Алгоритм записи слова под диктовку
1.Послушай слово.
2.Повтори слово.
3.Проговори слово по слогам.
4.Выдели голосом ударный слог.
5.Диктуй себе по слогам.
6.Выполни проверку. Прочитай записанное слово, поставь ударение. После введения понятия «орфограмма» — подчеркни орфограммы.
Обращаем особое внимание учителей на обязательность пунктов 2-5 в приведённом алгоритме. Это обязательные операции самостоятельного действия учащегося, которые пропускать на данном этапе обучения нельзя.
Методике проведения диктанта, включая и запись под диктовку отдельных слогов и слов, уделено значительное внимание в работах известных методистов в области русского языка. Так, Ф. И. Буслаев (1818-1897) при диктанте требовал от учеников повторять диктуемое и анализировать слова. Для проверки рекомендовал использовать разнообразные приёмы: сверка написанного с образцом (по книге); сверка написанного с записью на доске; взаимопроверка (меняются тетрадями и проверяют друг друга); учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и исправить ошибку [9, с. 24].
В качестве образца записи под диктовку слова(ученик записывает слово на доске) приведём методику работы,описанную Н. А. Корфом:
1.Учитель диктует слово.
2.Ученик чётко повторяет, начинает записывать на доске.
3.Учитель повторяет слово. Можно несколько раз, так как слух ребёнка ещё не развит настолько, чтобы он
мог с одного раза расслышать, разобрать все звуки, из которых состоит слово.
4.Ученик в процессе письма диктует себе слово. Учитель организует такие виды работ, чтобы предупредить ошибки. [ иногда не прерывает ученика, даже если он пишет с ошибками.]/
5.Осуществляется проверка. Учитель просит ученика прочесть написанное слово. Учитель вновь (уже как образец для проверки) произносит то же слово, протягивает особенно тот звук, который при письме пропущен учеником или неверно им написан. Школьник должен по слуху «добраться до ошибки» и исправить её
[9, с. 47-48].
Запись под диктовку отдельного предложения.
Учитель читает предложение 3 раза.
Ученики должны чётко знать цель каждого прочтения:
1-й раз — дети слушают, осмысливают, запоминают.
Хором можно повторить предложение, затем ученики проговаривают «про себя».
2-й раз — учитель чётко проговаривает каждое слово, дети обращают внимание на произношение.
1-й шаг — ученики хором повторяют предложение так, как будут писать — чётко проговаривают по слогам каждое слово.
2-й шаг — записывают, диктуя себе по слогам.
3-й раз — самопроверка, т.е. чтение для выполнения операции контроля; цель этого чтения должна быть оговорена заранее: «Проверь, не забыл ли ты написать букву, слог, слово».
Учащиеся обязательно держат в руке ручку и следят за чтением учителя.
Запись под диктовку текста.
Учитель читает текст :
1)весь текст — для общего восприятия (1);
2)каждое предложение с паузами — для записи (2);
·Послушайте первое предложение.
·Повторите его.
·Диктуйте себе по слогам.
·Проверьте предложение (прочитать ещё раз).
3) весь текст — для проверки.
Выбор вида диктанта обусловлен этапом работы над формированием орфографического навыка и целью урока.
3. Ф. Ульченко предложена следующая система использования различных видов диктантов:
Этап работы над орфограммой | Рекомендуемый вид диктанта |
Опознавание орфограммы на уровне знакомства с нею | Выборочный диктант |
Устное объяснение орфограммы до записи текста | Предупредительный диктант |
Объяснение орфограммы в процессе письма | Комментированный диктант |
Объяснение орфограммы после записи текста | Объяснительный диктант |
Включение орфограммы в новые связи | Выборочно-объяснительный диктант |
Возвращение на более высоком уровне к этапу осознания орфограммы | Диктант «Проверяю себя» |
Объединение усвоенных частных действий в одну сложную деятельность в условиях полной самостоятельности учащихся | Контрольный диктант |
2.2.1. Слуховой диктант — орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложений, текста.
2.2.2. Предупредительный диктант — вид слухового диктанта. Цель — предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы. По мере освоения способа проверки и усвоения материала заменяется объяснительным диктантом. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится орфографический анализ — учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.
2.2.3. «Безошибочный» диктант — разновидность предупредительного диктанта. Перед учащимися ставится задача — полностью разобраться в орфографической стороне текста и написать диктант без ошибок. Прослушав текст, учащиеся ставят вопросы в отношении написания тех или иных слов. На эти вопросы отвечают ученики, уверенные в правописании данного слова. При затруднении к объяснению орфограмм подключается учитель.
2.2.4 Предупредительно-контрольный диктант -разновидность предупредительного диктанта. Перед диктантом в течение 8-10 минут повторяются те правила правописания, которые отражены в его тексте. В качестве примеров рассматриваются слова из текста диктанта, специально отобранные учителем.
2.2.5 Подготовленный диктант — разновидность предупредительного диктанта с элементами объяснительного. Текст сначала разбирается, потом записывается и проверяется.
2.2.6 Объяснительный диктант — вид слухового диктанта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы. В процессе записи текста учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи — контролируют правильность выполнения работы.
2.2.7. Объяснительный диктант с предварительной подготовкой. До записи текста учитель выделяет время на повторение изученных правил правописания и способов проверки необходимых орфограмм. После орфографической подготовки и своеобразной «настройки» учащихся на определённый вид орфограмм проводится диктант. После записи учащиеся доказывают правильность написания слов с изученными орфограммами, исправляют допущенные ошибки.
2.2.8. Диктант «Проверяю себя» (введён А. И. Кобызевым) — вид слухового диктанта, характеризующийся высоким уровнем самоконтроля. Способствует развитию орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту, осмыслению орфограмм на достаточно высоком уровне, вырабатывает навыки самопроверки. Во время записи текста ученику разрешается спрашивать учителя, как пишется та или иная орфограмма, пользоваться словарём, справочниками и пр. Вызвавшую сомнение орфограмму ученик подчёркивает (это важно использовать учителю для анализа). Если делается исправление подчёркнутой орфограммы, оно за ошибку не считается. В то же время допущенные ошибки на изученные правила учитываются более строго, так как ученик не увидел орфографически опасных мест.
2.2.9. Письмо с пропуском букв (диктант с пропущенными орфограммами) — разновидность диктанта «Проверяю себя». В процессе записи текста учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. На месте пропуска букв ставится прочерк— по нижней линейке проводится черта. Запись в тетради выглядит следующим образом: Вл_су слышна звонк_я трель с_л_вья. После записи осуществляется орфографический анализ слов с пропущенными буквами. Пропуски заполняются. Такой приём предупреждает появление ошибок и большого количества исправлений, является одним из самых эффективных приёмов развития орфографической зоркости. Учащиеся должны уяснить: если не знаешь, как проверить, лучше пропустить букву, но писать наугад нельзя!
2.2.10. Комментированный диктант (комментированное письмо, грамматико-орфографическое комментирование) — вид орфографического упражнения – вид орфографического упражнения, разновидность слухового диктанта в сочетании с орфографическим разбором. Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста.
Один учащийся в процессе и в темпе письма вслух комментирует все орфограммы, указывает их типы, называет правило проверки, кратко называет шаги алгоритма орфографического действия, подбирает проверочные слова, делает вывод. При этом форма объяснения написания должна быть краткой, иначе теряется связь между словами. Например: «Пишу зелёный с безударной гласной е. Проверочное слово — зелень» или «Зелёный. Проверяю безударную гласную — ставлю под ударение — зелень. Пишу зелёный с буквой е». Обязательное условие — к комментированию поочерёдно привлекаются все учащиеся класса, не только сильные. При систематическом применении вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированный диктант обеспечивает овладение учащимися алгоритмом действия, направлен на отработку приёмов применения правила в процессе письма.
2.2.11. Комбинированный диктант —вид слухового диктанта, обладающий признаками предупредительного, объяснительного и контрольного диктантов. Используется преимущественно на уроках обобщения, а также в работе с отстающими. Вначале проводится предварительное объяснение орфограмм (2-3 предложения), в последующих предложениях орфограммы объясняются одновременно с письмом или после записи предложения, затем несколько предложений записываются без объяснений, по методике контрольного диктанта.
2.2.12. Выборочный диктант— вид слухового или зрительного диктанта. Предполагает запись не всего текста, а лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы (пунктограммы, грамматические формы) на изучаемое правило. Может сопровождаться дополнительным заданием. Выборочный диктант развивает орфографическую зоркость, внимание, умение обнаруживать изучаемые языковые явления, приучает школьников к анализу текста до его записи.
2.2.13. Выборочно-распределительный диктант —разновидность выборочного диктанта. Предполагает выбор из текста и запись слов с определёнными орфограммами и одновременной их группировкой по каким-либо признакам, например слова с проверяемыми безударными гласными выписываются в левый столбик, с непроверяемыми — в правый.
2.2.14. Морфемный диктант— разновидность выборочного диктанта. Учитель диктует слова, словосочетания или предложения, ученики записывают только указанные учителем значимые части того или иного слова с нужной орфограммой. Данный вид диктанта способствует запоминанию графического облика морфем, развивает орфографическую зоркость, совмещает грамматический и орфографический анализы слов.
2.2.15. Творческий диктант— по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определённые слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов. Например, в ходе изучения имени прилагательного учитель предлагает дополнить предложения подходящими по смыслу именами прилагательными; при изучении множественного числа имени существительного — заменить форму единственного числа на множественное и др. Вырабатывается навык применения орфографического правила в условиях, когда необходимо думать о содержании предложения и его грамматическом оформлении.
2.2.16. Свободный диктант— в процессе записи текста учащиеся могут заменить отдельные слова, изменить структуру предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям (3-4 предложения); каждая часть записывается после повторного её прочтения. Учащиеся записывают каждую часть текста по памяти, как запомнили. Тренируется память. Дополнительная цель — развитие речи учащихся. В методике рассматривается как вид работы, подготавливающий учащихся к написанию изложений.
2.2.17. Зрительный диктант— вид орфографического упражнения, развивающий орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка.
Зрительные диктанты по методике профессора И. Т. Федоренко— система специально подобранных наборов предложений, обеспечивающая развитие оперативной памяти. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Каждое последующее предложение постепенно, по одной-две букве, наращивается по длине. Первое предложение набора № 1 состоит из двух слов и содержит всего 8 букв, последнее предложение набора № 18 состоит из 10 слов и содержит 46 букв. Если предложения не соответствуют содержанию урока, их можно заменить равноценными с тем же количеством букв.
Время работы со всеми наборами занимает 2-3 месяца. Для записи шести предложений на уроке уходит от 5 до 8 минут. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно (тренировку оперативной памяти можно осуществлять на уроках как русского, так и белорусского языка, подбирая предложения на русском и белорусском языках соответственно). Письмо через день эффективного результата не даёт!
Методика проведения
1.На доске учитель заранее записывает 6 предложений одного набора и закрывает листом бумаги (можно заготовить каждое предложение на отдельной полоске бумаги, напечатав его крупным шрифтом, или для демонстрации предложений использовать мультимедийные средства обучения).
2.Открывается первое предложение (лист бумаги сдвигают вниз). Учащиеся в течение определённого времени (от 4 до 8 секунд в зависимости от набора предложений) читают предложение «про себя» и стараются
его запомнить.
3.По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях по памяти.
Если ученик не успел запомнить предложение, ему разрешается посмотреть у соседа. Если многие ученики класса не успевают запомнить предложение и обращаются к соседям по парте, работу с данным набором предложений повторяют на следующий день. И так до тех пор, пока практически все ученики смогут записать предложения по памяти самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору.
4. Открывается второе предложение. Учащиеся читают, стараются запомнить. Предложение стирается, ученики записывают его по памяти.
5-8. Чтение, запоминание и запись по памяти следующих предложений набора (работа организуется аналогичным образом).
2.2.18. Письмо по памяти или самодиктант —самостоятельная запись выученного наизусть текста, который воспринимается учащимися зрительно или на слух. По окончании работы текст открывается для осуществления самопроверки.
2.2.19. Разученный диктант (подготовленный диктант) —разновидность письма по памяти, можно практиковать в IV классе. Предварительная подготовка к написанию текста осуществляется учениками самостоятельно, возможно — дома. Текст заучивается наизусть. На следующий день в классе ученики пишут заученный текст по памяти или под диктовку учителя.
2.2.20. Картинный диктант (беззвучный диктант) -учитель молча демонстрирует предметную картинку, учащиеся записывают название изображённого предмета.
2.2. 21. Предметный диктант (беззвучный диктант) -учитель молча демонстрирует предмет, учащиеся записывают название предмета.
2.2. 22. Диктант-игра «Кто больше запомнит?»(введён Л. П. Федоренко) — разновидность слухового или зрительного диктанта с установкой на точное воспроизведение по памяти услышанных или зрительно воспринятых слов, направлен на тренировку памяти.
Методика проведения
1.Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирует её на доске или экране в течение 9-15 секунд (примерно по 3-5 секунд на одно слово) и больше не повторяет.
2.Учащиеся записывают то, что запомнили.
3.Учитель читает или демонстрирует новую цепочку из 3 слов и делает паузу, достаточную для того, чтобы учащиеся успели записать по памяти слова.
4.Самопроверка или взаимопроверка. Учащиеся подсчитывают друг у друга или каждый у себя количество слов. За каждое правильно записанное слово начисляется по одному очку. За пропущенное или заменённое слово и за каждую орфографическую ошибку — по штрафному очку.
5.Учитель на доске или экране демонстрирует правильно записанные слова. Учащиеся проверяют точность своих подсчётов. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков.
6. Тетрадь кандидата в победители проверяет учитель.
Количество слов для диктанта:
II класс — 4-6-8 слов (цепочки из 2 слов); 6-9 слов (цепочки из 3 слов);
IIIкласс — 8-10 слов (цепочки из 2 слов); 9-12 слов (цепочки из 3 слов);
4 класс—10-12-14слов (цепочки из 2 слов); 12-15 слов (цепочки из 3 слов).
Самыми лёгкими для запоминания являются цепочки слов, принадлежащих к одной части речи и одной тематической группе, например: капуста, картофель, помидоры. Трудными,но наиболее эффективными для тренировки памяти (развивать память можно только нагружая её) оказываются цепочки слов, относящиеся к разным частям речи и тематическим группам, например: кровать, решать, горячий.
Диктант «Будь точным» (введён Л. П. Федоренко) — разновидность диктанта «Кто больше запомнит?», но для записи предлагаются не отдельные слова, а предложения. Название диктанта указывает, что применительно к предложению важно точное его воспроизведение, а не количество записанных слов. Учитель читает каждое предложение только один раз. Учащиеся записывают так, как запомнили. Первое предложение не повторяется! Дальше учитель читает один раз второе предложение и т.д.
2.2.23. Контрольный, или проверочный, диктант — видслухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать без ошибок. Цель — выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умением применять их на практике.
Текст контрольного диктанта должен включать основные орфограммы и пунктограммы, изученные на момент проверки. По возможности орфограммы должны быть равномерно распределены в разных частях текста. Объясняется это тем, что наибольшее количество ошибок, исправлений, пропусков букв, слогов и даже целых слов допускается учащимися в начале и в конце текста: в начале текста при прочих равных условиях учащиеся ещё не успели сосредоточиться, втянуться в работу, в конце диктанта — на фоне общей утомляемости ослабевает внимание. Количество слов с неизученными орфограммами не должно превышать трёх.Если текст содержит более трёх таких слов, он для диктанта не используется.
Контрольный диктант может сопровождаться дополнительными грамматическими заданиями,содержание которых должно соответствовать учебной программе. Количество заданий не должно превышать трех.Для каждого варианта подбираются однотипные грамматические задания.