Поведение потребителя: понятие, назначение
Поведение потребителя – это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен. Предпочтения потребителя – это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, т. е. признание одних благ лучшими по сравнению с другими.
Предпочтения покупателя являются субъективными. Субъективными являются и оценки полезности каждого выбираемого блага. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Как и в масштабах экономики, ресурсы индивидуального потребителя ограничены. Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводит к необходимости выбора из различных комбинаций благ, т. е. к необходимости потребительского выбора.
Одно из теоретических объяснений закона спроса, а также потребительского выбора связано с законом убывающей предельной полезности. Этот закон уже был нами сформулирован в самом общем виде, немного позднее мы вернемся к этой формулировке. Предварительно же вспомним, что такое полезность блага в экономической теории.
Полезность блага – это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага. Потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага. Выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, т. е. приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения. Потребляя разное количество одного и того же блага, мы замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. Первый съеденный нами беляш в университетской столовой приносит нам наибольшее удовлетворение, второй беляш приносит меньшее удовлетворение, третий еще меньше. Этим и руководствуется потребитель, покупая различное количество благ. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности.
Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага. Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость между увеличением количества потребляемого блага и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличением количества потребляемых благ общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся величину полезности.
Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается. Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя.
Выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями. Поведение потребителя является рациональным, в частности, он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом, т. е. действует в рамках разумного эгоизма.
Потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности. На выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности.
При выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением. Модель поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие прежде всего максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.
Процесс принятия решения о покупке может быть представлен в виде следующих этапов: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Процесс покупки начинается задолго до совершения акта купли-продажи, а ее последствия проявляются в течение долгого времени после его совершения. Потребитель преодолевает все пять этапов при любой покупке. Однако при совершении обыденных покупок он как бы пропускает некоторые этапы, опираясь на стереотипы, или меняет их последовательность.