Условия допуска ценных бумаг к фондовой торговле
На фондовой бирже могут обращаться только ц/б, обладающие так называемой биржевой оборотоспособностью, поэтому далеко не все бумаги, перечисленные в ст. 143 ГК РФ, могут считаться "фондовыми ценностями". Так, по своей юридической природе, не могут обращаться на бирже:
товарораспорядительные ц/б (коносаменты, варранты);
ц/б, выполняющие расчетные и платежные функции (чеки, банковские сберегательные книжки на предъявителя).
На фондовой бирже совершаются сделки с эмиссионными ц/б (акциями и облигациями), которые:
закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав;
размещаются выпусками;
имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения.
Новым видом эмиссионной ценной бумаги, которая обращается на бирже, является опцион эмитента. Это именная ц/б, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) по наступлению указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента по цене, определенной в опционе. Опционы размещаются только после полной оплаты уставного капитала АО. Количество акций, которые можно приобрести по опциону, не может превышать 5% акций данной категории, размещенных к моменту гос. регистрации опциона.
Торговаться на фондовой бирже могут ц/б, полностью оплаченные эмитентом, поскольку совершение любых сделок с ц/б запрещается до их полной оплаты (п. 2 ст. 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ц/б").
Эмиссионные ц/б должны проходить процедуру гос. регистрации. Причем регистрация эмиссии ценных бумаг может состоять из двух этапов:
Среди эмиссионных ц/б не подлежат гос. регистрации только документарные облигации на предъявителя с обязательным централизованным хранением, которые выпускает ЦБ РФ с размещением их среди российских кредитных организаций.
- регистрация проспекта эмиссии - в случае, если происходит размещение ц/б среди неопределенного круга лиц или заранее известного круга лиц, число которых превышает 500;
- регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Следующее условие допуска ц/б к фондовой торговле является прохождение процедурылистинга. Листинг(от англ. "list" - список) - это внутренняя процедура биржи, в соответствии с которой ц/б допускаются к котировке, т.е. включаются в котировальный лист. Обратная процедура именуется "делистинг", т.е. исключение из котировального листа.
Еще одним видом условия может стать предоставление эмитентами информации о том, чтоони следуют положениям Кодекса корпоративного поведения. Кодекс корпоративного поведения является рекомендательным документом для АО, он был разработан в 2002 г. под руководством ФКЦБ России за счет средств гранта Европейского банка реконструкции и развития.
Помимо этого условиями листинга могут быть рыночная стоимость всех ц/б эмитента, срок его деятельности, количество акционеров, стоимость чистых активов и пр.
Фондовая торговля может происходить в помещении биржи (зале биржевых торгов) либо в единой торговой сессии (электронной сессии). По общему правилу заключение сделок происходит путем удовлетворения встречных заявок аукционным способом или через снятие котировок и отражение отчета по сделкам в компьютерных торговых системах.
Котировка - это процесс определения рыночной стоимости (курса) ц/б. Котировку проводят специальные органы фондовых бирж - котировальные комиссии или комитеты. Данная процедура применяется только по отношению к ц/б, прошедшим листинг. Котировальная комиссия собирает сведения о спросе и предложении от биржевых посредников (брокеров и дилеров). Та цена, по которой состоятся сделки с наибольшим числом ц/б, будет считаться их курсом.
Споры между участниками торгов на фондовой бирже, а также между ними и их клиентами рассматриваются судом, арбитражным судом и третейским судом. Гос. регулирование деятельности фондовых бирж осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам.
Холдинги.
Термин "холдинг" происходит от английского глагола "to hold" - держать, иметь.
Холдинговые компании - это держательские организации, которым принадлежат акции (доли) в уставных капиталах других предприятий. В составе такой группировки предприятий основное предприятие (материнская компания) имеет возможность через принадлежащий ей пакет акций руководить деятельностью дочерних предприятий.
Активы холдинговой компании практически полностью представлены акциями другого ЮЛ или лиц. Контроль осуществляется через механизмы корпоративных (акционерных) полномочий. Холдинговую компанию следует отличать от инвестиционной компании, т.к. инвестиционная компания вкладывает средства в приобретение акций (долей) других обществ с целью извлечения прибыли, а холдинговая компания - с целью получения контроля над их деятельностью.
Основными преимуществами образования холдингов являются:
распределение коммерческих рисков;
возможность продажи бизнеса по частям, поскольку дочерние компании остаются самостоятельными ЮЛ.
Холдинговая компания - это ЮЛ, основной деятельностью которого является владение акциями (обычно контрольным пакетом) другой компании или компаний и управление этими компаниями. Серьезную роль в обществе играет держатель блокирующего пакета (свыше 25% акций). От него зависит непринятие (блокирование) решений, требующих квалифицированного большинства голосов, которые касаются наиболее важных вопросов деятельности общества. Однако в действующем российском законодательстве нет легального определения понятия "контрольный пакет акций (голосов)". Ранее, согласно Положению об акционерных обществах от 25 декабря 1990 г., контрольным считался пакет в размере 50% + 1 акция.
Современное законодательство связывает возможность влияния на деятельность организации не только 1)с преобладающим участием в уставном капитале, но и с заключением договора (лицензионный договор, доверительное управление, ипотека, соглашение о совместной деятельности) и 2) иными обстоятельствами(указание в уставе дочернего общества на обязательность для него решений основного общества). Нельзя считать таким договором договор с управляющей компанией, т.к. она подотчетна общему собранию и совету директоров. Ее деятельность - это непосредственная реализация функций ЮЛ, а не руководство им извне.
Можно выявить еще две формы влияния: 3) акционеры договариваются между собой о позиции по голосованию; 4) акционеры имеют большинство своих лиц в совете директоров общества.
Активы крупных холдингов, как правило, условно делятся на две части. Профильные активы почти всегда оформлены как компании одного лица либо имеют контрольный пакет голосов. Непрофильные активы оформлены компаниями с небольшим процентом участия головной (материнской) фирмы.
На сегодняшний день в отечественном законодательстве остается открытым вопрос о правовом статусе холдинга. Уже долгое время ведется работа над проектом ФЗ "О холдингах". Но действующее законодательство пока еще не определяет понятие "холдинг". Поэтому можно сказать, что холдинг - это скорее экономическое, нежели юридическое понятие.
Субъектами предпринимательского права являются субъекты ПД и субъекты, регулирующие ПД. Холдинг обладает обоими элементами правосубъектности, т.к. холдинговая компания регулирует деятельность дочерних и зависимых предприятий.
В нашей стране холдинговые компании обычно создаются в форме АО. Порядок их организации и деятельности сейчас установлен только применительно к холдинговым компаниям, созданным в процессе приватизации. Данный порядок регламентируется Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий". Согласно Положению холдинговой компанией признается предприятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются дочерними. Холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме ОАО.
Холдинговая компания является таким АО, которое руководит другими обществами. Руководствоэто осуществляется определяющим воздействием на решения, принимаемые общими собраниями акционеров и другими органами управления дочерних обществ. При этом запрещается перекрестное владение акциями, только холдинговая компания имеет акции дочерних компаний, сами дочерние предприятия не могут владеть акциями холдинговой компании в какой бы то ни было форме. Однако это Временное положение распространяется только на акционерные общества, в которых доля государственного участия составляет более 25%. В случае продажи частным лицам и организациям более 75% акций на это общество распространяется действие общих правил Федерального закона "Об АО".
Холдинговая модель организации бизнеса, несомненно, имеет много преимуществ. Однако внутри холдинга, как правило, отсутствует конкуренция, требующая постоянного улучшения качества производимой продукции (оказываемых услуг). В холдинге могут искусственно поддерживаться нерентабельные предприятия, что снижает экономическую эффективность такого объединения в целом. У холдингов в сравнении с самостоятельными коммерческими организациями менее выгодный режим налогообложения. Любое преодоление "границы юридического лица" влечет за собой возникновение налогооблагаемой базы.
В отношении холдинговых компаний действует особый принцип, в отличии от общих правил исполнительного производства. Так, акции дочерних компаний, которыми сформированы активы основного общества, относятся к имуществу, взыскание на которое в ходе исполнительного производства обращается в третью очередь, т.к. от этих пакетов акций непосредственно зависит производственная деятельность компании, поскольку все дочерние общества вертикально интегрированы в единую экономическую систему.
Существуют законодательные нормы, признающие самостоятельное участие холдинга как субъекта в определенных правоотношениях.
§ Так, Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" называет в качестве одной из разновидностей хозяйствующего субъекта на товарном рынке группу лиц.
§ НК РФ (ст. ст. 20, 40) говорит о взаимозависимых лицах в случаях, когда одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале другого ЮЛ суммарная доля участия составляет более 20%.
§ ФЗ от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" (ст. 4) предусматривает, что инвесторами могут быть объединения ЮЛ, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса ЮЛ.
§ Закон РФ "О банках и банковской деятельности" (ст. 4) допускает образование банковских холдингов и банковских групп.
§ Холдинг может быть также образован в рамках финансово-промышленной группы согласно Федеральному закону "О финансово-промышленных группах".
12.ТПП (Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О ТПП в РФ").
Торгово-промышленные палаты - это негосударственные некоммерческие организации, объединяющие предприятия и предпринимателей для оказания им различных услуг, а также представительства и защиты их коллективных интересов внутри страны и за рубежом.
Признакиторгово-промышленных палат:
1) членами ТПП могут быть предприятия любых организационно-правовых форм и ИП, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей;
2) ТПП не подчиняются государству, субординация в отношениях с гос. отсутствует;
3) ТПП имеют статус ЮЛ. Источниками формирования их имущества являются вступительные и членские взносы, которые не возвращаются в случае выхода участника из состава ТПП;
4) ТПП, будучи неком. организациями, не преследуют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и обладают специальной правоспособностью. Они "содействуют" ПД.
Система торгово-промышленных палат:
1) ТПП РФ (правопреемница ТПП СССР, до 1972 г. именовалась Всесоюзной Торговой палатой);
2) региональные палаты (образуются в пределах одного или нескольких субъектов РФ). Например, Московская ТПП создана на территории сразу двух субъектов - Москвы и Московской области;
3) местные палаты (создаются в пределах района, города).
ТПП образуются на основе принципа добровольного объединения по инициативе не менее 15 учредителей на территории одного или нескольких субъектов РФ. Учредители ТПП созывают съезд (конференцию), на котором утверждается устав и образуются органы управления ТПП.
Решение о гос. регистрации ТПП в течение 30 дней принимает федеральный орган юстиции (если создается ТПП РФ или ТПП на территории нескольких субъектов РФ) или его территориальное управление (если ТПП создается на территории одного субъекта РФ). Затем документы передаются в налоговые органы для внесения сведений в ЕГР ЮЛ. Для регистрации любой ТПП необходимо согласие ТПП РФ, уставы региональных палат должны соответствовать уставу ТПП РФ.
Высшим руководящим органом ТПП является съезд, проводимый не реже одного раза в четыре года. Кворум съезда составляет 2/3 избранных делегатов. Многие вопросы решаются большинством в 50% + 1 голос. Вопросы, относящиеся к изменениям в уставе, решаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов.
В периоды между съездами руководство Палатой осуществляет правление, которое возглавляет председатель, по должности являющийся президентом Палаты. Также избираются исполнительный орган - генеральный директор и контрольный орган - ревизионная комиссия.
Функции ТПП:
1) ведение негосударственного реестра российских предприятий, финансовое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для ведения ПД в РФ и за рубежом (реестр надежных партнеров)
2) независимая экспертиза проектов н.а. в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий и предпринимателей;
3) оказание российским и зарубежным фирмам информационных и консультационных услуг;
4) оказание содействия по вопросам патентования изобретений, регистрации товарных знаков, а также коммерческой реализации прав на объекты промышленной собственности;
5) оказание издательских и рекламных услуг;
6) удостоверение в соответствии с международной практикой сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью;
7) свидетельствование обстоятельств форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок
8) сбор и публикация обычаев делового оборота (в настоящее время публикуются обычаи морских портов и обычаи в области внешней торговли);
9) Создание третейских судов.
На сегодняшний день при ТПП РФ функционируют два третейских суда: МКА (Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1) и Морская арбитражная комиссия.
В настоящее время на рассмотрении в ГД РФ находится проект федерального закона "О ТПП в РФ". Этот законопроект направлен на расширение функций и полномочий ТПП. В частности, в нем предусматривается, что ТПП вправе от своего имени обжаловать различные нормативные акты, оформлять таможенные документы; с ТПП должны согласовываться проекты законодательных и иных н.а. в области экономики; органы гос. власти и м/с могут передавать ТПП свои функции и полномочия. Предусматривается, что все ТПП д.б. членами ТПП РФ и при выходе из нее лишаются права именоваться ТПП.
Лекция 5. Правовые основы несостоятельности (банкротства) самостоятельно!
Понятие и признаки б.