Методы профессионального обучения
Выделяют методы :
- обучения на рабочем месте
- обучения вне рабочего места
Методы обучения на рабочем месте
Инструктаж – представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте. Может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором
Простой, недорогой, эффективный способ развития простых технических навыков.
Ротация представляет метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Она применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями.
Помимо чисто обучающего эффекта ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями.
Ученичество –метод, включающий в себяи подготовку вне рабочего места.
При индивидуальной форме обучения ученик прикрепляется к квалифицированному работнику для производственного обучения. Необходимый теоретический курс ученик изучает самостоятельно.
Наставничество –метод обучения , при котором процесс передачи знаний и навыков от более компетентного работника к менее опытному происходит в процессе их общения. В рамках данного метода руководители или опытные сотрудники обучают новичков, втягивая их в процесс принятия решений, предоставляя обучаемым ряд полномочий. Метод требует затрат времени и взаимного доверия.
Ученичество и наставничество (коачинг) являются традиционными методами профессионального обучения ремесленников – с давних времен, работая рядом с мастерами, молодые рабочие изучали профессию.
Этот метод распространен и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов – в медицине, виноделии, управлении.
Прежде чем приступить к самостоятельной практике будущие доктора (уже закончившие теоретический курс) работают в течение нескольких лет под руководством опытного врача, выполняя его задания и постепенно переходя к самостоятельной работе.
Основные преимущества обучения на рабочем месте
- содержание обучения и время его проведения могут быть в большей степени приспособлены к потребностям организации
- включение в процесс непрерывного обучения значительного числа работников
- относительно менее затратный способ обучения
- большие возможности индивидуализации подготовки и изучения способностей персонала к обучению.
Основные недостатки обучения на рабочем месте
- возрастание нагрузки на руководителей и специалистов, участвующих в процессе обучения
- недостаточная методическая подготовка обучающих
- узкопрофессиональная направленность обучения не способствует развитию широкого профессионального кругозора
- необходимость создания собственной учебно-материальной базы и ее постоянного обновления
Обучение вне рабочего места – в учебных центрах компании и учебных заведениях вне ее.
Методы обучения вне рабочего места:
Лекция – традиционный метод проф. Обучения
Плюсы:
- позволяет изложить большой объем учебного материала за короткое время;
- экономическая эффективность (большое количество слушателей)
Минусы:
- Лекция не предполагает практических действий со стороны слушателей
(только восприятие и осмысление материала)
- Плохая обратная связь (не контролируется уровень усвояемости материала , небольшие возможности для корректив)
Ситуационный анализ (кейсы)
Предполагает анализ и групповое обсуждение конкретных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д.
Основные характеристики метода:
- использование фактических организационных проблем
- использование группового обсуждения, в котором обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу
- обсуждение группой проблем, выяснение точек зрения, сравнение взглядов
Преимущества:
- представление одной ситуации в качестве типичной
- стимулирование развития у обучающихся мышления и активности
Недостатки:
- работа лишь с подобием реальной ситуации,
- имитация участия в данной ситуации
Деловые игры Ролевые игры
Представляют собой метод обучения, в котором моделируются условия и динамика определенной деятельности.
Деловые игры бывают глобальными (управление компанией) и локальными (проведение переговоров, составление бизнес плана)
Преимущества:
- Полезны для выработки практических навыков (проведение совещаний, переговоров) и поведенческих навыков (работа с клиентами, сотрудничество)
- являясь моделью реальной ситуации в организации, они дают возможность значительно сократить операционный цикл и продемонстрировать участникам результаты их решений и действий
Недостатки:
- являются менее эффективными для усвоения теоретических знаний и освоения новых профессий
- высокозатратный метод (требуются спец. Знания и много времени на подготовку)
- зависит от степени подготовки инструктора
Самостоятельное обучение
Наиболее простой вид обучения. Для него не требуются ни инструктор, ни определенное время, ни специальное помещение – обучающийся учится там, тогда и как ему удобно.
Плюс:
обучающийся сам может контролировать основные параметры обучения (темы, число повторений, продолжительность занятий)
Минус:
Отсутствие обратной связи – обучающийся предоставлен самому себе
43. Карьера: понятие, виды, этапы, планирование в организации. Работа с кадровым резервом.
Термин «карьера» имеет множество интерпретаций и значений. Данный термин происходит от итальянскогоcarriera - жизненный путь, бег, поприще и от латинского carrus - повозка, телега. Самым популярным определением «карьеры» является следующая формулировка - карьера - это иерархическое отражение пути должностного продвижения работника на протяжении всего трудового периода или его отрезка. Карьера определяется временной последовательностью и продолжительностью занимаемых работником должностей.
Однако тип карьеры - довольно обширное понятие, поэтому выделяют пять видов карьеры, которые наиболее распространены в нынешнее время.
1. Карьера центростремительная (скрытая) - вид деловой карьеры, который наименее очевиден для окружающих. Данный вид карьеры доступен только определенному кругу сотрудников, как правило, которые имеют личные контакты и связи с вышестоящим руководством, а также многочисленные личные связи вне предприятия. Под центростремительной карьерой предполагается движение к центру(ядру) организации, под чем понимается ее руководство. Примером может послужить приглашение сотрудника на недоступные другим работникам совещания и встречи. Это могут быть встречи как формального, так и неформального характера. Обеспечение доступа к неформальной информации, поручение важных дел и доверительные обращения также является примером центростремительной карьеры. Такой сотрудник может занимать и рядовую должность, но как правило он имеет высокий социальный статус и авторитет. Оплата труда такого работника намного превышает заработную плату занимаемой им должности.
2. Карьера вертикальная. Под вертикальной карьерой понимается продвижение на более высокую ступень организационной иерархии. Например, повышение должности сотрудника, и, соответственно, его заработной платы. Таким образом, это карьеры с которым чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в данном случае продвижение наиболее видимо.
3. Карьера горизонтальная. Под горизонтальной карьерой понимается перемещение в иную функциональную область деятельности, либо выполнение особой служебной роли, которая не закреплена в организационной структуре. Примером может послужить занимание должности руководителя временной программы или рабочей группы. Горизонтальная карьера не означает постоянное и непременное продвижение вверх по служебной лестнице. При горизонтальной деловой карьере изменяется часто и размер вознаграждения, так как в ряде случаев усложняются методы и условия выполнения поставленных задач.
4. Карьера внутриорганизационная. Под внутриорганизационной деловой карьерой понимается прохождение всех стадий развития работником в процессе своей профессиональной деятельности, а именно: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие профессиональных способностей и уход на пенсию последовательно и в пределах одной организации. Внутриорганизационная деловая карьера распространена в японских и американских компаниях, которые практикуют систему пожизненного найма работников. Данный вид карьеры может быть специализированной и неспециализированной.
Под специализированной карьерой понимается процесс прохождения этапов своей профессиональной деятельности работника в пределах одной профессии. При этом организация может как оставаться одной и той же, так и меняться.
Неспециализированная карьера отличается тем, что работник в разные пути своего профессионального развития проходит в качестве специалиста, обладающего различными профессиональными навыками и специальностями. Организация в данной карьере, подобно предыдущей, может оставаться одной и той же или же меняться.
Неспециализированная карьера довольно-таки широко распространена в Японии. Японцы строго придерживаются мнения, что руководитель должен быть таким специалистом, который способен работать на любом из участков компании, а не исполнять одну и ту же повторяющуюся функцию. Продвигаясь вверх по карьерной лестнице сотрудник должен взглянуть на фирму с разных сторон, но не задерживаться на одной конкретной должности более, чем на три года. В Японии считается вполне нормальным, когда руководитель отдела снабжения меняется местами с руководителем отдела сбыта. Многие японские руководители ранее работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает немного меньшим объемом специализированных навыков и знаний, но одновременно владеет общим представлением об организации, которое подкреплено своим личным к тому же опытом. Данная карьера может пройти свои ступени как в одной, так и в различных организациях.
5. Межорганизационная карьера - вид деловой карьеры, при которой отдельный работник проходя все стадии своей профессиональной карьеры работает на различных должностях в разных предприятиях. Эта карьера, как и предыдущая, может быть специализированной и неспециализированной.