счет ускорения процессов товародвижения, оборачиваемости капитала, снижения издержек производства и обращения, и сделал вывод о целесообразности государственной поддержки развития инфраструктуры, ведущей в конечном счете к повышению эффективности экономики.

Таким образом, в рамках концепции накладных расходов рыночная инфраструктура трактуется как общее условие развития рынка с целью создания благоприятного климата для функционирования частного капитала.

Концепция накладных расходов, сформировавшаяся в работах американских исследователей 60-х годов XX века, оказала большое влияние на развитие исследований проблем рыночной инфраструктуры в развивающихся странах, а также в странах Восточной Европы и бывшего СССР. В последствии развитие рыночной инфраструктуры рассматривали в качестве основного фактора экономического роста, полагая, что только на основе создания общих условий развития рынка, включающих создание системы оптовой и розничной торговли, системы рыночной информации и стандартизации, контейнерного хозяйства, финансовых и страховых компаний и других необходимых структур, возможно развитие базовых отраслей промышленности и экономики в целом.

Согласно распределительной концепции рыночная инфраструктура представляет собой систему каналов распределения товаров в сфере обращения. Истоки формирования этой концепции исходят из исследований А. Шоу.

Исследуя проблемы рыночного распределения, под термином «market distribution» он понимал сферу обращения или торгово-распределительную систему, обеспечивающую связь между сферой производства и потребления. Анализируя основные функции товарного обращения – транспортировка товаров, складирование, сортировка, доставка и реализация товаров потребителю, финансирование товарного обращения, – он обосновал необходимость комплексного исследования системы торгово-распределительных процессов, включая в нее не только торговлю (в узкоотраслевом смысле), но и другие отрасли экономики, участвующие в этих процессах.

Начиная с 20-х годов XX века, исследователи концентрируются на рационализации движения товарных потоков в сфере обращения. Появляются различные теоретические и методологические подходы к исследованию процессов товарного обращения и рыночной инфраструктуры.

Ф. Кларк предложил использовать трехмерный подход в исследовании рыночных процессов, выделяя при этом процессы концентрации, выравнивания и рассредоточения (дисперсии). Он отмечал, что анализ товарных потоков в рыночной системе имеет два основных аспекта. Во-первых, анализ процессов концентрации товарных масс сырья, материалов, продовольствия и промышленных товаров в оптовых центрах и, во-вторых, анализ процессов рассредоточения этих товаров и доведения их до потребителей – промышленных предприятий (сырье и материалы) и оптовых посредников (промышленные товары), которые впоследствии реализуют товары розничным фирмам. Ф. Кларк выделяет особую сферу деятельности, которая существует между процессами концентрации и рассредоточения, определяя ее как «выравнивание».

Эта деятельность включает различные методы приведения в соответствие товарного предложения и спроса на рынке, включая временной, количественный и качественный аспекты. В результате Ф. Кларк делает вывод о том, что перечисленные три вида торгово-распределительных процессов составляют основное содержание деятельности отраслей сферы обращения и рыночной инфраструктуры.

Распределительная концепция рыночной инфраструктуры окончательно сформировалась к середине 60-х годов ΧΧ века. В рамках этой концепции под рыночной инфраструктурой понимается совокупная деятельность, обеспечивающая движение потока товаров от производителя к потребителю: хранение, транспортировка, сортировка, продажа и весь объем операций, осуществляемый торговыми посредниками. Развитие этой концепции в 70–90-х годах происходило по трем основным направлениям:

· эволюция торгово-распределительной системы в условиях возрастания конкуренции;

· разработка системы программирования распределительной системы;

· развитие теории каналов распределения и разработка вертикальных, горизонтальных и многоканальных торгово-распределительных систем.

Анализ экономических процессов сферы обращения с позиций теории каналов распределения позволил выявить основные закономерности взаимосвязей и взаимозависимости элементов рыночной инфраструктуры, понять сущность материальных, финансовых, информационных, организационных связей в системе рыночной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие субъектов рыночной экономики в процессе реализации товаров и услуг.

Согласно институциональной концепции рыночная инфраструктура представляет собой систему взаимодействующих субъектов сферы обращения, выступающих в различных организационно-правовых формах и обеспечивающих торгово-экономические связи между производством и потреблением.

Особенность этого подхода состояла в институциональном структурировании рынка. Выделялся первичный рынок и промежуточный, организованный и неорганизованный, а также основные агенты рынка – производители, посредники и розничные торговцы. В наиболее разработанном виде институциональная концепция рыночной инфраструктуры проявилась в работе Е. Дудди и Д. Ревзана, которые разработали комплексную институциональную структуру рынка, выделив в ней в качестве самостоятельной подсистемы рыночную инфраструктуру, включающую различные типы экономических агентов, предлагающих услуги хранения товаров, специализированного транспорта, финансирования, торгового посредничества, рекламы, страхования и др.

Е. Дудди и Д. Ревзан разработали научную классификацию агентов рынка и систему критериев отнесения различных агентов к рыночной инфраструктуре, включающую тип выполняемых операций, право собственности на товары, объемы продаж, степень полноты осуществляемых функций, уровень интеграции в рыночной системе.

Логистическая концепция рассматривает рыночную инфраструктуру как систему объектов транспортных и технических средств, обеспечивающих перемещение товаров по каналам товародвижения, т.е. в центре внимания находится материально-технический аспект инфраструктуры, а вопросы социально-экономического характера отступают на второй план.

Ученые-специалисты по проблемам товарного обращения подошли к осознанию того, что рационализация распределения произведенной продукции позволяет снизить издержки обращения без значительных капитальных затрат, что в данной области имеется значительный потенциал снижения издержек, сокращения времени доставки и, следовательно, повышения конкурентоспособности.

Для этого периода характерна интеграция складского хозяйства транспортной сферы и координация их использования. На этом этапе транспортные и складские фирмы устанавливают тесные взаимные связи, начинают работать на общий экономический результат по единому графику и единой технологии, включая определение характера тары и упаковки с учетом взаимных интересов.

В 70-е годы ΧΧ века к процессам взаимодействия транспортировки и складирования начинает подключаться планирование производства, что позволяет повысить качество обслуживания потребителей на основе своевременного выполнения заказов, а также улучшить использование транспортно-складского и погрузочно-разгрузочного оборудования.

Центральным понятием в логистической концепции становится понятие материального потока, под которым понимается совокупность товаров, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенных к временному интервалу. При этом к логистическим операциям относятся перемещение, разгрузка, укладка на поддоны, распаковка, укладка на хранение, отборка, комплектование и т.д.

С конца 70-х годов совокупность материалопроводящих звеньев процесса товародвижения приобретает целостный характер, происходит смена приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками.

Логистическая концепция начинает широко применяться к управлению материальными потоками в целях интеграции отдельных агентов процесса товародвижения в единую систему, способную быстро и эффективно доставить необходимый товар потребителю.

Особенностью маркетинговой концепции является рассмотрение рыночной инфраструктуры как видов деятельности, способствующих реализации продукции и формированию нового спроса на товары и услуги. Основы этой концепции были заложены американскими экономистами А. Шоу и Л. Уэлдом, выдвинувшими идею разработки новой философии бизнеса, связанной с рыночной ориентацией промышленных фирм, формированием спроса и созданием для этой цели комплекса инфраструктурных служб, занимающихся продвижением производимой продукции на рынок. B рамках этих теорий рыночная инфраструктура рассматривалась как один из элементов системы управления рынком на уровне отдельной производственной фирмы, и в основу этой системы были положены принципы принятия хозяйственных решений на базе рыночной информации и методы стимулирования спроса и продвижения продукции на рынок.

В рамках маркетинговой концепции изучаются различные аспекты рыночной инфраструктуры, связанные с удовлетворением потребностей потребителей и предложением комплекса рыночных услуг, прогнозированием рынка, анализом внутренней и внешней среды, изучением покупателей и конкурентов, оптимизацией каналов товародвижения и организацией сбыта, обеспечением технического сервиса, осуществлением рекламной деятельности и других мер по продвижению товаров на рынок.

С развитием макроанализа в теории маркетинга меняется подход к анализу рыночной инфраструктуры. Понятие рыночной инфраструктуры трактуется с позиций решения проблемы реализации в масштабах всего общества и стимулирования экономического роста в стране, а ее основные функции заключаются в создании условий для продвижения продукции от производственных предприятий к потребителям. При этом акцент делается на изучение процесса воспроизводства, определение его оптимальных пропорций и разработку методов их регулирования с целью обеспечения устойчивого экономического роста. Такой подход получил название макромаркетинга в отличие от микромаркетинга, согласно которому рыночная инфраструктура рассматривалась на уровне отдельной фирмы в рамках деятельности по сбыту продукции. Подход макромаркетинга предполагает рассмотрение рыночной инфраструктуры с позиций общественного процесса производства и обращения, обеспечивающего формирование и удовлетворение спроса на товары и услуги с помощью производства, стимулирования сбыта и обслуживания покупателей.

Анализ основных концепций развития рыночной инфраструктуры позволяет сделать вывод.

Во-первых, каждая из концепций исходит из определенных целей и задач исследования, которые определяют основные методологические подходы и изучаемые аспекты данной проблемы. Так, концепция накладных расходов в основном рассматривает рыночную инфраструктуру с точки зрения экономико-организационного и финансового аспектов.

Институциональная концепция концентрируется на изучении экономико-правового и экономико-организационного аспектов, маркетинговая концепция в большей степени ориентирована на исследование функционального, финансового, экономико-организационного аспектов.

В распределительной концепции акцент делается на функциональном, отраслевом и пространственном аспектах, а в логистической концепции – на организационно-технологическом аспекте (таблица 1).

Таблица 1 - Характеристика научных идей, содержащихся в различных концепциях рыночной инфраструктуры

Концепции Сущность рыночной инфраструктуры Основные конструктивные идеи
Накладных расходов Система общих условий развития рынка с целью создания благоприятного экономического климата для функционирования частного капитала Создание комплекса экономических условий для функционирования товарного обращения и развития предпринимательской деятельности
Институциональная Система взаимодействующих организаций сферы обращения, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением Выбор институциональных форм организации рыночной инфраструктуры и вариантов взаимодействия в рамках совершаемых сделок
Маркетинговая Совокупность видов деятельности, способствующих реализации товаров на рынке и формированию нового спроса на товары и услуги Формирование рыночной инфраструктуры, обслуживающей всю систему рынков, исходя из приоритетности интересов потребителя
Распределительная Совокупность видов деятельности, обеспечивающих движение потоков товаров от производителей к потребителю Выбор эффективных каналов товародвижения и обслуживающей их инфраструктуры для различных типов рынка
Логистическая Система материально-технических объектов и средств, обслуживающих процессы физического перемещения товаров и опосредующих эти процессы, информационные и финансовые потоки Рационализация транспортно-складских процессов, материальных, финансовых и информационных потоков в сфере обращения

Если в концепции накладных расходов рыночная инфраструктура определяется как система общих условий развития рынка и ее главная функция видится в создании благоприятного климата для развития предпринимательской деятельности, то в институциональной концепции в центре внимания находится система организаций сферы обращения, составляющая сущность рыночной инфраструктуры, и ее основной функцией является обеспечение их взаимодействия. В маркетинговой концепции при рассмотрении сущности рыночной инфраструктуры главное внимание уделяется такой ее важной функции, как обеспечение процессов реализации товаров на рынке и формирование нового спроса. Распределительная и логистическая концепции рассматривают инфраструктуру как систему товародвижения, при этом распределительная концепция основана на исследовании экономических и финансовых проблем, а логистическая – на анализе материальных и технических вопросов движения товаров от производителя к потребителям.

ТОВАРОПРОВОДЯЩИЕ СЕТИ

3.1. Каналы сбыта.

3.2. Аукционы.

3.3. Фирменная торговля.

3.4. Электронная торговля как особый канал распределения товаров.

3.5. Складирование, хранение и сервис товаров.

Каналы сбыта

Производство и потребление товаров, представляющих собой составные части непрерывно повторяющегося процесса воспроизводства, отделены друг от друга как во времени, так и в пространстве. Произведенный товар должен быть доставлен в заданное место, в установленное время и в необходимом количестве. На практике это обеспечивается функционированием каналов сбыта (распределения). Функции распределения товара может выполнять сам производитель. Однако в силу ряда причин он это делает далеко не всегда, а прибегает к услугам различного рода посредников, в качестве которых могут выступать как юридические, так и физические лица. При этом в процессе доведения до потребителя может неоднократно меняться собственник товара.

теоретические основы рыночной инфраструктуры - student2.ru теоретические основы рыночной инфраструктуры - student2.ru теоретические основы рыночной инфраструктуры - student2.ru теоретические основы рыночной инфраструктуры - student2.ru Схема продвижения товара от производителя к потребителю следующая: товаропроизводитель " заготовительные организации и предприятия " посреднические торговые организации " потребитель. Основными заготовительными организациями являются заготовительные пункты, базы, хранилища, элеваторы, перерабатывающие предприятия. Продукция животноводства поступает в основном на перерабатывающие предприятия. Что касается продукции растениеводства (за исключением сахарной свеклы и технических культур), то здесь продвижение носит многоканальный характер. Картофель и овощи одновременно реализуются на заготовительные пункты, базы, перерабатывающие предприятия и в розничную торговлю.

Определенную роль на рынке сельскохозяйственной продукции играет потребительская кооперация, организации которой объединены в единую систему «Белкоопсоюз». Каналы сбыта системы Белкоопсоюза идентичны с государственной системой. Продукция от товаропроизводителей поступает на заготовительные пункты или прямо на переработку. Дальнейшее продвижение продукции зависит от ее назначения, розничной торговли, общественного питания. Часть продукции (особенно овощи, фрукты, ягоды и картофель) поступает прямо к потребителю, минуя перерабатывающие предприятия или базы хранения.

Немаловажная роль в удовлетворении потребностей населения в продуктах питания принадлежит неорганизованной торговле. Данный вид торговли, в отличие от государственной и кооперативной, осуществляется непосредственно самими производителями сельскохозяйственной продукции. Здесь существует контакт: производитель - потребитель, тогда как государственная и кооперативная торговля выступает в качестве посреднического звена между ними. В условиях перехода к рынку происходит становление рыночных структур – товарных бирж, торговых домов, оптовых рынков и др.

Канал сбыта– совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-либо другому право собственности на конкретный товар на его пути от производителя к потребителю.

Каналы сбыта выполняют ряд функций, связанных, с одной стороны, с обеспечением эффективного сбыта товаров, а с другой – с наиболее полным и своевременным удовлетворением спроса потребителей. С учетом этого основными функциями каналов сбыта являются:

· маркетинговые исследования и сбор маркетинговой информации;

· реализация товаров;

· формирование спроса и стимулирование сбыта;

· установление контактов и поддержание связей с существующими и потенциальными покупателями;

· физическое перемещение товаров, связанное с организацией товародвижения (транспортировка, складирование, хранение, прием и обработка заказов, учетные операции, отгрузка и т.д.);

· финансирование сбытовых операций;

· принятие риска (несение ответственности – финансовой, организационной и, в известной степени, моральной – функционирование самого канала).

Важнейшими характеристиками каналов сбыта являются их длина и ширина.

Длина канала сбытаопределяется числом его уровней (промежуточных звеньев между производителем и потребителем). При этом как уровень канала сбытарассматривается любой посредник, выполняющий ту или иную функцию по «приближению» товара и права собственности на него от производителя к конечному потребителю. В соответствии с этим выделяется несколько вариантов каналов сбыта с разной длиной (рис. 6).

Канал нулевого уровня(прямой сбыт) имеет место в случаях, когда производитель товаров сам вступает в непосредственные отношения с покупателями, не прибегая к услугам посредников.

Одноуровневый каналпредполагает наличие одного посредника, в качестве которого чаще всего выступает розничный торговец, реализующий товар непосредственно потребителю.

Двухуровневый каналхарактеризуется наличием двух независимых посредников: оптового и розничного торговцев.

Трехуровневый каналдопускает наличие между производителем и потребителем трех посредников: чаще всего двух оптовых и одного розничного торговцев.

Каналы сбыта с большим числом уровней используются значительно реже, так как они не позволяют производителю осуществлять эффективное управление ими и контролировать свой комплекс маркетинга.

теоретические основы рыночной инфраструктуры - student2.ru

Рис. 6. Каналы сбыта.

Каналы с большой длиной чаще всего используются для сбыта потребительских товаров. Товары производственного назначения очень часто реализуются посредством канала нулевого уровня, поскольку потребители во многих случаях предъявляют достаточно большой спрос на конкретный товар и необходимость прибегать к услугам посредников отпадает. Речь в данном случае идет о прямых хозяйственных связях между производителями и потребителями. Одноуровневый канал для товаров производственного назначения используется при относительно незначительном спросе потребителей и нестабильных связях при поставках товаров. Посредничество в данном случае является выгодным как для производителя, так и для потребителя.

Свои особенности имеют каналы сбыта услуг. Сама их природа предопределяет необходимость непосредственного контакта между производителем и потребителем (канал нулевого уровня). Однако в ряде случаев для продажи услуг привлекаются посредники. Такой подход, в частности, используется на рынках туристических и страховых услуг.

Еще одной характеристикой каналов сбыта, как уже отмечалось ранее, является их ширина. Она определяется числом посредников, используемых на каждом из его уровней. В соответствии с этим следует различать широкиеи узкиеканалы сбыта.

Принятие решения о выборе того или иного канала сбыта (или их комбинации) – процесс, плохо поддающийся структуризации и формализации. Задача состоит в том, чтобы среди всех возможных каналов выбрать те, которые позволяют производителю обеспечить максимально эффективную деятельность.

Теоретически оптимальным является тот канал сбыта, который обеспечивает:

· выполнение всех функций по продвижению товара от производителя до потребителя;

· достижение преимуществ перед конкурентами;

· более низкую относительную долю расходов в сравнении с другими каналами.

Выбор конкретного канала сбыта определяется рядом факторов (тип рынка; особенности товаров; географическое распределение, особенности, привычки и специфика покупателей; наличие посредников, способных продавать товары производителя; возможность и эффективность использования отдельных видов транспорта и т.д.). Обычно учесть влияние всех вышеперечисленных факторов, действие которых во многих случаях носит разнонаправленный характер, не представляется возможным. Поэтому при оценке различных вариантов каналов сбыта целесообразно использовать ряд обобщенных критериев: экономический, управляемости, гибкости.

Экономический критерий при выборе канала сбыта предполагает сравнение издержек и прибыли, которые будут иметь место при использовании различных каналов. Так, например, в практике маркетинга существует правило, согласно которому «прямая поставка розничному торговцу оправдана в том случае, когда дополнительные расходы для достижения соответствующего уровня продаж меньше маржи оптовика и дополнительных расходов, связанных с рекламой в случае его привлечения».

Критерий управляемости предусматривает необходимость сохранения контроля со стороны производителя за сбытом своих товаров. Чем больше посредников участвует в распределении товаров предприятия, тем ниже уровень контроля.

Критерий гибкости предполагает динамичность процесса формирования каналов сбыта и обусловливает необходимость постоянных уточнений, касающихся длины и ширины каналов сбыта.

Выбор каналов распределения является важным этапом работы. Необходимо соответствующим образом планировать и организовывать работу системы продвижения продукции от товаропроизводителя к потребителю. Процесс организации товародвижения включает следующие этапы: выбор места хранения запасов и способа складирования, определение системы перемещения грузов, введение системы управления запасами, установление процедуры обработки заказов, выбор способов транспортировки продукции. При эффективной организации товародвижения каждый из этих этапов планируется как неотъемлемая часть логически построенной общей системы.

Как показывает опыт развитых стран, обеспечение населения продовольствием требует постоянного государственного контроля и регулирования на всех стадиях производства, обмена и распределения сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время в республике функционируют структуры республиканского значения в этой области деятельности. К ним относятся следующие:

РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» при Министерстве иностранных дел Республики Беларусьпредставляет собой специализированное предприятие, осуществляющее оперативное представление органам государственного управления и контроля, а также субъектам хозяйствования объективной и достоверной информации по вопросам внешнеэкономической деятельности.

Основными видами деятельности центра являются:

· комплексное информационно-аналитическое обеспечение внешнеэкономической деятельности и торговли, включая содействие внедрению технологий электронного маркетинга;

· содействие внедрению в деятельность органов государственного управления, предприятий современных информационно-коммуникативных технологий сбора и обработки маркетинговой информации;

· формирование и ведение специализированных баз данных о конъюнктуре цен на мировом и региональных рынках, а также нормативно-правовых документах, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, условиях тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных операций в странах пребывания загранучреждения МИД;

· оказание маркетинговых, информационных и консультационных услуг предприятиям различной формы собственности.

ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа»предусматривает создание эффективного механизма государственного контроля за соблюдением условий проведения торговых операций, установление единых правил экспорта и импорта товаров, повышение «прозрачности» торговых операций, а также исключение бартера и посреднических звеньев во внешнеторговых операциях.

Создаваемая на базе биржи единая комплексная система становится новой, обеспечивающей оперативный контроль за всеми процессами оптового рынка Республики Беларусь.

Однако регистрация контрактов осуществляется только по отдельным группам товаров. Из продовольственных товаров в перечень включены мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, зерно и продукты из него, какао и продукты из него, кофе, чай.

Данные структуры предусматривают мониторинг, информационно-консультационное обслуживание и содействие продвижению продукции на внешнем рынке.

Аукционы

Термин аукцион (от лат. auctio, auctionis) означает публичную продажу товаров в заранее установленное время и в назначенном месте, при которой покупателем становится тот, кто предложил за этот товар наиболее высокую цену.

Как коммерческие посредники аукционы должны располагать соответствующими помещениями, оборудованием и квалифицированным персоналом. Аукционы могут функционировать в различных организационно-правовых формах. Достаточно часто они действуют в форме крупных акционерных компаний, которые могут монополизировать торговлю определенным товаром. Аукционной торговлей могут заниматься и организации, для которых она н

Наши рекомендации