Метод расчета цены на основе анализа безубыточности.
Воснове данного метода лежит выявление цены, обеспечивающей заданный объем прибыли, и определение точки безубыточности. Для того чтобы узнать необходимый объем прибыли, предприятие должно найти оптимальное количество товара, которое оно будет производить. Предприятие должно рассмотреть разные варианты цены на продукцию, сопоставить их с объемами производства и возможной прибылью и выбрать оптимальный вариант.
Точка безубыточности — это точка пересечения кривой общей выручки и кривой общих затрат. В точке безубыточности объем прибыли равняется нулю. Каждая дополнительная единица продукции, выпущенная сверх безубыточного объема, будет приносить предприятию прибыль.
При определении цены товара по методу безубыточности используются следующие формулы.
1. Точка безубыточности в натуральном выражении определяется по формуле
,
где Р – цена единицы продукции;
FC – совокупные постоянные затраты;
AVC – средние переменные издержки.
2. Цена единицы продукции (Р) при заданном объеме продаж (Qпр) и целевой прибыли (Prf) определяется по формуле
3. Объем производства продукции (Qпр) при заданном объеме прибыли (Prf) рассчитывается по формуле
4. Порог безопасности (Пб), определяющий на какую величину (%) предприятие может снизить объем продаж, не неся убытков:
Основным недостатком метода определения цены на основе анализа безубыточности является то, что не учитывается взаимосвязь цены товара и фактического спроса.
Эконометрические методы определения цен
Эконометрические методы определения цен используются для формирования цен на товары-новинки, комплексную сложную продукцию, состоящую из множества компонентов. Цены формируются в зависимости от уровня потребительных свойств товаров с учетом нормативов затрат на их производство. Часто речь идет о так называемом параметрическом ряде продукции — предприятие выпускает такую продукцию, каждая последующая модификация которой не заменяет и не отменяет предыдущую модель, а дополняет ее.
Параметрический ряд представляет собой совокупность конструктивно и (или) технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и различающихся значениями основных технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.
В результате разработки параметрического ряда продукции происходит изменение абсолютного значения и структуры затрат предприятия. Оценка и анализ этих показателей позволяют принимать их в расчет при формировании цены.
Основные эконометрические методы установления цен на новую продукцию:
- метод удельных показателей
- балловый метод
- агрегатный метод
- метод регрессионного анализа
Метод удельных показателей.
Этот метод используется для формирования цены на продукцию, характеризующуюся наличием одного основного параметра, величина которого во многом определяет цену продукции. Метод применим для небольших групп изделий. Его недостатком является отсутствие учета спроса и предложения, других не менее значимых свойств продукции, например его полезности, ценности в глазах потребителей, возможности альтернативного использования, а также наличия товаров-аналогов и товаров-заменителей.
При использовании данного метода сначала определяют удельную цену (Цуд) продукции по формуле
Цуд = Цб : Пб,
где Цб — цена базисного изделия;
Пб — величина параметра базисного изделия.
Затем рассчитывают цену нового изделия (Цн):
Цн = Цуд х Пн,
где Пн — значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.
Балловый метод.
На основе экспертных оценок значимости параметров изделия для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, которые затем суммируются, что в результате дает оценку технико-экономического уровня продукции. Основным достоинством данного метода является возможность учета таких показателей, как надежность, качество и внешний вид изделия, т.е. возможность учета характеристик продукции, которые не имеют количественного выражения, и объективная оценка которых зависит от представлений и мнения многих потребителей (экспертов).
При использовании данного метода сначала определяют цену одного балла (Цу) по формуле
Цу = Цб : ∑(Ббi х Vi),
где Цб — цена базового изделия;
Ббi, — балловая оценка i-го параметра базового изделия;
Vi— весомость параметра.
Затем рассчитывают цену нового изделия по формуле
Цн = ∑(Бнi х Vi)Цу,
где Бн, — балловая оценка i-го параметра нового изделия.
Агрегатный метод.
Согласно этому методу суммируется стоимость конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.
Данный метод применяется при определении цен товаров, которые состоят из сочетания отдельных элементов, деталей, узлов, а также товаров, которые продаются вместе.
Достоинством метода является простота расчетов, в случае когда предприятие ведет учет издержек па производство каждого изделия или элемента; недостаток — возможность перенесения ошибки исчисления себестоимости изделия на цену всего товара.