Признаки доминирующего положения.
1.Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов. Хозяйствующие субъекты должны заниматься производством товаров. Товар- это продукт деятельности, включая работы и услуги, предназначенный для продажи или обмена. Не может быть товаром продукт, предназначенный для личных нужд субъекта.
Участники конкурентных отношений - хозяйствующие субъекты:
1) коммерческие организации (российские и иностранные) и их объединения;
2) некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность (за исключением сельскохозяйственных потребительских кооперативов);
3) индивидуальные предприниматели.
2.Доминирующее положение субъекта устанавливается на товарном рынке, для каждого товара определяется свой товарный рынок, именуемый рынком определенного товара, в границах которого и устанавливается доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
3.Качественным признакомдоминирующего положения служит исключительность положения субъекта. Устанавливая факт доминирующего положения, антимонопольный орган должен определить вид рынка (оптовый или розничный), состав участвующих в нем продавцов и покупателей, исследовать структуру рынка и его открытость для международной и межрегиональной торговли. Анализируется возможностьпоставки аналогичных товаров из других регионов, устанавливается наличие или отсутствие для иных производителей барьеров при их выходе на рынок. Качественная характеристика доминирующего положения - возможность воздействовать на конкуренцию.
4.Количественный признакдоминирующего положения обуславливается той долей, которую хозяйствующий субъект занимает на рынкеконкретного товара. Количественная характеристика доминирующего положения - соотношение двух экономических величин: доли, которую хозяйствующий субъект фактически занимает на рынке определенного товара, и норматива, установленного законом. Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется по формуле:
Di = Vi : Vm,
где Di - доля хозяйствующего субъекта; Vi - объем реализованной этим субъектом продукции на товарном рынке; Vm - общий объем реализации товара.
В результате определения количественных показателей положения хозяйствующего субъекта на рынке возможны три ситуации:
1) положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, признается доминирующим;
2) если доля хозяйствующего субъекта находится внутри пределов 35 - 65%, то наличие доминирующего положения доказывается антимонопольным органом;
3) не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35%.
5. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке должно быть установлено федеральным антимонопольным органом (его территориальным подразделением) с соблюдением процедуры, определенной законодательством. Хозяйствующие субъекты, имеющие на рынке определенного товара долю более 35 процентов, заносятся в Реестр. Статус Реестра определен как информационно-наблюдательный. В случае, когда занесенный в Реестр субъект начинает злоупотреблять своим доминирующим положением, это признается правонарушением и в действие вступают нормы антимонопольного законодательства. Кроме того, факт занесения организации в Реестр является основанием применения к ней согласительного порядка приобретения акций. ФАС обязана ежегодно публиковать Реестр по состоянию на 1 января, в том числе с использованием общероссийских СМИ.
6.Доминирующим следует считать такое поведение хозяйствующего субъекта, когда он может действовать независимо от конкурентов и способен сдерживать конкуренцию на товарном рынке. Само по себе доминирование на товарном рынке не является нарушением антимонопольного законодательства. Установление факта доминирования служит основанием для осуществления систематического наблюдения за деятельностью хозяйствующего субъекта в целях недопущения и пресечения злоупотреблений исключительным положением на товарном рынке. Т.О, неправомерным является только злоупотребление доминирующим положением (п. 1 ст. 5 Закона). Это считается одним из видов монополистической деятельности. В частности, злоупотреблением можно считать:
изъятие товаров из обращения для создания или поддержания дефицита на рынке либо повышение цен;
навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него;
создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят одного или нескольких хозяйствующих субъектов в неравное положение (дискриминационные условия);
создание препятствий к доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
сокращение (прекращение) производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями.
Законом также запрещены соглашения (согласованные действия), ограничивающие конкуренцию, которые направлены на:
1) установление (поддержание) цен, скидок, надбавок;
2) повышение (снижение), поддержание цен на аукционах и торгах;
3) раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж и закупок, ассортименту товаров;
4) ограничение доступа на рынок (устранение с него других хозяйствующих субъектов);
5) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.
В исключительных случаях такие соглашения могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий превысит неблагоприятные последствия. Хозяйствующие субъекты с долей на рынке более 35%, намеревающиеся заключить подобные соглашения, обязаны обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашений требованиям антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган принимает решение в течение 30 дней (с продлением срока еще на 20 дней). Полученное разрешение действительно в течение двух лет. Если в этот срок соглашение не достигнуто, решение утрачивает свое действие.