Основы социального страхования

80. Обязательное государственное личное страхование в РФ: сущность, объекты и субъекты страховых отношений, источники финансирования, порядок выплат страховых компенсаций

Страхование может проводиться в обязательной и добровольной формах. Государство устанавливает обязательное страхование, т.е. обязательность внесения соответствующими страхователями фиксированных страховых платежей, когда необходимость возмещения материального ущерба или оказание иной денежной помощи затрагивает интересы не только конкретного пострадавшего лица, но и общественные интересы. Иными словами, обязательная форма страхования распространяется на приоритетные объекты страховой защиты. Поэтому социальное страхование, страхование военнослужащих, пассажиров и некоторые другие виды страхования в нашей стране являются обязательными. Обязательная форма страхования распространяется также на страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

Обязательная форма страхования основана на следующих принципах.

1. Обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а
страхователи – вносить причитающиеся страховые платежи. Закон обычно
предусматривает:

– перечень подлежащих обязательному страхованию объектов;

– объем страховой ответственности;

– уровень или нормы страхового обеспечения;

– порядок установления тарифных ставок или средние размеры этих

ставок с предоставлением права их дифференциации на местах;

– периодичность внесения страховых платежей;

– основные права и обязанности страховщика и страхователей.

Закон, как правило, возлагает проведение обязательного страхования на государственные страховые органы.

2. Сплошной охват обязательным страхованием указанных в законе объектов и субъектов.

3. Автоматичность распространения обязательного страхования на объекты, указанные в законе.

4. Действие обязательного страхования независимо от внесения
страховых взносов. В случаях, когда страхователь не уплатил
причитающиеся страховые взносы, они взыскиваются в судебном порядке. В случае гибели или повреждения застрахованного имущества, не оплаченного
страховыми взносами, страховое возмещение подлежит выплате с
удержанием задолженности по страховым платежам. На невнесенные в срок
страховые платежи начисляются пени.

5. Бессрочность обязательного страхования, которое действует в тече­ние всего периода, пока страхователь пользуется застрахованным имуществом.

6. Нормирование страхового обеспечения по обязательному страхованию.

По обязательному личному страхованию в полной мере действуют принципы сплошного охвата, нормирования страхового обеспечения. Однако оно имеет строго оговоренный срок и полностью зависит от уплаты страхового взноса.

В РФ в настоящее время существуют виды обязательного страхования:

Государственного личного страхования следующих граждан при исполнении служебных обязанностей:

а) военнослужащие Министерства обороны;

в) рядовой и начальствующий состав Министерства внутренних дел;

г) рядовой и начальствующий состав Федеральной службы безопасности, Государственного разведывательного управления, пограничных войск;

д) судий и прокуроров;

е) сотрудники Федеральной таможенной службы;

ж) сотрудники Федеральной налоговой службы;

з) граждане, пострадавшие от радиоактивных заражений.

Все выше названные категории сотрудников страхуются из из средств Федерального бюджета. Минфин РФ на эти цели в начале года направляет денежные средства в министерства, ведомства, службы.

Министерства, ведомства, службы, получая деньги, оправляют эти средства в свои территориальные подразделения, например, Воронежскую таможенную службу.

На местах эти организации выступают страхователями, они заключают договоры со страховыми компаниями, купившими лицензию на право заниматься данным обязательным видом страхования. Работники налоговой службы являются застрахованными.

Чтобы получить компенсации за потери здоровья или в случае летального исхода застрахованным или наследникам необходимо, чтобы страхователь вместе со страховой компанией составили акт о страховом случае. Застрахованный (потерпевший) обращается в медицинскую организацию, подтверждающую степень нанесенного вреда здоровью. Страхователь помогает застрахованному написать заявление в компанию. К страховому акту и к медицинской справке застрахованный прилагает справку о годовом денежном содержании + надбавки за классный чин и выслугу лет. Все эти документы предоставляются в страховую компанию. После получения документов страховая компания выплачивает компенсацию.

В Законе прописаны все виды выплат при несчастных случаях. Размеры этих выплат устанавливает медицинская организация. В случае смерти сотрудника право на получение компенсации переходит к наследникам.

81. Государственные социальные внебюджетные фонды РФ: сущность, необходимость создания, значение, классификация, субъекты и объекты страховых отношений, источники финансирования.

Внебюджетные фонды в финансовой системе РФ созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1. На его основе были приняты правовые акты, регулирующие функционирование внебюджетных фондов социального назначения. С введением в действие Бюджетного кодекса РФ указанный выше закон утратил силу.

Внебюджетные фонды – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих определенное целевое общественное назначение, самостоятельные источники формирования, но не входящих в состав бюджетов, а также форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования социальных потребностей граждан.

Главная цель создания социальных внебюджетных – обеспечение чрезвычайно важных для общества расходов самостоятельными источниками доходов.

Необходимость существования внебюджетных фондов заключается в следующем.

Доходы в государственном бюджете не закреплены за отдельными статьями расходов. Социальные расходы финансировались до принятия Бюджетного кодекса РФ по остаточному принципу. Эту проблему можно решить двумя путями:

- выделить в составе государственного бюджета целевую часть;

- законодательно создать специальные внебюджетные фонды со своими доходами.

Внебюджетными фондами руководят специальные исполнительные органы власти, которым предписано Бюджетным кодексом строго целевое использование денежных средств.

Значение внебюджетных фондов:

– у органов исполнительной власти появляются дополнительные возможности для регулирования социальной сферы;

– строго целевое назначение средств обеспечивается более эффективным контролем за их использованием;

– при наличии бюджетного дефицита не используются средства внебюджетных фондов для его покрытия.

В РФ решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание. Внебюджетные фонды являются государственными, хотя и автономными, то есть государство управляет ими, но отдельно.

В зависимости от целевого назначения различают социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

Основными финансовыми источниками внебюджетных фондов являются:

– специальные целевые отчисления организаций, установленные законодательством;

– отчисления от прибыли организаций;

– средства бюджетов для обеспечения нужд отдельных категорий граждан, например, ветеранов;

– прибыль от коммерческой деятельности соответствующих внебюджетных фондов;

– кредиты Центрального банка и коммерческих банков, в том числе постоянные и временные.

В РФ в число государственных социальных внебюджетных фондов входят Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС). Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.

Значение внебюджетных фондов:

– у финансовых органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в социальную сферу;

– строго целевое назначение средств обеспечивается более эффективным контролем за их использованием.

При наличии бюджетного дефицита не используются средства внебюджетных фондов.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание. Внебюджетные фонды являются государственными, хотя и автономными, то есть государство управляет ими, но отдельно.

Основными принципами социального обеспечения являются:

– всеобщность (охватываются все слои населения, независимо от национальности, пола и т.д.);

– общедоступность;

– зависимость от прошлого труда (размера заработной платы, стажа и т.д.);

– разнообразие видов социального обеспечения;

– единство системы социального обеспечения;

– принцип солидарности поколений с элементами накопительной системы, появившейся лишь с 2002 г., когда граждане для себя накапливают будущую пенсию;

– основное участие в образовании средств принимают организации и государство.

Государственные социальные внебюджетные фонды образуются для реализации конституционных прав граждан для социального обеспечения:

- по возрасту (престарелых);

- по болезни;

- по инвалидности;

- в случае потери кормильца;

- по рождению и воспитанию детей;

- для оказания бесплатной медицинской помощи.

Работодатели уплачивают страховые взносы за своих работников во все указанные виды фондов в следующих размерах на 1.01.2015г.:

В Пенсионный фонд Российской Федерации – 22,0%.

В Фонд обязательного социального страхования – 2,9%.

В Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования - 5,5% .

Налогооблагаемой базой служит фонд оплаты труда работников на предприятии.

За неработающее население взносы должно вносить государство.

Наши рекомендации