Тема 6. Принятие управленческих кадровых решений
В теории и практике управления разработано больщ0е количество методов принятия управленческих решений, cpeди которых метод «мозгового штурма», метод эвристических вопросов, метод свободных ассоциаций, метод эмпатии, метод организованных стратегий и другие.
Одним из наиболее используемых на практике является метод «многомерных матриц». Этот метод среди исследователей также известен как метод «морфологического анали-1 за». Метод многомерных матриц базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые про-1 являются в процессе матричного анализа исследуемой проблемы.
Достоинством метода многомерных матриц является то, что он позволяет решить сложные задачи и найти много новых, неожиданных идей. Недостатками и ограничениями метода многомерных матриц может быть то, что даже при решении задач средней трудности в матрице могут оказаться сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального оказывается затруднительным. Данный метод не гарантирует, что будут учтены все параметры исследуемой системы.
Метод многомерных матриц в его начальном варианте может представлять собой двухмерную матрицу, например, 7x7 элементов:
семь приемов решения задачи;
семь характеристик показателей объекта, которые необходимо улучшить.
В результате проведения экспертной оценки степени воздействия на каждую исследуемую характеристику рассматриваемых приемов решения задачи может быть определена наиболее оптимальная из всех предложенных альтернатив.
Ситуация 6. Процесс принятия управленческих кацр&вых решений в турфирме «Отдых»(метод многомерных матриц)
Турфирма «Отдых» работает на рынке туруслуг России с 9П00 г как туроператор, разрабатывая и реализуя через агентскую сеть свой собственный турпродукт регулярные груп-е и индивидуальные туры по России, а также организует прямые продажи туруслуг потребителям в офисах компании.
Персонал турфирмы «Отдых» составляет 20 человек. Большая часть из них работники в возрасте от 23 до 35 лет (что соответствует кадровой политике, ориентированной на подбор молодых работников), имеющие опыт работы в сфере туризма 3~6 лет, со стажем работы в компании 1-2 года, имеющие среднее, неполное высшее (большая часть менеджеров по продаже туруслуг) и высшее (администраторы) образование. Коллектив преимущественно женский (в том числе руководители высшего звена).
Руководство компании отметило (основываясь на информации, предоставленной линейными менеджерами) недостаточное обеспечение турфирмы работниками, имеющими образование по специальности, а также квалифицированными менеджерами. В периоды «высоких» сезонов также была отмечена острая нехватка курьеров и менеджеров по продаже туруслуг, в связи с чем качество предоставляемых услуг в этот период снижалось.
Таким образом, была выявлена необходимость дополнительного набора новых работников, а также поиска квалифицированных управленцев с опытом работы в сфере туризма.
Стоящая перед менеджерами по управлению персоналом цель выбор наиболее эффективных в данной ситуации методов набора определяется решением следующих задач:
1. Набор работников в течение сравнительно короткого периода времени, что обусловлено необходимостью быстрого обеспечения предприятия рабочей силой. Повышение качества персонала.
3. Поддержание оптимального уровня затрат.
Кадровая стратегия турфирмы «Отдых» направлена на улучшение качества и определяет приоритеты обозначенных выше задач (большое значение приобретает качество работников, набираемых с помощью какого-либо метода).
Задание
1. Опишите, какая информация о внешней и внутренней среде турфирмы необходима для принятия решения о:
а) выборе определенного метода и источника набора персонала;
б) использовании определенных технологий обучения.
2. Выберите наиболее оптимальный метод набора работников для турфирмы «Отдых» и заполните табл. 1.19:
а) определите возможные альтернативы решения проблемы (ст. 1, табл. 1.19);
б) Произведите оценку по 10или 5-балльной шкале предложенных альтернатив по каждому критерию (ст. 26,
табл. 1.19);
в) выберите оптимальное на ваш взгляд решение об использовании источников набора персонала (с учетом степени приоритетности каждого критерия);
3. охарактеризуйте этапы принятия решения о выборе источников набора персонала турфирмы «Отдых».
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие управленческого кадрового решения.
2. Основные этапы разработки управленческих кадровых решений.
3. Анализ ситуации. (Получение информации о ситуации. Разработка оценочных критериев.)
4. Генерирование альтернативных вариантов решений (методы).
5. Отбор основных вариантов управленческих кадровых воздействий. (Экспертная оценка основных вариантов управленческих решений. Коллективная экспертная оценка.)