Тема 1. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.

Введение. Конкуренция: понятие и виды. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью. Эволюция концепций конкурентных преимуществ. Стадии формирования конкурентных преимуществ.

Тема 2. Оценка конкурентоспособности на микроуровне.

Основные понятия и уровни анализа конкурентоспособности. Уровни обеспечения конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности фирмы (организации). Оценка конкурентоспособности товаров и услуг. Оценка конкурентоспособности персонала.

Тема 3. Оценка конкурентоспособности на мезо- и макроуровне.

Оценка конкурентоспособности отрасли. Оценка конкурентоспособности региона. Оценка конкурентоспособности страны.

Тема 4. Формирование конкурентной среды в регионе.

Конкурентная среда региона. Основные направления антимонопольной политики. Роль регионального маркетинга в системе рыночных преобразований. Система обеспечения конкурентоспособности региона.

Тема 5. Осуществление проектов с участием иностранных инвесторов и их влияние на конкурентоспособность страны.

Закон РФ "Об иностранных инвестициях". Последствия привлечения иностранного капитала в страну. Формы сотрудничества с иностранными партнерами.

Тема 6. Стратегии достижения

Конкурентоспособности предприятия.

Основные типы стратегий конкурентной борьбы. Виолентная стратегия конкурентной борьбы. Патиентная стратегия конкурентной борьбы. Эксплерентная стратегия конкурентной борьбы. Коммутантная стратегия конкурентной борьбы. Экономика как сообщество конкурирующих компаний.

Темы практических занятий (7 семестр)

№ п/п № раздела дисцип- лины Темы практических занятий Трудоёмкость (часы/зачётные единицы)
                                                    Эволюция концепций конкурентных преимуществ. Виды конкуренции. Методы конкурентной борьбы.   Оценка конкурентоспособности организации. Рассмотрение внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества организации.*   Бенчмаркинг как современный метод бизнес-планирования и повышения конкурентоспособности предприятия.   Оценка конкурентоспособности продукции, работ, услуг. Рассмотрение внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара.*     Оценка конкурентоспособности отрасли и региона. Рассмотрение внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества отрасли и региона.*   Оценка конкурентоспособности страны. Рассмотрение внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества страны.*   Система обеспечения конкурентоспособности региона. Законодательство РФ о конкуренции и ограничении монополистической конкуренции на товарных рынках.   Рассмотрение закона об иностранных инвестициях в РФ, гарантии прав защиты, предоставляемые иностранным инвесторам в РФ. Обобщение статистической информации о динамике и структуре иностранных инвестиций в РФ и Ивановскую область. Развитие различных направлений сотрудничества с иностранными партнерами и их влияния на конкурентоспособность российских предприятий 0,5   0,5     0,5   0,5   0,5     0,5     0,5     0,5  

Итого по 7 семестру 4

Темы лабораторных занятий (7 семестр)

№ п/п № раздела дисцип- лины Темы практических занятий Трудоёмкость (часы/зачётные единицы)
                                          Оценка конкурентоспособности организации.*   Оценка конкурентоспособности продукции, работ, услуг. *   Оценка конкурентоспособности персонала.*   Оценка конкурентоспособности отрасли.*   Оценка конкурентоспособности региона.*   Оценка конкурентоспособности страны.*   Система обеспечения конкурентоспособности региона.   0,5     0,5     -   0,5   0,5   -   -  

Итого по 7 семестру

Индивидуальные занятия

№ п/п ВОПРОСЫ Кол-во часов
                    Тема 1. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Теория абсолютного преимущества А.Смита. Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо. Концепция факторов производства (экономических ресурсов) Э. Хекшера и Б. Олина. Теория эффекта масштаба П. Кругмана и К. Ланкастера. Теория «человеческого капитала» Р. Лукаса. Теория конкурентных преимуществ М. Портера. Теория предпринимательских экосистем. Теория соконкуренции. Теория интеллектуального лидерства.   Тема 2. Оценка конкурентоспособности на микроуровне. Иерархическая структура конкурентоспособности. Основные подходы к оценке конкурентоспособности предприятия, их особенности: на основе оценки потенциала фирмы; экспертные методы, методика Р. Фатхутдинова, методика Ж.-Ж. Ламбена, метод SWOT-анализа, метод анализа GAP, метод анализа LOTS, метод анализа PIMS, метод изучения профиля объекта, модель анализа McKinsi 7S. Бенчмаркинг как современный метод бизнес-планирования и повышения конкурентоспособности предприятия. Основные подходы к оценке конкурентоспособности продукциии, их особенности: метод параметрических индексов, методика Гличева А.В., методика Р. Фатхутдинова, экспертные методы, тестирование товара и др.   Тема 3. Оценка конкурентоспособности на макро- и мезоуровне. Подходы к оценке конкурентоспособности региона: по конкурентоспособности наиболее значимых товаров в объеме продаж региона, по инвестиционному климату в регионе, по комбинации показателей (методика И. Бланка) и др. Ресурсная концепция конкурентоспособности территории Ж.-Б. Сэя. Конкурентоспособность городов. Подходы к оценке конкурентоспособности страны: методики Всемирного банка, методика Р. Фатхутдинова, рейтинговый подход, ресурсный подход и др. Проблемы повышения конкурентоспособности России.   Тема 4. Формирование конкурентной среды в регионе. Законодательство РФ о конкуренции и ограничении монополистической конкуренции на товарных рынках.   Тема 5. Осуществление проектов с участием иностранных инвесторов и их влияние на конкурентоспособность страны. Закон РФ "Об иностранных инвестициях": иностранная инвестиция, иностранный инвестор, гарантии прав защиты, предоставляемые иностранным инвесторам в РФ. Обобщение статистической информации о динамике и структуре иностранных инвестиций в РФ и Ивановскую область.   Тема 6. Стратегии достижения конкурентоспособности предприятия. Основные теории стратегий конкурентной борьбы (М Портер, Л.Г. Раменский и др.). Классификация конкурентных стратегий. Принципы выбора стратегий и основные правила ее проведения. Конкурентные стратегии в сфере крупного стандартного производства (фирмы виоленты). База и границы эффективности крупного производства. Стратегия обслуживания массового спроса. Стратегия подавления конкурентов. Конкурентные стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса (фирмы коммутанты). Локальные потребности и их роль на рынке. Стратегия мелкого бизнеса в борьбе с конкурентами. Разновидности фирм-коммутантов. Конкурентные преимущества узкой специализации (фирмы патиенты). Конкурентная стратегия в сфере инноваций (фирмы эксплеранты). Технологические парки, венчурные (рисковые) фонды и фирмы: понятие, роль, развитие в современной России. Перспективы развития российских компаний.                      
  Итого


5. Образовательные технологиии методические рекомендации по организации изучения дисциплины

При проведении практических занятийнеобходимо создать условия для максимально самостоятельного их выполнения. Поэтому при проведении занятия преподавателю рекомендуется:

1. Провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой).

2. Оценить работу студента на практическом занятии и полученные им данные (оценка).

3. Проверить и выставить оценку за отчет.

В конце каждого практического занятия преподавателем должна быть объявлена тема следующего занятия, и указано на необходимость глубокой самостоятельной проработки теоретического материала по теме предстоящего занятия. Темы занятий, проводимых в интерактивной форме, обозначены звездочкой.

При организации внеаудиторной самостоятельной работы по данной дисциплине преподавателю рекомендуется использовать следующие ее формы:

– подготовка и написание рефератов, докладов и других письменных работ на заданные темы;

– выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это – подбор и изучение литературных источников, подбор иллюстративного и описательного материала по отдельным разделам курса в сети Интернет;

– выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, две промежуточных аттестации (9 и 13 недели учебного графика в 7 семестре), о чем преподаватель информирует обучающихся в течение первой недели преподавания дисциплины. Текущий контроль успеваемости и промежуточные аттестации проводятся на основе утвержденного вузом фонда оценочных средств, включающего типовые задачи и вопросы, экспресс-тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

7.Вопросы к зачету по дисциплине

«Оценка конкурентоспособности»

Семестр 7, курс 3

1. Конкуренция: понятие и виды.

2. Основные понятия и уровни анализа конкурентоспособности.

3. Формы и методы конкуренции.

4. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью.

5. Понятие конкурентного преимущества. Теория абсолютного преимущества А.Смита.

6. Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо.

7. Концепция факторов производства (экономических ресурсов) Э. Хекшера и Б. Олина.

8. Теория эффекта масштаба П. Кругмана и К. Ланкастера.

9. Теория «человеческого капитала» Р. Лукаса.

10. Теория конкурентных преимуществ М. Портера.

11. Теория предпринимательских экосистем.

12. Теория соконкуренции.

13. Теория интеллектуального лидерства.

14. Стадии формирования конкурентных преимуществ.

15. Уровни обеспечения конкурентоспособности предприятия.

16. Подходы к оценке конкурентоспособности фирмы (организации).

17. Внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества фирмы (организации).

18. Бенчмаркинг как современный метод бизнес-планирования и повышения конкурентоспособности предприятия.

19. Подходы к оценке конкурентоспособности персонала. Внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества персонала.

20. Подходы к оценке конкурентоспособности товаров и услуг.

21. Внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества продукции, работ, услуг.

22. Подходы к оценке конкурентоспособности отрасли.

23. Понятие отрасли. Внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества отрасли.

24. Подходы к оценке конкурентоспособности региона. Внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества региона.

25. Подходы к оценке конкурентоспособности страны.

26. Факторы конкурентного преимущества страны.

27. Конкурентная среда региона.

28. Основные направления антимонопольной политики.

29. Роль регионального маркетинга в системе рыночных преобразований.

30. Система обеспечения конкурентоспособности региона.

31. Последствия привлечения иностранного капитала в страну.

32. Формы сотрудничества с иностранными партнерами.

33. Основные типы стратегий конкурентной борьбы. Принципы выбора стратегий и основные правила ее проведения

34. Виолентная стратегия конкурентной борьбы. База и границы эффективности крупного производства.

35. Патиентная стратегия конкурентной борьбы, ее преимущества. Эволюционный путь фирмы-патиента.

36. Эксплерентная стратегия конкурентной борьбы, ее преимущества, проблемы финансирования и эволюция фирм-эксплерентов.

37. Коммутантная стратегия конкурентной борьбы. Разновидности фирм-коммутантов.

38. Экономика как сообщество конкурирующих компаний.

Содержание и состав курсового проекта

Курсовой проект по данной дисциплине не предусмотрен.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

Наши рекомендации