Высочайшая опытность в том, чтобы уметь отметать всякий опыт.
Врачи отказались пользоваться новокаином во время операций (они использовали общий наркоз) сразу после его изобретения, несмотря на все старания изобретателя, но зато им заинтересовались зубные врачи (им подошло средство местного обезболивания). Но изобретатель возмутился, ведь он изобрел его не для этого, и начал разъезжать по городам Германии с протестом против применения новокаина в зубоврачебной практике.
Питер Ф. Дракер
Одна задачка, иллюстрирующая, как ограничения мешают мышлению:
* * *
* * *
* * *
Проведите, четыре прямых линии, не отрывая карандаша от бумаги, через все девять точек.
Возможно, найти решение вам поможет следующая история.
Десять шагов вперед — десять шагов назад, десять шагов вперед — десять шагов... Клетка, в которой находился медведь, не позволяла сделать больше десяти шагов. Но однажды медведя решили перевести в новую, очень просторную клетку, где многое приближало его к природе: там были поваленные деревья, ручейки, лужайки. Медведя усыпили, чтобы перенести его из старой клетки в новую. Но вот он проснулся, потянулся и решил обследовать новую территорию. Осторожно делал он шаг за шагом: восемь, девять, десять. Затем он повернулся и пошел назад, и снова: .. восемь, девять, десять. Ничего не изменилось в жизни медведя; его мир, как и прежде, состоял из десяти шагов вперед и десяти шагов назад. Он не ожидал большей свободы действий.
Николаус Б. Энкельман «Преуспевать с радостью»
Если вы смогли решить эту задачу, иллюстрирующую как стереотипы ограничивают мышление, то попробуйте решить еще одну.
Эта задачу тоже мешают решить наши стереотипы.
Расположите четыре точки на равном расстоянии друг от друг.
* *
* *
Как вы видите, в квадрате расстояние по диагонали больше, чем между рядом расположенными точками.
А нужно расположить все четыре точки на равном расстоянии друг от друга.
Когда вы решите эту задачу, вам остается сделать еще один шаг, нарисуйте на плоскости трехмерную проекцию четырехмерного куба. Если вы сможете это сделать вам не нужно читать уже никакие книги, вы и сами все знаете и умеете.
Задача эта вполне серьезная и ответ имеет.
Вот что, говорит Генрих Альтшуллер про специальные знания, которые и являются ничем иным как стереотипами:
Оказалось, что при решении задач высших уровней нужны знания, обязательно выходящие за пределы специальности, которую имеет изобретатель; производственный опыт навязывает бесплодные пробы в привычном направлении; единственной «способностью», ощутимо влияющей на ход решения, является «способность» придерживаться АРИЗ и использовать его информационное обеспечение.
Г. Альтшуллер «Найти идею»
Специальные знания и сильные решений конфликтны по отношению к друг другу. Специалист знает, что нельзя. Предприниматель знает, что возможно все, он только не знает пока, как это сделать. Правота специалиста опасна для дела.
Надпись на щите возле одного из опасных перекрестков дороги:
«Здесь мистер Тарбер имел право первоочередности проезда. Он был уверен, что имеет это право, и поэтому не уступил. И на самом деле был прав. Боже, будь милостив к его душе!»
Специалист держится за свои знания до последнего, он боится отказаться даже от самых сомнительных положений, которые он прочитал или услышал от авторитетных для него людей.
— Скажи нам, что такое авторитет, — попросили ученики Ходжу Насреддина.
— Авторитет — это суррогат, — ответил Ходжа. — Мелкая монета для нищего, костыль для хромого, корсет для стареющей красавицы.
Авессалом Подводный
Специалист, вцепившись в свои знания, похож на человека из следующей истории.
Раз так случилось, что путешествовал один суфийский факир. Была темная ночь, и он заблудился. Было так темно, что он даже не видел, куда идет. И вдруг он провалился в пропасть. Он был в ужасе. Он не знал что там внизу во тьме и насколько глубока эта пропасть, он успел лишь ухватиться за ветку и начал молиться. Ночь была холодная. Он кричал, но его никто не слышал, лишь его голос эхом возвращался к нему обратно. И ночь была настолько холодна, что его руки совершенно замерзли, и он знал, что рано или поздно он вынужден будет отпустить ветку — держаться за нее становилось очень трудно. Его руки настолько замерзли, что уже соскальзывали с ветки. Смерть была близка. В любой момент он мог упасть и погибнуть. И вот наступил последний момент. Вы можете понять, в каком ужасе он был, умирая каждое мгновение. И вот наступил последний момент, и он увидел, как ветка выскальзывает из его рук. Его руки настолько замерзли, что держаться было совершенно невозможно и он вынужден падать. Но в тот момент, когда он упал, он начал плясать — не было пропасти, он стоял на ровной земле. А ведь он страдал всю ночь…
Идрис Шах
Специалист разбирается в том, что возможно, а что невозможно, но даже казалось бы в простых ситуациях есть возможности, о которых не могут догадаться тысячи людей. Следующая история отлично демонстрирует психологическую инерцию.
Когда я был студентом, в университете у меня был молочник. Он был хорошо известен в районе университетского городка. Люди верили, что он был очень святым человеком и никогда бы не стал подливать воду в молоко, что в Индии является обычной практикой. Достать чистое молоко практически невозможно, практически невозможно. Он был действительно хорошим человеком. Он был старым человеком и старожилом деревни; абсолютно необразованным, но очень сердечным. Из-за его святого естества, он был известен в районе университета как Святой. Однажды я спросил его, когда наши отношения стали близкими и некоторая дружба выросла между нами:
— Святой, действительно ли правда то, что ты никогда не добавляешь воду в молоко?
Он сказал: Чистая правда!
Но тогда я сказал:
— Это невозможно. Цена твоего молока такая же, как и у других молочников; твой бизнес, должно быть приносит тебе одни убытки?
Он засмеялся. Он сказал:
— Ты не знаешь. Здесь есть одна хитрость.
Я сказал:
— Расскажи мне, какая хитрость, потому что я слышал, что даже когда ты кладешь свою руку на Рамаяну, индуистскую Библию, ты говоришь, что никогда не добавляешь воду в молоко.
Он сказал:
— Да, это так, потому что я всегда добавляю молоко в воду.
Ошо