Оценка интенсивности конкуренции на отраслевом и товарных рынках.
Факторы внешней среды, в наибольшей степени влияющие на конкурентоспособность предприятия
Конкуренция – процесс управления предприятием своим конкурентным преимуществом на конкретном рынке.
Конкурентное преимущество – эксклюзивная ценность, дающая превосходство перед конкурентами.
Конкурентоспособность – уровень удовлетворения конкретной рыночной потребности в сравнении с аналогичными предприятиями, действующими на рынке.
Стратегическая конкурентоспособность – потенциальная способность предприятия конкурировать на конкретных рынках в стратегической перспективе. Стратегическая конкурентоспособность является следствием реализации стратегических программ, разработанных на основе комплексной диагностики и прогноза состояния предприятия, отрасли и конкуренции в ней, а также институциональной среды.
В условиях обострения конкурентной ситуации необходимо отслеживать всё многообразие факторов, определяющих уровень конкурентоспособности предприятия. Ниже показаны внутренние и внешние факторы конкурентоспособности:
Внутренние факторы конкурентоспособности:
1. Показатели конкурентоспособности продукции:
- Динамика продаж;
- Доля на рынке;
- Цена на единицу продукции в сравнении со среднеотраслевой ценой;
- Объем возврата продукции и принятых претензий к объему продаж.
2. Показатели конкурентоспособности предприятия (ресурсы и бизнес-процессы):
- Основные бизнес-процессы (эффективность исполнения):
- Стратегический маркетинг;
- Инновационная и инвестиционная деятельность. Уровень инвестиционной привлекательности;
- Закупки;
- Производство;
- Оперативный маркетинг и сбыт;
- Управление качеством;
- Управление финансами;
- Управление персоналом.
- Социальная значимость:
- Процент занятых на предприятии к числу занятых в экономике территории;
- Имидж предприятия.
- Целевая эффективность:
- Индекс объема продаж по сравнению с «п-3» годом в сопоставимых ценах;
- Доля экспорта в общем объеме продаж;
- Рентабельность активов;
- Рентабельность акций;
- Уровень инвестиций в основной капитал;
- Доля реальных активов в имуществе.
- Технологическая эффективность:
- Рентабельность инвестированного капитала;
- Производительность труда по прибыли;
- Коэффициент оборачиваемость оборотных активов;
- Коэффициент использования производственных мощностей;
- Доля оборотных активов в имуществе.
- Экономическая эффективность и финансовая устойчивость:
- Рентабельность продаж;
- Уровень затрат производства к среднему по отрасли;
- Коэффициент текущей ликвидности;
- Коэффициент задолженности;
- Коэффициент оборачиваемости и кредиторской задолженности;
- Уровень платежеспособности;
- Коэффициент структуры долгосрочных вложений;
- Доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в оборотных активах.
Внешние факторы конкурентоспособности:
1. Отраслевые и рыночные факторы:
- Технико-экономические, технологические и иные показатели, определяющие специфику отрасли;
- Состояние конкуренции в отрасли, интенсивность конкуренции;
- Движущие силы, вызывающие долгосрочные изменения в отрасли;
- Конкурентное положение предприятий;
- Основные факторы успеха в отрасли;
- Оценка привлекательности отрасли.
2. Факторы макросреды:
- Государственно-правовые;
- Микроэкономические;
- Технологические;
- Социально-демографические;
- Прочие.
Государственно-правовые факторы:
- налоговая политика и налоговое законодательство;
- внешнеэкономическая политика и таможенное законодательство;
- антимонопольное законодательство;
- законодательные акты по охране окружающей среды;
- профсоюзы и другие группы «давления на бизнес»;
- другие факторы.
Социально-демографические факторы:
- демографическая структура населения;
- уровень жизни (реальные доходы, уровень потребительского спроса);
- национальные традиции и обычаи, влияющие на потребительские предпочтения;
- факторы природной среды;
- другие факторы.
Макроэкономические факторы:
- динамика ВВП;
- уровень инфляции;
- объем денежной массы в обращении;
- процентная ставка, курс национальной валюты;
- уровень инвестиционной активности и состояние государственного бюджета;
- ценовые ограничения на рынке сырья и энергоресурсов;
- уровень занятости;
- другие факторы.
Технологические факторы:
- государственные приоритеты в развитии отраслей и сфер народного хозяйства;
- инновационные приоритеты (по отраслям экономики);
- расходы государственного бюджета на НИОКР, другие источники финансирования НТП.
- защита интеллектуальной собственности;
- другие факторы.