Оценка конкурентоспособности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ивановский государственный архитектурно-строительный университет»
(ИГАСУ)
Кафедра Организация, экономика и управление производством
Факультет коммерческой подготовки и повышения квалификации специалистов
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе (декан факультета) ________________ «____»________________2011 г. |
Рабочая программа дисциплины
Оценка конкурентоспособности
Направление подготовки 080100 Экономика
Профиль 080161 "Экономика предприятия и организации"
Цикл, код гуманитарный, социальный и экономический цикл вариативная часть обязательные дисциплины(Б3.В.О1.13)
Семестр 7
Квалификация (степень) бакалавр
Форма обучения заочная
Факультет коммерческой подготовки и повышения
Квалификации специалистов
Иваново, 2011
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 21.2.2009 № 747 и учебного плана по направлению подготовки 080100 Экономика, утверждённого решением учёного совета ИГАСУ от _______2011 №_____.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры организации, экономики и управления производством
30. 08. 2011 (протокол №1).
Заведующий кафедрой | А.Б. Петрухин | |
Автор | О.И. Никитина | |
Рецензент | ||
СОГЛАСОВАНО: | ||
Декан факультета экономики и управления | М.Л. Кашникова | |
Заведующий выпускающей кафедры | Н.А. Квашнина |
1. Цели освоения дисциплины
Цель дисциплины состоит в формировании устойчивых знаний в области теории и практики анализа конкурентных преимуществ и управления конкурентоспособностью различных объектов.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла, базируется на результатах изучения дисциплин математического и естественнонаучного цикла («Математика»), а так же дисциплин профессионального цикла («Экономика», «Бухучет», «Финансы», «АФХД предприятия»). Для успешного усвоения дисциплины студент должен
знать:
– разделы высшей математики - дифференциальное и интегральное исчисления функций одного и нескольких переменных, дифференциальные уравнения;
- маркетинговая политика предприятия, качество продукции, основные и оборотные средства предприятия, финансы предприятия и страны, показатели эффективности деятельности организации, стратегическое управление.
уметь:
– применять математические методы при решении задач;
–работать в качестве пользователя персонального компьютера с программными средствами общего назначения, пользоваться техническими и программными средствами реализации информационных технологий, работать в локальных и глобальных сетях;
владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
–математическими методами при решении задач;
–навыками пользователя персонального компьютера с программными средствами общего назначения, пользоваться техническими и программными средствами реализации информационных технологий, работать в локальных и глобальных сетях.
Освоение данной дисциплины необходимо для дальнейшей профессиональной деятельности в области расчетно-экономической деятельности при подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, при проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик, с учетом действующей нормативно-правовой базы, а также при анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей еѐ достижения (ОК–1);
· способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
· способенлогически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
· способен собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
· способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
· способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
· способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
· способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
· подходы к понятию «конкурентоспособность»;
· эволюцию теории и практики управления конкурентоспособностью;
· нормативные и правовые документы, регламентирующие ведение конкурентной борьбы в РФ;
· факторы конкурентоспособности объектов и субъектов конкурентной борьбы, действующих на макро-, мезо- и микроуровнях;
· основные подходы и методы анализа конкурентоспособности различных объектов;
· основные стратегии ведения конкурентной борьбы;
уметь:
· выявлять и анализировать проблемы экономического характера, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
· анализировать конкурентоспособность различных объектов и субъектов;
· применять методические основы управления конкурентными преимуществами объектов на микроуровне;
· разрабатывать стратегии повышения конкурентоспособности предприятия;
владеть:
· специальной экономической терминологией и лексикой специальности;
· методами сбора и анализа информации для исследования конкурентоспособности;
· навыками анализа конкурентоспособности предприятия, его продукции, персонала, отрасли, региона, страны;
· современными способами разработки стратегии конкурентной борьбы.
4. Структура и содержание дисциплины «Оценка конкурентоспособности»
4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы
(108 часов)
Вид учебной работы | Всего часов/зач. ед. | Семестры, часы | |
Аудиторные занятия (всего) | |||
В том числе: | |||
Лекции | |||
Практические занятия (ПЗ) | - | ||
Семинары (С) | |||
Лабораторные работы (ЛР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самостоятельная работа (всего) | |||
В том числе: | |||
Курсовой проект | |||
Расчетно-графические работы | |||
Реферат | |||
Подготовка к лабораторным работам | |||
Подготовка к практическим занятиям | |||
Подготовка к зачету | |||
Подготовка к экзамену | |||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зач. | зач. | |
Общая трудоемкость час зач. ед. | |||
4.2. Разделы дисциплины «Оценка конкурентоспособности»
И виды занятий
№ п/п | Наименование модулей и тем дисциплины (7 семестр) | Лекц. | Практ. зан. | Лаб. раб. | СРС | Всего час. |
Тема 1. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Конкуренция: понятие и виды. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью. Эволюция концепций конкурентных преимуществ. Стадии формирования конкурентных преимуществ. | 0,5 | – | 17,5 | |||
Тема 2. Оценка конкурентоспособности на микроуровне. Основные понятия и уровни анализа конкурентоспособности. Уровни обеспечения конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности фирмы (организации). Оценка конкурентоспособности товаров и услуг. Оценка конкурентоспособности персонала. | 0,5 | 18,5 | ||||
Тема 3. Оценка конкурентоспособности на мезо- и макроуровне. Оценка конкурентоспособности отрасли. Оценка конкурентоспособности региона. Оценка конкурентоспособности страны. | 0,5 | 18,5 | ||||
Тема 4. Формирование конкурентной среды в регионе. Конкурентная среда региона. Основные направления антимонопольной политики. Роль регионального маркетинга в системе рыночных преобразований. Система обеспечения конкурентоспособности региона. | 0,5 | 0,5 | ||||
Тема 5. Осуществление проектов с участием иностранных инвесторов и их влияние на конкурентоспособность страны. Закон РФ "Об иностранных инвестициях". Последствия привлечения иностранного капитала в страну. Формы сотрудничества с иностранными партнерами. | 0,5 | - | 17,5 | |||
Тема 6. Стратегии достижения конкурентоспособности предприятия. Основные типы стратегий конкурентной борьбы. Виолентная стратегия конкурентной борьбы. Патиентная стратегия конкурентной борьбы. Эксплерентная стратегия конкурентной борьбы. Коммутантная стратегия конкурентной борьбы. Экономика как сообщество конкурирующих компаний. | 0,5 | 0,5 | ||||
Итого по 7 семестру | ||||||
Всего часов по 7 семестру, в т.ч. зачет (9 часов) |
4.3. Содержание разделов дисциплины
(7 семестр)
Индивидуальные занятия
№ п/п | ВОПРОСЫ | Кол-во часов |
Тема 1. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Теория абсолютного преимущества А.Смита. Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо. Концепция факторов производства (экономических ресурсов) Э. Хекшера и Б. Олина. Теория эффекта масштаба П. Кругмана и К. Ланкастера. Теория «человеческого капитала» Р. Лукаса. Теория конкурентных преимуществ М. Портера. Теория предпринимательских экосистем. Теория соконкуренции. Теория интеллектуального лидерства. Тема 2. Оценка конкурентоспособности на микроуровне. Иерархическая структура конкурентоспособности. Основные подходы к оценке конкурентоспособности предприятия, их особенности: на основе оценки потенциала фирмы; экспертные методы, методика Р. Фатхутдинова, методика Ж.-Ж. Ламбена, метод SWOT-анализа, метод анализа GAP, метод анализа LOTS, метод анализа PIMS, метод изучения профиля объекта, модель анализа McKinsi 7S. Бенчмаркинг как современный метод бизнес-планирования и повышения конкурентоспособности предприятия. Основные подходы к оценке конкурентоспособности продукциии, их особенности: метод параметрических индексов, методика Гличева А.В., методика Р. Фатхутдинова, экспертные методы, тестирование товара и др. Тема 3. Оценка конкурентоспособности на макро- и мезоуровне. Подходы к оценке конкурентоспособности региона: по конкурентоспособности наиболее значимых товаров в объеме продаж региона, по инвестиционному климату в регионе, по комбинации показателей (методика И. Бланка) и др. Ресурсная концепция конкурентоспособности территории Ж.-Б. Сэя. Конкурентоспособность городов. Подходы к оценке конкурентоспособности страны: методики Всемирного банка, методика Р. Фатхутдинова, рейтинговый подход, ресурсный подход и др. Проблемы повышения конкурентоспособности России. Тема 4. Формирование конкурентной среды в регионе. Законодательство РФ о конкуренции и ограничении монополистической конкуренции на товарных рынках. Тема 5. Осуществление проектов с участием иностранных инвесторов и их влияние на конкурентоспособность страны. Закон РФ "Об иностранных инвестициях": иностранная инвестиция, иностранный инвестор, гарантии прав защиты, предоставляемые иностранным инвесторам в РФ. Обобщение статистической информации о динамике и структуре иностранных инвестиций в РФ и Ивановскую область. Тема 6. Стратегии достижения конкурентоспособности предприятия. Основные теории стратегий конкурентной борьбы (М Портер, Л.Г. Раменский и др.). Классификация конкурентных стратегий. Принципы выбора стратегий и основные правила ее проведения. Конкурентные стратегии в сфере крупного стандартного производства (фирмы виоленты). База и границы эффективности крупного производства. Стратегия обслуживания массового спроса. Стратегия подавления конкурентов. Конкурентные стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса (фирмы коммутанты). Локальные потребности и их роль на рынке. Стратегия мелкого бизнеса в борьбе с конкурентами. Разновидности фирм-коммутантов. Конкурентные преимущества узкой специализации (фирмы патиенты). Конкурентная стратегия в сфере инноваций (фирмы эксплеранты). Технологические парки, венчурные (рисковые) фонды и фирмы: понятие, роль, развитие в современной России. Перспективы развития российских компаний. | ||
Итого |
5. Образовательные технологиии методические рекомендации по организации изучения дисциплины
При проведении практических занятийнеобходимо создать условия для максимально самостоятельного их выполнения. Поэтому при проведении занятия преподавателю рекомендуется:
1. Провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой).
2. Оценить работу студента на практическом занятии и полученные им данные (оценка).
3. Проверить и выставить оценку за отчет.
В конце каждого практического занятия преподавателем должна быть объявлена тема следующего занятия, и указано на необходимость глубокой самостоятельной проработки теоретического материала по теме предстоящего занятия. Темы занятий, проводимых в интерактивной форме, обозначены звездочкой.
При организации внеаудиторной самостоятельной работы по данной дисциплине преподавателю рекомендуется использовать следующие ее формы:
– подготовка и написание рефератов, докладов и других письменных работ на заданные темы;
– выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это – подбор и изучение литературных источников, подбор иллюстративного и описательного материала по отдельным разделам курса в сети Интернет;
– выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, две промежуточных аттестации (9 и 13 недели учебного графика в 7 семестре), о чем преподаватель информирует обучающихся в течение первой недели преподавания дисциплины. Текущий контроль успеваемости и промежуточные аттестации проводятся на основе утвержденного вузом фонда оценочных средств, включающего типовые задачи и вопросы, экспресс-тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
7.Вопросы к зачету по дисциплине
«Оценка конкурентоспособности»
Семестр 7, курс 3
1. Конкуренция: понятие и виды.
2. Основные понятия и уровни анализа конкурентоспособности.
3. Формы и методы конкуренции.
4. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью.
5. Понятие конкурентного преимущества. Теория абсолютного преимущества А.Смита.
6. Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо.
7. Концепция факторов производства (экономических ресурсов) Э. Хекшера и Б. Олина.
8. Теория эффекта масштаба П. Кругмана и К. Ланкастера.
9. Теория «человеческого капитала» Р. Лукаса.
10. Теория конкурентных преимуществ М. Портера.
11. Теория предпринимательских экосистем.
12. Теория соконкуренции.
13. Теория интеллектуального лидерства.
14. Стадии формирования конкурентных преимуществ.
15. Уровни обеспечения конкурентоспособности предприятия.
16. Подходы к оценке конкурентоспособности фирмы (организации).
17. Внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества фирмы (организации).
18. Бенчмаркинг как современный метод бизнес-планирования и повышения конкурентоспособности предприятия.
19. Подходы к оценке конкурентоспособности персонала. Внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества персонала.
20. Подходы к оценке конкурентоспособности товаров и услуг.
21. Внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества продукции, работ, услуг.
22. Подходы к оценке конкурентоспособности отрасли.
23. Понятие отрасли. Внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества отрасли.
24. Подходы к оценке конкурентоспособности региона. Внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества региона.
25. Подходы к оценке конкурентоспособности страны.
26. Факторы конкурентного преимущества страны.
27. Конкурентная среда региона.
28. Основные направления антимонопольной политики.
29. Роль регионального маркетинга в системе рыночных преобразований.
30. Система обеспечения конкурентоспособности региона.
31. Последствия привлечения иностранного капитала в страну.
32. Формы сотрудничества с иностранными партнерами.
33. Основные типы стратегий конкурентной борьбы. Принципы выбора стратегий и основные правила ее проведения
34. Виолентная стратегия конкурентной борьбы. База и границы эффективности крупного производства.
35. Патиентная стратегия конкурентной борьбы, ее преимущества. Эволюционный путь фирмы-патиента.
36. Эксплерентная стратегия конкурентной борьбы, ее преимущества, проблемы финансирования и эволюция фирм-эксплерентов.
37. Коммутантная стратегия конкурентной борьбы. Разновидности фирм-коммутантов.
38. Экономика как сообщество конкурирующих компаний.
Содержание и состав курсового проекта
Курсовой проект по данной дисциплине не предусмотрен.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ивановский государственный архитектурно-строительный университет»
(ИГАСУ)
Кафедра Организация, экономика и управление производством
Факультет коммерческой подготовки и повышения квалификации специалистов
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе (декан факультета) ________________ «____»________________2011 г. |
Рабочая программа дисциплины
Оценка конкурентоспособности
Направление подготовки 080100 Экономика
Профиль 080161 "Экономика предприятия и организации"
Цикл, код гуманитарный, социальный и экономический цикл вариативная часть обязательные дисциплины(Б3.В.О1.13)
Семестр 7
Квалификация (степень) бакалавр
Форма обучения заочная
Факультет коммерческой подготовки и повышения
Квалификации специалистов
Иваново, 2011
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 21.2.2009 № 747 и учебного плана по направлению подготовки 080100 Экономика, утверждённого решением учёного совета ИГАСУ от _______2011 №_____.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры организации, экономики и управления производством
30. 08. 2011 (протокол №1).
Заведующий кафедрой | А.Б. Петрухин | |
Автор | О.И. Никитина | |
Рецензент | ||
СОГЛАСОВАНО: | ||
Декан факультета экономики и управления | М.Л. Кашникова | |
Заведующий выпускающей кафедры | Н.А. Квашнина |
1. Цели освоения дисциплины
Цель дисциплины состоит в формировании устойчивых знаний в области теории и практики анализа конкурентных преимуществ и управления конкурентоспособностью различных объектов.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла, базируется на результатах изучения дисциплин математического и естественнонаучного цикла («Математика»), а так же дисциплин профессионального цикла («Экономика», «Бухучет», «Финансы», «АФХД предприятия»). Для успешного усвоения дисциплины студент должен
знать:
– разделы высшей математики - дифференциальное и интегральное исчисления функций одного и нескольких переменных, дифференциальные уравнения;
- маркетинговая политика предприятия, качество продукции, основные и оборотные средства предприятия, финансы предприятия и страны, показатели эффективности деятельности организации, стратегическое управление.
уметь:
– применять математические методы при решении задач;
–работать в качестве пользователя персонального компьютера с программными средствами общего назначения, пользоваться техническими и программными средствами реализации информационных технологий, работать в локальных и глобальных сетях;
владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
–математическими методами при решении задач;
–навыками пользователя персонального компьютера с программными средствами общего назначения, пользоваться техническими и программными средствами реализации информационных технологий, работать в локальных и глобальных сетях.
Освоение данной дисциплины необходимо для дальнейшей профессиональной деятельности в области расчетно-экономической деятельности при подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, при проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик, с учетом действующей нормативно-правовой базы, а также при анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей еѐ достижения (ОК–1);
· способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
· способенлогически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
· способен собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
· способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
· способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
· способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
· способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
· подходы к понятию «конкурентоспособность»;
· эволюцию теории и практики управления конкурентоспособностью;
· нормативные и правовые документы, регламентирующие ведение конкурентной борьбы в РФ;
· факторы конкурентоспособности объектов и субъектов конкурентной борьбы, действующих на макро-, мезо- и микроуровнях;
· основные подходы и методы анализа конкурентоспособности различных объектов;
· основные стратегии ведения конкурентной борьбы;
уметь:
· выявлять и анализировать проблемы экономического характера, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
· анализировать конкурентоспособность различных объектов и субъектов;
· применять методические основы управления конкурентными преимуществами объектов на микроуровне;
· разрабатывать стратегии повышения конкурентоспособности предприятия;
владеть:
· специальной экономической терминологией и лексикой специальности;
· методами сбора и анализа информации для исследования конкурентоспособности;
· навыками анализа конкурентоспособности предприятия, его продукции, персонала, отрасли, региона, страны;
· современными способами разработки стратегии конкурентной борьбы.
4. Структура и содержание дисциплины «Оценка конкурентоспособности»
4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы
(108 часов)
Вид учебной работы | Всего часов/зач. ед. | Семестры, часы | |
Аудиторные занятия (всего) | |||
В том числе: | |||
Лекции | |||
Практические занятия (ПЗ) | - | ||
Семинары (С) | |||
Лабораторные работы (ЛР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самостоятельная работа (всего) | |||
В том числе: | |||
Курсовой проект | |||
Расчетно-графические работы | |||
Реферат | |||
Подготовка к лабораторным работам | |||
Подготовка к практическим занятиям | |||
Подготовка к зачету | |||
Подготовка к экзамену | |||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зач. | зач. | |
Общая трудоемкость час зач. ед. | |||
4.2. Разделы дисциплины «Оценка конкурентоспособности»
И виды занятий
№ п/п | Наименование модулей и тем дисциплины (7 семестр) | Лекц. | Практ. зан. | Лаб. раб. | СРС | Всего час. |
Тема 1. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Конкуренция: понятие и виды. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью. Эволюция концепций конкурентных преимуществ. Стадии формирования конкурентных преимуществ. | 0,5 | – | 17,5 | |||
Тема 2. Оценка конкурентоспособности на микроуровне. Основные понятия и уровни анализа конкурентоспособности. Уровни обеспечения конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности фирмы (организации). Оценка конкурентоспособности товаров и услуг. Оценка конкурентоспособности персонала. | 0,5 | 18,5 | ||||
Тема 3. Оценка конкурентоспособности на мезо- и макроуровне. Оценка конкурентоспособности отрасли. Оценка конкурентоспособности региона. Оценка конкурентоспособности страны. | 0,5 | 18,5 | ||||
Тема 4. Формирование конкурентной среды в регионе. Конкурентная среда региона. Основные направления антимонопольной политики. Роль регионального маркетинга в системе рыночных преобразований. Система обеспечения конкурентоспособности региона. | 0,5 | 0,5 | ||||
Тема 5. Осуществление проектов с участием иностранных инвесторов и их влияние на конкурентоспособность страны. Закон РФ "Об иностранных инвестициях". Последствия привлечения иностранного капитала в страну. Формы сотрудничества с иностранными партнерами. | 0,5 | - | 17,5 | |||
Тема 6. Стратегии достижения конкурентоспособности предприятия. Основные типы стратегий конкурентной борьбы. Виолентная стратегия конкурентной борьбы. Патиентная стратегия конкурентной борьбы. Эксплерентная стратегия конкурентной борьбы. Коммутантная стратегия конкурентной борьбы. Экономика как сообщество конкурирующих компаний. | 0,5 | 0,5 | ||||
Итого по 7 семестру | ||||||
Всего часов по 7 семестру, в т.ч. зачет (9 часов) |
4.3. Содержание разделов дисциплины
(7 семестр)