За установку и эксплуатацию рекламной конструкции
Устанавливать и эксплуатировать рекламные конструкции можно, если у вас есть разрешение органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых эти конструкции устанавливаются (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе).
Выдача соответствующего разрешения допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке схем размещения рекламных конструкций (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ). Данные схемы утверждаются органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов (ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе).
За выдачу разрешения взимается государственная пошлина (ч. 12 ст. 19 Закона о рекламе). Информацию о размере такой государственной пошлины вы можете узнать в разделе "Размеры (ставки) государственной пошлины в Российской Федерации" Справочной информации.
Пошлину можно учесть в расходах на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. На это указывает Минфин России в Письме от 06.09.2005 N 03-11-04/2/64.
Кроме того, если вы решите разместить свою рекламную конструкцию на чужом объекте недвижимости (в частности, на здании), то вам придется получить согласие его владельца (или иного управомоченного лица).
Для этого нужно заключить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Срок действия такого договора зависит от типа рекламной конструкции, ее вида и применяемых технологий демонстрации рекламы. Его продолжительность определяется в границах устанавливаемых субъектами РФ предельных сроков заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Порядок определения конкретных сроков, на которые заключаются указанные договоры, описан в ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе.
В любом случае свое право на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции, полученное по такому договору, вы будете оплачивать владельцу объекта недвижимости (иному лицу, управомоченному собственником этого объекта). Если, конечно же, вы не заключите с ним безвозмездный договор.
Следует учитывать, что, по мнению контролирующих органов, расходы в виде платы за право установки и эксплуатации рекламной конструкции не должны учитываться владельцами рекламных конструкций, осуществляющими распространение наружной рекламы и применяющими УСН. К такому выводу чиновники пришли исходя из следующего. Положения п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусматривают закрытый перечень видов затрат, учитываемых в составе расходов при УСН. Плата за право установки и эксплуатации рекламной конструкции не предусмотрена данной нормой (Письма Минфина России от 01.09.2014 N 03-11-06/2/43627, ФНС России от 06.08.2014 N ГД-4-3/15322@).
Отметим, что на основании пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ "упрощенцы" вправе учесть в расходах затраты на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. Такие расходы принимаются в порядке, предусмотренном ст. 264 НК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В п. 4 ст. 264 НК РФ содержится перечень затрат, которые относятся к расходам на рекламу. Из разъяснений УФНС России по г. Москве следует, что расходы на право размещения средств наружной рекламы (рекламных конструкций) в п. 4 ст. 264 не предусмотрены. Из этого чиновники сделали вывод, что они не могут учитываться в расходах на рекламу по пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.07.2006 N 18-11/3/66232@).
Заметим, что без осуществления затрат в виде платы за право установки и эксплуатации рекламных конструкций "упрощенец" не сможет установить свою рекламу на чужом объекте недвижимого имущества. Кроме того, нужно учитывать, что в п. 4 ст. 264 НК РФ приведен обобщенный перечень расходов на рекламу, учитываемых для целей налогообложения (без детальной конкретизации их видов). По нашему мнению, расходы на световую и иную наружную рекламу, предусмотренные абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ, могут включать и плату за право установки и эксплуатации рекламных конструкций. В связи с этим полагаем, что учет данных затрат "упрощенцами" возможен на основании пп. 20 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 346.16, абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ. Однако отнесение таких затрат к расходам вызовет претензии со стороны налоговых органов.
В части бухгалтерского учета указанных расходов отметим следующее.
Затраты в виде госпошлины и платы за размещение рекламной конструкции (с учетом НДС) в бухучете учитываются как коммерческие расходы. Они формируют расходы по обычным видам деятельности и включаются в себестоимость проданных товаров. Это следует из п. п. 5, 7, 9 ПБУ 10/99, п. 2 ст. 346.11, пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ.
Для учета коммерческих расходов используется счет 44 "Расходы на продажу" (Инструкция по применению Плана счетов).
При этом в бухгалтерском учете расходы признаются с учетом правила допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (это следует из п. 18 ПБУ 10/99).
Соответственно, плата за размещение наружной рекламы признается в составе текущих расходов ежемесячно (п. 16 ПБУ 10/99).
Затраты в виде госпошлины, в свою очередь, включаются в расходы будущих периодов с последующим списанием в состав коммерческих расходов в течение срока, на который выдано разрешение. Это требование абз. 3 п. 19 ПБУ 10/99.
Однако ежемесячное признание в расходах по обычным видам деятельности данной госпошлины, на наш взгляд, противоречит требованию рациональности ведения бухгалтерского учета, установленному п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
В силу изложенного считаем, что госпошлина может включаться в состав текущих расходов на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ, п. 16 ПБУ 10/99 (если ее размер не является для вас существенным) на день обращения в орган местного самоуправления с заявлением о получении разрешения.
ПРИМЕР