Создаем бизнес, потому что мы это умеем или нам нравится это делать (как самозанятость)

Золотое правило – идти туда, где чувствуешь себя профессионально компетентным. Однако, не учитывая особенности рынка, региона и потребности потенциальных покупателей вы обречены на провал.

Например: «Буду шить дома шапки из меха!». Вы можете сшить множество шапок, но у Вас их никто не купит, потому что доходы населения снизились и сейчас покупают вязаные шапки.

Успешной в первую очередь надо признать бизнес-идею, которая находит незанятую нишу на рынке, является оригинальной, хотя и здесь есть свои подводные камни.

В современном бизнесе почти не осталось незаполненных рыночных ниш, поэтому предпринимателю ввиду ограниченности масштаба бизнеса очень трудно выйти и закрепиться на рынке. В связи с этим у него есть 2 пути:

- необходимо либо искать незаполненные рыночные ниши за счет какой–либо оригинальной идеи (еще неудовлетворенного спроса);

- выходить на массовый рынок, но с весомыми конкурентными преимуществами: доступ к дешевому сырью, новые технологии которые позволяют снизить себестоимость, высокий уровень масштабов дистрибуции, дешевая рабочая сила и др.

Простое повторение обречено на провал. Нельзя просто найти нишу с потенциально динамикой изучить ее и изыскать необходимые ресурсы. Нужна ниша, в которой вы сможете создать уникальную компетенцию[1], делать то, что не делают другие. На уровне повторений мы обречены быть неэффективными.

Сама формулировка идеи не должна опираться только на то, как заработать деньги, а выглядеть так: «Что такого полезного и ценного мой бизнес дает клиентам, чтобы они платили деньги?»

Признаки уникальной компетенции:

- значимость для потребителей, их готовность платить за компетенцию как за большую часть приобретаемой ценности;

- способность изменяться и подстраиваться под новые требования рынка;

- уникальность, малая вероятность повторения конкурентами;

- основанность на знаниях, а не на стечении обстоятельств;

- связанность с несколькими видами деятельности или продуктами;

- актуальность, соответствие стратегическим устремлениям рынка и компании;

- возможность партнерства для создания новой ключевой компетенции;

- ясность, доступность формулировки компетенции для однозначного толкования.

Уникальными компетенциями могут стать:

- знание потребностей рынка и умение регулярно получать это знание;

- способность реализовать на практике предложения, необходимые рынку;

- способность постоянно наращивать и развивать свою ключевую компетенцию.

Таким образом, бизнес-идея – это четкое представление о том, как и путем каких конкретных действий предпринимателя, потребность потенциального покупателя может быть удовлетворена.

Инновационность

В проекте обязательно наличие инновационной оставляющей, это может быть новый подход к решению существующей социальной проблемы, производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.

Цели проекта

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться организация.

Цели должны быть:

1) Позитивны. Чего Вы хотите, а не чего Вы НЕ хотите.
2) Конкретны и осязаемы. Можно увидеть, услышать, пощупать и т.п.
3) Измеримы. Можно отследить продвижение и достижение.
4) Достижимы лично Вами и/или Вашей командой.
5) Согласованы между собой и с другими целями.
6) Определены во времени.

Кроме того, обязательно нужно прописать социальные цели.

Конкретные цели (пример финансовые и имиджевые - "добиться такого-то объема продаж при рентабельности не менее 20%", "стать - по итогам таких-то рейтингов первой или второй фирмой в регионе на данном рынке") тестируются миссией (идеей проекта - насколько достижение этих целей будет способствовать движению в сторону образа "светлого будущего"?)

Средством достижения этого является определение одной цели для каждой составляющей вашего бизнеса: рынок, финансы, производство, люди и т.д. Эти цели должны четко определять желаемый результат (например, увеличивать объем продаж на 20% ежегодно).

Когда все цели сформулированы, охарактеризуйте пути их достижения.

Пример заполнения таблицы целей



Компоненты бизнеса Цели Стратегия
Рынок Увеличить объем продаж на 20% за счет проникновения на другие внутренние рынки и экспорта в страны СНГ (Россия, Белоруссия)
Финансы Улучшить соотношение между акционерным капиталом и долгом с тем, чтобы около 35% необходимого капитала обеспечивалось акционерами
Производство Улучшить качество продукции путем внедрения автоматизированной системы контроля качества
Персонал Повысить квалификацию работающих путем организации кружков качества, специальных курсов, стажировок
Ценовая политика Сохранить доступный, однако достаточно высокий уровень цен, ассоциирующийся у покупателей с высоким уровнем качества продукции путем проведения специальной рекламной компании
Распределение Перейти от двухуровневого к одноуровневому каналу распределения продукции. открыв сеть региональных фирменных магазинов
Социальные цели Повысить уровень жизни инвалидов, работающих на предприятии увеличив уровень заработной платы на 20% (для работников сдельщиков) путем роста производства и реализации продукции на 10%

5. Какие проблемы будут препятствовать успешному решению перечисленных задач?

Все проблемы, с которым может столкнуться предприятие, условно можно разделить на два блока:

- внешние по отношению к предприятию (конкуренция, падение спроса, изменение покупательских предпочтений, отношения с гос. структурами, рост ставок налогов и отчислений)

- внутренние (личные качества руководителя: амбиции, компетенция; ресурсы бизнеса: дефицит финансовых, материальных, трудовых ресурсов, слабая организация работы предприятия и др.)

  Формулировка проблемы Источник возникновения
Внешние    
Внутренние    

6. Какие действия и когда Вы предпримите для преодоления этих проблем и достижения цели проекта?

Маркетинговая стратегия

В данном разделе нужно ответить на два основных вопроса:

  1. что мы будем продавать и нужен ли этот продукт покупателю;
  2. как мы будем его продавать (план маркетинга).

Наши рекомендации