Эффективность предпринимательской деятельности: понятие, факторы
Предпринимательство успешно развивается при наличии определенных условий и факторов, в совокупности обеспечивающих формирование определенной предпринимательской среды. Эффективность предпринимательской среды определяется, как свидетельствуют научные исследования, условиями экономической свободы и развитием организационно-хозяйственного новаторства. Эти элементы предпринимательской среды в значительной мере отражены в Конституции страны и ГК РФ. В них гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защита всех форм собственности, права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. К сожалению, настоящие правовые положения еще не действуют в полную силу, что тормозит развитие предпринимательства.
Предпринимательская среда как сложная интегрированная система подразделяется на внешнюю, как правило, не зависимую от предпринимателей, и внутреннюю, формируемую непосредственно предпринимателями.
Внешняя предпринимательская среда определяется совокупностью внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства. В частности, на эффективность развития предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют следующие экономические факторы и условия (показатели): уровень ставки рефинансирования, устанавливаемый Банком России; уровень инфляции; число налогов, сборов и платежей и размеры налоговых ставок; уровень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний, фирм).
В понятие эффективности входит отношение результата деятельности к целям, которое некоторые исследователи называют «целевой эффективностью». Отношение результата к целям является определенной мерой соответствия результата и цели. Это соответствие принято считать надежностью. Таким образом, если система функционирует надежно, т. е. результат ее деятельности соответствует целям, то отношение результата к цели близко к максимальному.
В экономической практике под эффективностью предпринимательской деятельности понимают отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности. Экономическая эффективность предпринимательской деятельности представляет собой результативность реального процесса деятельности. Она отражает уровень развития и степень использования ресурсов, текущих затрат и характеризуется успехами в достижении прибыли.
Оценка экономической эффективности предпринимательской деятельности формируется под влиянием множества факторов. К факторам внешней среды, обусловливающим экономическую эффективность деятельности, относятся: рыночные, региональные, социальные, правовые и экологические. Они предусматривают изменение количества рабочих мест в регионе (стране); надежность снабжения населения отдельными видами товаров; воздействие на уровень занятости, правовую обеспеченность на макроуровне. Систематизированный перечень факторов, влияющих на экономическую эффективность предпринимательской деятельности, представлен в табл. 11.1.
К внутренним факторам эффективной предпринимательской деятельности относят научно-технические, торгово-технологические, социальные, экономические, которые характеризуются соответствием системы управления критериям эффективности предприятий.
Взаимодействие факторов экономической эффективности предпринимательской деятельности характеризуется ресурсными возможностями, потенциальными и реальными возможностями (региона) страны в плане экономического развития, потенциальным годовым размером прибыли, финансовым риском, связанный с функционированием и развитием предприятий оптовой торговли в Российской Федерации.
Таблица 11.1. Факторы, влияющие на экономическую эффективность предпринимательской деятельности
Продолжение
В ходе реформ в Российской Федерации за счет развития и углубления сферы деятельности принципиально изменился содержательный аспект оценки экономической эффективности предпринимательской деятельности.
Однако исследования экономистов не выявили существенных изменений в организации предпринимательской деятельности, в работе служб, занятых ею, содержании и рациональном распределении обязанностей между работниками в подходе к решению проблем. Как и раньше, основные функции торгового процесса выполняют руководители предприятий, что особенно характерно для обществ с ограниченной ответственностью. В силу загруженности и отсутствия знания рыночных процессов и малого опыта работы в новых условиях эти специалисты не обеспечивают высокой эффективности торговой деятельности по всем направлениям.
Таким образом, становится очевидным, что как внешняя, так и внутренняя среда предприятий оптовой торговли является достаточно сложной, и современный руководитель не в состоянии отслеживать все факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия. Именно здесь и нужен комплексный критерий, который позволил бы руководителю увидеть деятельность предприятий оптовой торговли в целом не только на данный момент, но и в динамике.
Отсутствие рыночной информации, данных оперативного анализа и неумение постоянно увязывать торговые решения с конъюнктурой рынка снижают эффективность труда специалистов торговой деятельности. Это особенно ярко проявляется в ослабленном внимании к работе по изучению спроса на товары непосредственно на предприятии оптовой торговли. Здесь ослаблена работа по формированию покупательского спроса с помощью необходимой информации и рекламы.
Увеличение занимаемой доли рынка, приращение конкурентных преимуществ обуславливают устойчивость стратегических позиций бизнес – субъекта, т. е. характеризуют возможность эффективности предпринимательской деятельности (табл. 11.2).
В условиях стратегической устойчивости появляются дополнительные возможности для реализации всего круга задач, установленных в рамках маркетинговой концепции и способствующих увеличению прибыльности и доходности предпринимательской деятельности. Таким образом, целевые приоритеты ориентируются в сторону необходимости управления рынком, с помощью которого бизнес-субъект укрепляет свои рыночные позиции и получает дополнительные возможности для повышения совокупного результата своей деятельности в течение периода, обусловленного стратегией.
Таблица 11.2. Зависимость показателя результата предпринимательской деятельности от выбранной стратегии
Отказ от централизации управления деятельностью предприятий оптовой торговли не должен проявляться в полном отстранении органов самоуправления от ее регулирования. Такое регулирование невозможно без критериев, позволяющих сопоставить экономическую эффективность предпринимательской деятельности.