Нормируемых рекламных расходов
Как мы уже выяснили, нормируемые рекламные расходы признаются в отчетном (налоговом) периоде в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (пп. 20 п. 1 ст. 346.16, абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Как указывает Минфин России в Письме от 11.02.2015 N 03-11-06/2/5832, ссылаясь, в частности, на п. 1 ст. 346.15 и п. 1 ст. 346.17 НК РФ, при расчете этого норматива налогоплательщик в составе доходов от реализации учитывает в том числе суммы предварительной оплаты (авансы), полученные им в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Если же в следующем году он вернет полученный от покупателя (заказчика) аванс, то в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ он уменьшит доходы периода, в котором произведен возврат, на возвращенную сумму. Соответственно, в данном случае перерасчет размера норматива, используемого для нормируемых рекламных расходов, за прошлый год производить не следует. При этом в налоговом периоде, в котором возвращен аванс, норматив составит 1% суммы дохода от реализации, уменьшенного на сумму возвращенного аванса.
Заметим, что при определении налоговой базы по "упрощенному" налогу за отчетные (налоговый) периоды доходы и расходы определяются нарастающим итогом (п. 5 ст. 346.18 НК РФ).
По этой причине по мере увеличения в течение налогового периода объема выручки меняется и зависящий от него предельный размер нормируемых рекламных расходов, который может признаваться в целях налогообложения.
Следовательно, сверхнормативные рекламные расходы, которые не были учтены вами при исчислении "упрощенного" налога в одном отчетном периоде, могут быть учтены в последующих отчетных периодах данного календарного года. На следующий налоговый период расходы на рекламу не переносятся.
ПРИМЕР
Признания нормируемых рекламных расходов в целях налогообложения
Ситуация
По итогам I квартала организация "Альфа" понесла затраты на рекламу нового журнала, распространив бесплатно весь тираж. Затраты на его издание составили 70 000 руб. (без НДС), на распространение - 8000 руб. (без НДС).
Данные расходы в общей сумме 78 000 руб. (70 000 руб. + 8000 руб.) являются нормируемыми (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Иных расходов на рекламу у организации "Альфа" в текущем году не было.
Необходимо определить, в каком размере организация "Альфа" вправе учесть данные расходы.
Решение
Чтобы правильно списать такие затраты при исчислении "упрощенного" налога, надо рассчитать предельный размер нормируемых расходов на рекламу (см. таблицу).
Отчетный период | Сумма выручки, руб. | Предельная величина рекламных расходов, учитываемых при исчислении налога, руб. | Сумма рекламных расходов, признанная в отчетном (налоговом) периоде в целях налогообложения, руб. | Сумма рекламных расходов, оставшаяся неучтенной по итогам отчетного (налогового) периода, руб. |
I квартал | 500 000 | 5000 (500 000 x 1%) | 5000 | 73 000 (78 000 - 5000) |
Полугодие | 1 200 000 | 12 000 (1 200 000 x 1%) | 12 000 | 66 000 (78 000 - 12 000) |
9 месяцев | 2 000 000 | 20 000 (2 000 000 x 1%) | 20 000 | 58 000 (78 000 - 20 000) |
Год | 5 000 000 | 50 000 (5 000 000 x 1%) | 50 000 | 28 000 (78 000 - 50 000) |
Итак, в текущем году организация "Альфа" при исчислении налога сможет учесть в расходах только 50 000 руб., потраченных на рекламу нового журнала. Остальная часть затрат в сумме 28 000 руб. останется неучтенной, поскольку является "сверхнормативным" расходом. Перенести ее на расходы следующего года нельзя.
В Книге учета доходов и расходов бухгалтер организации "Альфа" отразит расходы на рекламу в графе 5 "Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" разд. I "Доходы и расходы".
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки.
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Отражены расходы, связанные с изготовлением тиража нового печатного издания | 20 | 02, 10, 60, 70, 69 и др. | 70 000 | Требование-накладная, Акт приемки-сдачи выполненных работ, Расчетно-платежная ведомость, Бухгалтерская справка-расчет |
Оприходован отпечатанный тираж журнала | 43 | 20 | 70 000 | Накладная на отпуск готовой продукции в места хранения |
Отражена стоимость услуг по распространению тиража | 44 | 60 | 8000 | Акт приемки-сдачи оказанных услуг |
Стоимость изготовления тиража, распространенного бесплатно в рекламных целях, отражена в составе расходов на продажу | 44 | 43 | 70 000 | Накладная, Бухгалтерская справка |
Списаны расходы на продажу | 90-2 | 44 | 78 000 | Бухгалтерская справка-расчет |
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСХОДОВ
НА НАРУЖНУЮ РЕКЛАМУ ПРИ УСН
Как известно, затраты на световую и иную наружную рекламу (в том числе на изготовление рекламных стендов и щитов) включаются в расходы на рекламу в полном объеме. Ведь они являются ненормируемыми (пп. 20 п. 1 ст. 346.16, абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ).
И здесь важно не ошибиться с тем, какая реклама является наружной. Обратимся к п. 1 ст. 19 Закона о рекламе. В нем сказано, что к наружной относится реклама, которая распространяется с использованием рекламных конструкций в виде:
- щитов;
- стендов;
- строительных сеток;
- перетяжек;
- электронных табло;
- проекционного и иного оборудования, которое предназначено для проекции рекламы на любые поверхности;
- воздушных шаров;
- аэростатов;
- иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Например, не признается наружной реклама на транспорте (ст. 20 Закона о рекламе). Она классифицируется как иные виды рекламы на основании абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ. А значит, расходы на нее являются нормируемыми.
Добавим, что наиболее распространенными расходами, связанными с размещением наружной рекламы, являются следующие затраты:
- на создание рекламного материала (изображения, звукового ряда, рекламного слогана и т.д.);
- приобретение (создание, сооружение) или аренду рекламной конструкции;
- оплату услуг третьих лиц по размещению рекламы;
- внесение платы за право на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и т.д.
Рассмотрим те из них, которые вызывают больше всего вопросов у плательщиков "упрощенного" налога.