Метод лифо (до 1 января 2015 г.)

С 1 января 2015 г. исключен для целей применения УСН метод оценки товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) (п. 16 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ).

Метод ЛИФО означал, что по мере реализации товаров в расходах учитывается стоимость тех из них, которые были закуплены позже остальных. А товары, поступившие ранее, должны были быть списаны в последнюю очередь. Таким образом, метод ЛИФО был прямо противоположен методу ФИФО.

Например, организация "Бета" 3 августа 2014 г. купила для последующей реализации 100 телефонных аппаратов Panasonic стоимостью 2000 руб. каждый (без НДС) - партия N 1. 25 августа того же года было приобретено еще 50 телефонных аппаратов по цене 2100 руб. за штуку (без НДС) - партия N 2. Все партии поставщику оплачены. В августе 2014 г. организация реализовала 130 телефонных аппаратов.

Бухгалтер организации "Бета" в августе 2014 г. списал расходы на закупку телефонных аппаратов в следующем порядке:

50 шт. по цене 2100 руб. из партии N 2 - 105 000 руб.;

80 шт. по цене по 2000 руб. из партии N 1 - 160 000 руб.

Итого в расходах в августе 2014 г. было учтено 265 000 руб. (105 000 руб. + 160 000 руб.).

Метод ЛИФО выгодно было применять в ситуациях, когда цены на товары росли. Поскольку сначала в расходы списывалась стоимость товаров, которые куплены дороже, расходы текущего периода снижали налогооблагаемую базу в большей мере.

СПИСАНИЕ ПО СТОИМОСТИ КАЖДОЙ ЕДИНИЦЫ

Этот метод подходит в том случае, если вы можете организовать учет по каждой единице товара. Тогда в расходы вы включаете стоимость именно той единицы, которая была продана. Обычно такой метод используют организации, которые торгуют уникальными, единичными товарами либо у которых небольшой ассортимент продукции.

Например, организация "Омега" торгует импортным оборудованием и учитывает покупные товары по стоимости каждой единицы. По договору поставки в августе организация приобрела для перепродажи и оплатила деревообрабатывающий станок стоимостью 900 000 руб. В сентябре станок был продан организации "Гамма" за 1 300 000 руб. Таким образом, в сентябре в расходах будет учтена стоимость приобретения станка в размере 900 000 руб.

СПИСАНИЕ ПО СРЕДНЕЙ СТОИМОСТИ

Учет расходов по методу средней стоимости может производиться в отношении товаров одной группы или вида. Расчет стоимости товаров, которую можно списать в расходы, следующий.

1. Определяем среднюю стоимость группы (вида) товаров, приобретенных для реализации. Для этого их общую стоимость делим на их количество. В расчет принимаем стоимость и количество остатков товара на начало месяца плюс товары, поступившие в течение этого месяца.

При этом в расчете участвуют только те товары, которые оплачены поставщикам.

┌──────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ ┌───────────────────┐

│ Средняя │ │ Стоимость товарных остатков │ │ Количество товаров│

│ стоимость │ = │ на начало месяца + │ / │ на начало месяца +│

│единицы товара│ │ Стоимость поступивших товаров│ │ Количество │

│ │ │ │ │поступивших товаров│

└──────────────┘ └──────────────────────────────┘ └───────────────────┘

2. Определяем стоимость реализованных товаров, которую можно включить в расходы.

┌──────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ ┌───────────────────┐

│ Стоимость │ │ Количество проданных товаров │ │ Средняя стоимость │

│ товаров, │ = │ │ x │ единицы товара │

│ включаемая │ │ │ │ │

│ в расходы │ │ │ │ │

└──────────────┘ └──────────────────────────────┘ └───────────────────┘

ПРИМЕР

Списания расходов по средней стоимости единицы товара

Ситуация

Организация "Альфа" в течение августа для последующей продажи закупила три партии настольных светильников разных видов:

- партия N 1 - 100 светильников стоимостью 800 руб. каждый (без НДС);

- партия N 2 - 80 светильников стоимостью 950 руб. каждый (без НДС);

- партия N 3 - 50 светильников стоимостью 1200 руб. каждый (без НДС).

Весь товар был оплачен поставщику в том же месяце.

На начало августа остатки светильников на складе организации "Альфа" составили 30 штук, общая стоимость которых - 23 500 руб. (без НДС).

За август организация "Альфа" реализовала 230 светильников разной стоимости.

Согласно учетной политике организации "Альфа" расходы списываются по методу оценки средней стоимости группы товаров.

Решение

Чтобы определить величину расходов организации "Альфа", которые можно списать в августе, надо рассчитать среднюю стоимость единицы товара.

Для этого рассчитаем следующие показатели:

1) стоимость поступивших товаров:

100 шт. x 800 руб. + 80 шт. x 950 руб. + 50 шт. x 1200 руб. = 216 000 руб.;

2) общую стоимость товаров:

23 500 руб. + 216 000 руб. = 239 500 руб.;

3) количество товаров на начало месяца плюс количество поступивших товаров:

30 шт. + (100 шт. + 80 шт. + 50 шт.) = 260 шт.

Таким образом, средняя стоимость единицы товара равна:

239 500 руб. / 260 шт. = 921 руб.

На основе средней стоимости единицы товара определим величину расходов, которые можно учесть в августе:

230 шт. x 921 руб. = 211 830 руб.

13.1.2.3. КАК ПРИ УСН УЧЕСТЬ В РАСХОДАХ "ВХОДНОЙ" НДС

НДС, который вы уплатили поставщику за купленные у него товары, исключается из их стоимости. Поэтому учитывать его нужно отдельно (пп. 8 и 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Соответственно, в Книге учета доходов и расходов налог будет проходить отдельной строкой (Письма Минфина России от 18.01.2010 N 03-11-11/03, от 02.12.2009 N 03-11-06/2/256).

Чтобы включить НДС в расходы, вам нужно дождаться периода, в котором вы реализуете товары. Причем учесть налог можно лишь в той части, которая относится к проданным товарам. Таково мнение контролирующих органов (Письма Минфина России от 17.02.2014 N 03-11-09/6275 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 18.03.2014 N ГД-4-3/4801@), от 23.08.2013 N 03-11-06/2/34691, ФНС России от 05.02.2014 N ГД-4-3/1891).

Например, организация "Альфа" 3 августа приобрела партию офисных кресел общей стоимостью 118 000 руб. (включая НДС 18 000 руб.). Товар в том же месяце был оплачен поставщику.

Предположим, что за август часть купленных кресел была реализована, оплата поступила полностью. Стоимость проданных кресел, которые организация "Альфа" учла в расходах, составила 60 000 руб.

Таким образом, на расходы августа можно отнести НДС в следующей сумме:

60 000 руб. x 18% = 10 800 руб.

СПИСЫВАЕМ РАСХОДЫ,

Наши рекомендации