Предприниматель занимается бизнесом на первой производной.

Гуманитариям, не изучавшим высшую математику, не возьмусь объяснять, что такое первая производная.

Вот что говорит Сергей Чернышев о том, на какой почве могут объединиться российские предприниматели (против одиночек из других стран).

Классический бизнесмен выигрывает или проигрывает в зависимости от того, насколько эффективно он владеет своей (как правило единственной) формой деятельности в сравнении с носителями той же формы. Предприниматель же выигрывает в зависимости от того, насколько разнообразен арсенал традиционных форм, которыми он владеет, и насколько быстро и хорошо он умеет сооружать новые формы из этого конструктора. Получающиеся при этом новые формы добавляются к традиционным в качестве дополнительных элементов конструктора, расширяя тем самым арсенал предпринимателя.

Настоящим предпринимателям легко понять, что обмен изобретенными схемами принес бы им колоссальную выгоду, даже если бы был не вполне «эквивалентным» (скажем десять простых схем за сто изощренных). Но построить суперсхему такого обмена — дело непростое и чрезвычайно деликатное по целому ряду причин. Во-первых, это индивидуальные ноу-хау, на которых базируется предпринимательский успех и которые не защитить патентами. Во-вторых, желательно, чтобы их секрет раньше времени не просочился к законодателям... И здесь принадлежность к единой культуре, общность происхождения и опыта являются хотя и не достаточными, но необходимыми условиями для взаимопонимания и сотрудничества.

Стоит остановиться на известной разнице между предпринимателем и бизнесменом. Бизнесмен это человек который эксплуатирует уже существующий бизнес, управляет им. Предприниматель создает новый бизнес с нуля (не имея начального капитала). Это существенно разные виды деятельности и люди, которые создают бизнесы и которые эксплуатируют их имеют существенно разный набор навыков и предпочтений.

Вот табличка из книги Сергея Ребрика «Быть или не быть»

  Отношение к реальности  
     
Предприниматель создает принципиально новую реальность   Бизнесмен оптимизирует существующую реальность
     
Предприниматель — это фантаст, поэт   Бизнесмен — это реалист, прозаик.
     
Предприниматель изобретает новые возможности   Бизнесмен использует уже имеющиеся возможности
  Отношение к риску  
     
Предприниматель живет, чтобы рисковать; не страшится риска   Бизнесмен рискует чтобы выжить; минимизирует риск и неопределенность.
     
Предприниматель действует из позиции — выиграть любой ценой   Бизнесмен действует, исходя из позиции — не потерпеть неудачу.
  Тип поведения  
     
Предприниматель — игрок, авантюрист   Бизнесмен — в большой мере рационалист.
     
Предприниматель — катализатор идей.   Бизнесмен в большой мере организатор


Но вернемся к обмену ноу-хау между предпринимателями.

Пожалуй, если попытаться выудить из предпринимателей их настоящие секреты, то ситуация может напомнить такой анекдот.

Габровец встретил на улице знакомого врача и, желая получить бесплатный совет, спросил:

— Доктор, что ты делаешь, когда простынешь?

— Чихаю, — ответил врач, который тоже был коренным габровцем.

Если только дело не обстоит еще хуже, то есть сам доктор не может вылечить себя от простуды и поэтому все его советы ничего не стоят. То, за счет чего предприниматель добивается успеха, он сам осознает обычно очень мало.

Если организовать обмен ноу-хау действительно дело очень сложное и деликатное, то объединиться предпринимателям для разработки теории, которая позволит создавать такие ноу-хау и бизнес-изобретения в любом количестве намного проще.

И еще одна цитата из той же работы С. Чернышева.

Обыденному сознанию представляется, что видимое экономическое пространство плотно заселено и борьба за передел давно окончена. Но пространство сознательно конструируемых форм и схем деятельности, открытое лишь интеллектуально-вооруженному взгляду, устроено совершенно не так. Оно не совпадает с классическим членением мирового хозяйства на «национальные экономики», рынки сбыта» и «отрасли промышленности». В нем есть не только незанятые экологические ниши, но и громадные зияющие пустоты, где возможны новые суперэффективные предпринимательские схемы, не нарушающие букву закона...

Вот какую аналогию приводит Сатпрем, правда по другому поводу.

На определенной стадии эволюции для марганцевой прожилки было, наверное, очень нелегко понять жгутиковый организм, нагло плавающий вокруг нее. Новый вид в глазах старого всегда выглядит дерзко и вызывающе.

И все-таки между ними должно быть какое-то звено, какая-то связь — то, чем, собственно они соприкасаются. Загвоздка не только в недостатке воображения — каким будет наше будущее, — но, прежде всего, в неспособности представить себе нечто иное, не являющееся результатом усовершенствования или расширения настоящего.

Сатпрем «Разум клеток»

Для чего нужно понятие метабизнес, в то время как что, такое сама предпринимательская деятельность не вполне понятно и самим предпринимателям? А тем более производственникам или финансистам. Как раз для того, чтобы осмыслить, понять это понятие (извините за тавтологию). Только с точки зрения более «продвинутого» вида деятельности и может быть описана предпринимательская деятельность. Так же, как только с точки зрения ТРИЗа может быть понята деятельность кустаря-изобретателя.

Через исключительное и неповторимое удается понять обычное и рутинное. При переходе от первого ко второму развертывается работа по рационализации, в процессе которого инновация воспроизводится, становится для людей нормой.

С. Московичи «Машина творящая богов»

Если вам все это кажется странным, но убедительным, возможно вам поможет анекдот.

— Доктор, в последнее время я очень озабочен своими умственными способностями, — жалуется пациент психиатру.

— А в чем дело? Каковы симптомы?

— Очень тревожные: все, что говорит моя жена, кажется мне разумным...

Если есть метабизнес, то должен быть и метабизнесмен. Кто же такой метабизнесмен? Эта методолог предпринимательской деятельности. Он с такой же легкостью разбирает деятельность предпринимателя, с какой гроссмейстер разбирает партию в шахматы двух новичков, только освоивших, как ходят фигуры. А новичкам пока не до изучения сложных дебютов и захватывающих комбинаций. Научиться бы, как не «зевать» ферзя на пятом ходу.

Методология не только не отвергает научного подхода. Но наоборот продолжает и расширяет его, распространяя на такие области, где он раньше был невозможен.

Прежде всего это проявляется в том, что методолог создает очень сложные композиции из знаний разного типа, недоступные традиционной науке. В частности, она по-новому сочетает и соединяет естественно-научные, конструктивно-технические, исторические и практико-методические знания. Традиционная наука избегала объединять эти четыре типа знаний, и в этом она была права, поскольку ее главная задача в том, чтобы создать «чистое изображение» натурального объекта.

Г.П. Щедровицкий

Зарабатывает метабизнесмен на разборе таких бизнес-партий и подготовке предпринимателей намного больше, чем сами предприниматели.

Дураков всегда удивляет, что одаренный человек способен блюсти свой интерес.

Вовенарг

Метабизнесмен это не теоретик, прежде всего это тренер, который может из любителей вырастить чемпионов мира.

...Главным результатом этого периода было то, что мы на практике увидели и поняли, что работу тренеров по подготовке высококлассных спортсменов практически невозможно представить в каких либо общезначимых нормах и моделях. В силу этого никто в этих условиях не может выступать в роли учителя, владеющего нормой, и, следовательно, определение путей и способов подготовки каждого отдельного спортсмена выступает всегда как экземплифицированная проблема, которую, подобно многим народнохозяйственным или методологическим проблемам, можно и нужно решать как уникальную и неповторимую — путем организации сложной конфликтной ситуации, выявления и фиксации множества проблем, с разных сторон, отражающих эту конфликтную ситуацию, перевода их в пакеты традиционных и новых задач и последовательного решения этих задач в соответствии с параллельно создаваемыми планами работ

На этом опыте мы поняли также, что тренеров высокого класса надо не обучать, а непрерывно развивать...

Г.П. Щедровицкий

Предпринимателей нужно тренировать, а не учить. Тренерам по бизнесу нужно развиваться самим, так как, я думаю, развивать их сегодня некому.

Наши рекомендации