Системный подход к определению видения, миссии, установления целей.
Понятия миссии и стратегического видения тесно связаны. Некоторые авторы разделяют эти два понятия, другие объединяют их в одно.
Под миссией понимается предназначение бизнеса, смысл существования предприятия, формируемое через удовлетворение нужд и запросов потребителей.
Формулировка миссии должна быть лаконичной, яркой и воспринимаемой как во внешней среде, так и персоналом предприятия.
Стратегическое видение – это базирующаяся на потребностях рынка корпоративная идея, образ будущего состояния предприятия, который овладевает персоналом и собственниками и вокруг которого концентрируются их усилия.
Стратегическая цель (цели) – это конкретное состояние отдельных составляющих бизнеса (видов деятельности предприятия), совокупность которых позволяет реализовать сформированный образ будущего.
Основными стратегическими целями могут быть следующие цели, но «более конкретизированные»:
· - Стратегические цели финансовой результативности (прибыль, рентабельность активов и др.);
· - Стратегические цели положения на рынке (объем продаж в динамике, доля рынка, том числе в сравнении с долей конкурентов);
· - Стратегические цели конкурентоспособности продукции (соответствие основных потребительских характеристик параметрам спроса);
· - Стратегические цели развития или освоения производства.
Основные этапы разработки стратегического видения и стратегической цели:
Принципы целеполагания.
Требования к целям.
Исследование текущих и будущих проблем предприятия с использованием SWOT-анализа
SWOT-анализ -- это промежуточное звено между формулированием миссии предприятия и определением его целей и задач. Все происходит
в такой последовательности (см. рисунок 1):
1. Вы определили основное направление развитие предприятия (его миссию)
2. Затем вы взвешиваете силы предприятия и оцениваете рыночную ситуацию, чтобы понять, сможет ли оно двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
3. После этого вы ставите перед своим предприятием цели, учитывая его реальные возможности.
SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
- использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
- являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
- какие благоприятные возможности дают компании реальные шансына успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?
- какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?
Итак, после проведения SWOT-анализа вы будете более четко представлять себе преимущества и недостатки своего предприятия, а также ситуацию на рынке. Это позволит вам выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
Даже если вы уверены, что и так прекрасно обо всем осведомлены, лучше все же проводить SWOT-анализ, так как в этом случае он поможет структурировать имеющуюся информацию о предприятии и рынке и по-новому взглянуть на текущую ситуацию и открывающиеся перспективы.
Кроме того, результаты анализа и принятые на его основании решения должны фиксироваться и накапливаться, т.к. накопленный структурированный опыт («база знаний») является основой управленческой стоимости любой компании.
Правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации. В конечном счете именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность продукции и предприятия в целом.