Порядок определения доминирующего положения

Этапы определения доминирующего положения на рынке совпадают с этапами порядка оценки конкурентной среды на рынке.

Во всех случаях применяются следующие этапы оценки конкурентной среды на рынке:

Приказ ФАС РФ от 28.04.2010 N 220
"Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"

1) определение временного интервала исследования рынка;
временной интервал, как правило, устанавливается в 1 год.
2) определение продуктовых границ рынка
3) установление географических границ товарного рынка
4) определение состава хоз. субъектов на рынке
5) расчет объема товарного рынка и долей хоз. рынка
6) составление аналитического отчета (в каждой административной процедуре дб аналитический отчет), если нет у антимонопольного органа такого отчета – он признается недействительным, но сейчас у нас проблема – нет механизма, процедуры оспаривания отчетов таких.

Могут не применяться при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и внесении сведений в реестр следующие этапы:

ü 7) Определение уровня концентрации товарного рынка

ü 8) Определение барьеров по вхождению на рынок

ü 9) Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКТОВЫХ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ГРАНИЦ:

Порядок определения границ осуществляется исходя из источника получения информации с применением следующих методов:

1. Метод, основанный на сведениях, получаемых от потребителя товара (опросный метод). Этот метод является основной.

2. Метод, основанный на результатах наблюдения за товарными рынками и экономико-статистических расчетах.

3. Метод, основанный на экспертных характеристиках товара и особенностях его потребления.

4. Метод, основанный на сведениях, предоставляемых продавцами соответствующего товара. Он применяется в последнюю очередь.

При применении методов информация мб любой вне зависимости от заинтересованности источника её предоставления.

ЭТАПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКТОВЫХ ГРАНИЦ:

1. Предварительное определение товара (оно устанавливается исходя из нормативно-технической документации, договора и т.д.)

При этом товары с определенными потребительскими свойствами может признаваться и продукт деятельности отдельных стадий производства продукции, товаров, работ и услуг, при наличии следующих условий:

1) если деятельность осуществляется вертикально-интегрированными структурами (холдинги, группы лиц);
2) продукция может без дополнительных издержек обращаться в качестве товара на соответствующем рынке; (размер издержек не должен превышать 10 % от стоимости продукции)
3) возможность вертикально-интегрированных субъектов, их структурных подразделений как фактических, так и потенциальных продавцов реализовывать соответствующий товар при изменении условий конкуренции на товарном рынке;
Такая возможность устанавливается с применением 2 и 3 метода получения информации.
Кроме того, может устанавливаться наличие товара, мощности производства которого мб без дополнительных издержек быть переведены на выпуск рассматриваемого товара (взаимозаменяемость по производству)

2. Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми.

Способы определения взаимозаменяемости:

1. исходя из характеристик потребительских свойств и порядку реализации товара
(функциональное назначение, потребительские свойства, цели потребления, качественные характеристики, технические характеристики, цена, условия реализации)

2. взаимозаменяемость может устанавливаться на основе экспертных оценок и с применением соответствующих номенклатур.

3. взаимозаменяемость может определяться, исходя из фактической замены товаров потребителем или из их готовности к такой замене. Если для замены в потреблении товара требуется более 1 года или покупатель в связи с заменой несет значительные издержки в размере 10 % от цены – взаимозаменяемость товара отсутствует. При этом мнение покупателей анализируется исходя из деления их на группы:

1. способ и формы участия в товарообороте (оптовая или розничная)
2. место приобретения товара.
3. требования к товару.

Если 1 и тот же продавец устанавливает разные цены для разных групп покупателей, то эти покупатели признаются действующими на разных рынкам, и соответственно, продавцы тоже.

4. взаимозаменяемость может осуществляться по результатам наблюдений за соответствующим рынком антимонопольным органом с применением экономических методов.
1 метод - Процедура теста гипотетического монополиста. Он проводится при наличии небольшого, но долговременного повышения цены на рынке в пределах от 5-10 % на рынке, при условии приобретения покупателями другого товара, снижения объема продаж у предыдущего продавца и делающих такое повышение цен не выгодными для продавца. Процедура проводится до тех пор, пока не будет выявлена группа товаров при повышении цены на которой не будет снижения выгод для продавца. Выбор проводится по наименьшему кругу товаров.

2 метод – анализ ценообразования и динамика цен применительно к спросу на товар. При этом применяется показатель перекрестной эластичности спроса к цене. Это изменение в процентах к изменению цены на другой товар за определенный период времени. Товары взаимозаменяемы, если данный показатель устойчив и превышает 1 единицу.

3. Определение взаимозаменяемых товаров

Этапы и порядок определения географической границы. Этапы:

1. Предварительное определение географических границ - ФАС определяет примерно регион реализации продукции. Основа для предварительного определения географических границ является следующая информация :

– информация регионе где действует хоз субъект (НЕ ГДЕ ЗАРЕГЕСТРИРОВАН А ГДЕ РЕАЛИЗУЕТ ТОВАР)

– информация о ценообразовании и и разном уровне цен на территории РФ.

- информация о структуре товаропотоков, то есть о границах территории применительно к которой ввозиться и вывозиться не более 10% общей товарной массы. Если Фас делает вывод – субъект действует в нескольких регионов и ввозит-вывозит более 10% то предварительная квалификация, что субъект действует в рамках федерального рынка.

Из этой информации виды товарных рынков:

Федеральный

Межрегиональный

Региональный

Местный

Локальный

2. Выявление условий обращения товаров ограничивающий экономические и иные возможности приобретения товара покупателем на конкретной территории.

При выявлении условий обращения товара на товарном рынке анализируются:

Требования транспортировки товара

Организационно-транспортные схемы приобретения товара

Возможность перемещения товара к потребителю

Расходы связанные с приобретением товара

Особенности территории – климатические условия. Уровень ценообразования, социально-экономические аспекты (средний уровень зп, уровень потребительской корзины, региональные предпочтения в спросе на товар)

Во всех случаях если цена на товар на соответствующей территории различается в сторону увеличения на 5-10%, данная территория относится к разным рынкам по географическим границам.

При выявлении условий обращения товара могут применяться экономические методы, применяемые при определении продуктовых границ.

3. Определение географических границ

Определение состава хозяйствующих субъектов для расчета доли на рынке.

1. Субъекты которые постоянно производят и/или продают в границах установленного рынка в пределах определенного временного интервала соответствующий товар (временной интервал не менее года до установления доминирующего положения)

2. Продавцы товаров взаимозаменяемых по производству.

3. Потенциальные субъекты рынка – субъекты которые в течение короткого времени(берется один год) могут войти на рынок при обычных условиях оборота при соблюдении законодательства РФ и без дополнительных издержек. 2 аспекта по издержкам – окупаемость входа на рынок в течение 1 года при уровне цен который отличается не более чем на 10% от средневзвешенной рыночной цены.

Особенности определения доминирующего положения группы лиц.

Ст. 9 закона о защите конкуренции группа лиц рассматривается на рынке как 1 хозяйствующий субъект. Дополнительный этап – установление взаимосвязи позволяющих отнести физ и юр лица к одной группе лиц. Доля группы лиц в целях установления доминирующего положения на рынке рассматривается по совокупности долей лиц входящих в группу.

Особенности определения доминирующего положения финансовых организаций.

Ст 5 закона о защите конкуренции – отсылка к порядку определения доминирующего положения определенного постановлением правительства РФ.

Постановление правительства № 359 от 9 июня 200 7 года об утверждении условий признания положения финансовой организации доминирующим за исключением кредитных организаций

Постановление правительства № 409 от 26 июня 200 7 года об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации

Общие условия на определение доминирующего положения:

1. Размер доли на рынке – доля превышает 10% на единственном рынке и 20% если финансовая услуга оказываемая финансовой организацией или финансовая организация обращается на иных товарных рынках РФ (то есть на нескольких товарных рынках РФ).

2. Устойчивость и стабильность доли на рынке – временной интервал в один год берется.

Этапы установления доминирующего положения:

- установление сферы обращения финансовой услуги (продуктовые и географические границы)

Продуктовые границы рынка финансовых услуг – сфера обращения финансовой услуги определенного вида или совокупность взаимозаменяемых услуг (исходя из функционального назначения, применения, качества. цены и др. параметров. исходя из готовности покупателя к такой замене).

Применительно к рынку страховых услуг: определение продуктовых границ устанавливается исходя из видов страхования, субъектов страховой деятельности, условий страхования.

Применительно к рынку ЦБ исходя из проф. видов деятельности на РЦБ и исходя из иных видов деятельности разрешенных законодательством на данном товарном рынке.

Рынок банковских услуг: фин услуга определяется в зависимости от вида банковских операций в рамках лицензирования соответствующего вида деятельности и применительно к иной деятельности разрешенной законодательством о банках и банковской деятельности.

6 ноября 2012 года

Территориальные границы – как и для обычных товаров.

- определение объема финн услуги и долей финн организаций.

Объем финн услуг по рынку страхования – определяется как сумма страховой премии собранной страховщиком за соответствующий период времени

Объем для Рынка лизинговых услуг – сумма лизинговых платежей за опред период времени.

Объем фин услуг на рынке банковских услуг определяется как сумма остатка денежных средств в оборотных ведомостях по соответствующим банковским операциям.

Рынок ЦБ- размер вознаграждения брокера, количество счетов ДЕПО которые ведет депозитарий

-определение наличия условий для признания доминирующего положения финн организации. – 10 или 15 % доли и устойчивость и стабильность доли на рынке.

Правовой статус лиц, сведения о которых вкл-ы в реестр хоз субъектов имеющих долю на рынке опред товара более 35% или лиц в отношении к-х установлено доминирующее положение.

Нормативное регулирование – ФЗ о защите конкуренции (ст. 23 про ведение реестра ФАСом, Постановление правительства № 96, приказ ФАС № 220 и 108, приказ ФАС № 6 – утв регламент Фас по формированию и ведению реестра)

Последствия внесения сведений о хоз субъекте в реестр:

1. Осуществление гос контроля за эк концентрацией

2. Учет сведений о положении хозяйствующего субъекта на конкретном товарном рынке при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства. – в соответствии с постановлением ВАС 30 июня 2008 г № 30 о некоторых вопросах возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства в ред 14 октября 2012 года – при установлении доминирующего положения в спорах связанных с нарушением антимонопольного законодательства Арбитражным Судам следует учитывать что доля хоз субъекта на рынке признается, если иное не доказано равной указанной в реестре хоз субъектов.

Основание для принятия решения о вкл сведений о хоз субъекте в реестр.

П. 13 Постановления правительства № 896:

1. Данные аналитического отчета подготовленного антимонопольного органа в рамках след административных процедур:

*в рамках рассмотрения дела о нарушениях антимонопольного законодательства,

*при рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление сделок и иных действий, а так же уведомления о сделках и действиях подлежащих гос контролю за экономической концентрацией,

*по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке проведенной антимонопольным органом по собственной инициативе,

*по итогам рассмотрения заявления хоз субъекта о включении сведений о нем в реестр.

Порядок подачи и рассмотрения такого заявления предусматривается пунктами с 9 по 12 Постановления № 896 и пп 3.53 по пп.3.62 регламента о порядке формирования и ведения реестра.

2. Решение суда о включении сведений о хоз субъекта в реестр

Основания для принятия решения об исключении сведений о хоз субъекте из реестра.

П 14 постановления № 896

1. Аналитический отчет (так же как и при включении)

2. Заверенные в установленном порядке документы свидетельствующие о ликвидации юр лица или прекращении деятельности физ лица в качестве ИП.

3. Решение суда об исключении сведений о хоз субъекте из реестра

Внесение изменений о хоз субъекте из реестра:

1. Аналитический учет

2. Документы подтверждающие изменение сведений о субъекте.

3. Решение суда

Решение о внесении сведений, исключении, изменении сведений оформляется приказом соответствующего антимонопольного органа. Копии приказа направляются хоз субъекту и в РОССТАТ в срок не превышающий 3х раб дней с даты принятия соответствующего решения. При это сведения о хоз субъекте считаются включенными в реестр через 20 дней с даты издания соответствующего приказа (п. 3.12 регламента ФАС).

Соответствующее решение антимонопольного органа могут быть обжалованы в порядке установленным законодательством РФ и регламентом ФАС (раздел 4 регламента). Срок рассмотрения жалобы в 30 дней (при обжаловании в ФАС) – принятие мер о вкл или исключении из реестра результат обжалования, в качестве мер – подготовка аналитического отчета.

Прямой возможности принять приказ антимонопольного органа о включении, исключении, внесении изменений в реестре в том числе в рамках процедуры обжалования решения антимонопольного органа нет.

Понятие и виды монополистической деятельности. Недобросовестная конкуренция.

Наши рекомендации