Создаем бизнес, потому что мы это умеем или нам нравится это делать (как самозанятость)
Золотое правило – идти туда, где чувствуешь себя профессионально компетентным. Однако, не учитывая особенности рынка, региона и потребности потенциальных покупателей вы обречены на провал.
Например: «Буду шить дома шапки из меха!». Вы можете сшить множество шапок, но у Вас их никто не купит, потому что доходы населения снизились и сейчас покупают вязаные шапки.
Успешной в первую очередь надо признать бизнес-идею, которая находит незанятую нишу на рынке, является оригинальной, хотя и здесь есть свои подводные камни.
В современном бизнесе почти не осталось незаполненных рыночных ниш, поэтому предпринимателю ввиду ограниченности масштаба бизнеса очень трудно выйти и закрепиться на рынке. В связи с этим у него есть 2 пути:
- необходимо либо искать незаполненные рыночные ниши за счет какой–либо оригинальной идеи (еще неудовлетворенного спроса);
- выходить на массовый рынок, но с весомыми конкурентными преимуществами: доступ к дешевому сырью, новые технологии которые позволяют снизить себестоимость, высокий уровень масштабов дистрибуции, дешевая рабочая сила и др.
Простое повторение обречено на провал. Нельзя просто найти нишу с потенциально динамикой изучить ее и изыскать необходимые ресурсы. Нужна ниша, в которой вы сможете создать уникальную компетенцию[1], делать то, что не делают другие. На уровне повторений мы обречены быть неэффективными.
Сама формулировка идеи не должна опираться только на то, как заработать деньги, а выглядеть так: «Что такого полезного и ценного мой бизнес дает клиентам, чтобы они платили деньги?»
Признаки уникальной компетенции:
- значимость для потребителей, их готовность платить за компетенцию как за большую часть приобретаемой ценности;
- способность изменяться и подстраиваться под новые требования рынка;
- уникальность, малая вероятность повторения конкурентами;
- основанность на знаниях, а не на стечении обстоятельств;
- связанность с несколькими видами деятельности или продуктами;
- актуальность, соответствие стратегическим устремлениям рынка и компании;
- возможность партнерства для создания новой ключевой компетенции;
- ясность, доступность формулировки компетенции для однозначного толкования.
Уникальными компетенциями могут стать:
- знание потребностей рынка и умение регулярно получать это знание;
- способность реализовать на практике предложения, необходимые рынку;
- способность постоянно наращивать и развивать свою ключевую компетенцию.
Таким образом, бизнес-идея – это четкое представление о том, как и путем каких конкретных действий предпринимателя, потребность потенциального покупателя может быть удовлетворена.
Инновационность
В проекте обязательно наличие инновационной оставляющей, это может быть новый подход к решению существующей социальной проблемы, производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.
Цели проекта
Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться организация.
Цели должны быть:
1) Позитивны. Чего Вы хотите, а не чего Вы НЕ хотите.
2) Конкретны и осязаемы. Можно увидеть, услышать, пощупать и т.п.
3) Измеримы. Можно отследить продвижение и достижение.
4) Достижимы лично Вами и/или Вашей командой.
5) Согласованы между собой и с другими целями.
6) Определены во времени.
Кроме того, обязательно нужно прописать социальные цели.
Конкретные цели (пример финансовые и имиджевые - "добиться такого-то объема продаж при рентабельности не менее 20%", "стать - по итогам таких-то рейтингов первой или второй фирмой в регионе на данном рынке") тестируются миссией (идеей проекта - насколько достижение этих целей будет способствовать движению в сторону образа "светлого будущего"?)
Средством достижения этого является определение одной цели для каждой составляющей вашего бизнеса: рынок, финансы, производство, люди и т.д. Эти цели должны четко определять желаемый результат (например, увеличивать объем продаж на 20% ежегодно).
Когда все цели сформулированы, охарактеризуйте пути их достижения.
Пример заполнения таблицы целей
Компоненты бизнеса | Цели | Стратегия |
Рынок | Увеличить объем продаж на 20% | за счет проникновения на другие внутренние рынки и экспорта в страны СНГ (Россия, Белоруссия) |
Финансы | Улучшить соотношение между акционерным капиталом и долгом | с тем, чтобы около 35% необходимого капитала обеспечивалось акционерами |
Производство | Улучшить качество продукции | путем внедрения автоматизированной системы контроля качества |
Персонал | Повысить квалификацию работающих | путем организации кружков качества, специальных курсов, стажировок |
Ценовая политика | Сохранить доступный, однако достаточно высокий уровень цен, ассоциирующийся у покупателей с высоким уровнем качества продукции | путем проведения специальной рекламной компании |
Распределение | Перейти от двухуровневого к одноуровневому каналу распределения продукции. | открыв сеть региональных фирменных магазинов |
Социальные цели | Повысить уровень жизни инвалидов, работающих на предприятии увеличив уровень заработной платы на 20% (для работников сдельщиков) | путем роста производства и реализации продукции на 10% |
5. Какие проблемы будут препятствовать успешному решению перечисленных задач?
Все проблемы, с которым может столкнуться предприятие, условно можно разделить на два блока:
- внешние по отношению к предприятию (конкуренция, падение спроса, изменение покупательских предпочтений, отношения с гос. структурами, рост ставок налогов и отчислений)
- внутренние (личные качества руководителя: амбиции, компетенция; ресурсы бизнеса: дефицит финансовых, материальных, трудовых ресурсов, слабая организация работы предприятия и др.)
Формулировка проблемы | Источник возникновения | |
Внешние | ||
Внутренние |
6. Какие действия и когда Вы предпримите для преодоления этих проблем и достижения цели проекта?
Маркетинговая стратегия
В данном разделе нужно ответить на два основных вопроса:
- что мы будем продавать и нужен ли этот продукт покупателю;
- как мы будем его продавать (план маркетинга).