Лидер должеп уметь отступить, чтобы потом двинуться вперед

Один из самых невероятных поворотов в лучшую сторону, которые когда-либо случались в истории американского бизнеса, представляет собой довольно драматическую иллюстрацию закона жертвы. Он произошел с корпорацией «Крайслер» в начале 1980-х годов. В это время «Крайслер», несмотря на долгие предшествующие успехи, попал в весьма неприятное положение. Эта компания приобрела широкую известность в середине 1920-х годов, когда Уолтер Крайслер (91) реорганизовал объединенную автомобильную фирму «Maxwell and Chalmers Motor Car Companies» и дал этому предприятию свое имя. В 1928 году он выкупил фирмы «Додж» и «Плимут», и к 1940 году, когда Крайслер умер, у него была вторая по величине автомобильная компания в мире, которая по объему производства шла впереди пионера данной отрасли «Форда» и отставала только от «Дженерал моторс». Словом, вся история «Крайслера» была к этому времени сплошным огромным успехом. В один из периодов эта фирма захватила 25%всего внутреннего автомобильного рынка США.

Компания оставалась довольно сильной вплоть до конца 1960-х годов. Отличительным признаком ее автомобилей были новаторские, передовые технологии. Например, инженеры «Крайслера» разработали и внедрили первое электронное зажигание для автомобилей, первые гидравлические тормоза и первый компьютер, расположенный под капотом. Кроме того, в 1960-е годы автомобили «Крайслер» были также известны своими высокими эксплуатационными характеристиками — речь идет о таких моделях, как «Барракуда», «Додж-Дейтона и «Плимут-Роуд-Раннер», причем последнюю из них некоторые автомобилисты называли непобедимым «стрит-рейсером» — уличным гонщиком.

УЖАСАЮЩИЙ СПАД

Но в 1970-е годы дела у компании «Крайслер» резко ухудшились. В 1978 году ее доля на рынке упала с 25процентов до весьма скромных для нее 11. Причем ситуация становилась все хуже и хуже. Фирма явно клонилась к банкротству. И в этот момент — конкретнее, в ноябре 1978 года на капитанский мостик «Крайслера» поднялся новый лидер. Его звали Ли Якокка. Это был боец, закаленный в автомобильных баталиях, который ранее прошел по всем ступенькам карьеры в «Форде». Хотя Якокка получил образование как инженер, в 1940-е годы он добровольно начал карьеру в службе сбыта фирмы «Форд» в Пенсильвании и в конечном счете проложил себе дорогу в штаб-квартиру этой компании, расположенную в Дирборне, штат Мичиган. Работая там, он возглавлял коллективы, создавшие такие потрясающие автомобили, как «Линкольн- Континентал Марк III» и легендарный «Мустанг» — одну из наиболее популярных моделей в истории.

В 1970 году Якокка стал президентом всей автомобильной компании «Форд», заняв тем самым самое высокое положение, которое было возможно в условиях лидерства главы этой фирмы Генри Форда II. В общей сложности Якокка работал для «Форда» в течение тридцати двух лет. И когда он уходил оттуда в 1978 году, компания получала рекордные прибыли, заработав по 1,8 миллиарда долларов в каждом из последних двух лет, когда Якоккастоял у ее руля. Разрыв не был для него приятным событием, и настроение не особенно улучшали ни выходноепособие и прочие выплаты в связи сувольнением, ни те акции, которые он приобрел за времяпребывания в «Форде», ведь Якокка занимал там положение, которого, как он опасался, ему уже никогда не дано будет достичь снова. Но в момент расставания с «Фордом» этому превосходному лидеру исполнилось только пятьдесят четыре года и он ощущал, что все еще в силах многое сделать для той организации, в которую переходил.

ЛИДЕР ВО СПАСЕНИЕ

Приглашение фирмы «Крайслер» войти в состав ее правления давало Ли Якокке такую возможность и бросало такойвызов, с которыми он не сталкивался на протяжений всей своей жизни. Джон Риккардо, являвшийся тогда председателем правления «Крайслера», понимал, что для выживания его компания нуждается в сильном лидерстве, которого сам он уже не мог ейобеспечить в нужном объеме. По словам Якокки, Риккардо знал, что задача спасения «Крайслера» была ему самому не по плечу, поэтому хотел пригласить в качестве президента бывшего фактического руководителя «Форда». После этого Риккардо был готов в ближайшие год-два отойти в сторону и уступить дорогу, чтобы Якокка мог стать председателем правления и генеральным директором. Джон Риккардо хотел пожертвовать собой ради блага компании. В результате Якокка получил бы шанс реализовать мечту всей жизни - стать первым лицом в одной из фирм «большой тройки».

Наши рекомендации