СИТУАЦИЯ: “НОРСЕРН ПЕТРОКЕМИКЛ КОМПАНИ” (МНК)
В 1974 г. "Норсерн Петрокемикл Компани" (Northern Petrochemical Company), дочернее предприятие компании "Норсерн Нэшнл Гэз" (Northen National Gas), которая теперь называется "Интернорс" (Internorth), решила заняться производством полипропилена. Решение основывалось на анализе производственных мощностей фирмы и прогнозе спроса.
Что касается производственного процесса, то МНК уже производила пропилен - вещество, являющееся одним из компонентов полипропилена, поэтому головная компания могла бы обеспечивать филиал сырьем для выпуска новой продукции. Оценив рынок, МНК пришла к выводу, что с начала 60-х годов среднегодовые темпы роста объема продаж составляли 15-20%. По ее оценкам, в будущем эти темпы должны возрасти из-за повышения цен на бензол и возможных его нехваток, что отразится в негативном смысле на продаже полистирола, так как во многих случаях полипропилен может его заменить. Рынок полипропилена можно разбить на два сегмента по свойствам конечного продукта. На долю монополимера приходится сегмент, составляющий 85% рынка. Этот материал используется в ковровых покрытиях, для производства упаковочной пленки, а также для получения волокон. Сополимер идет на изготовление корпусов батареек, сумок и бутылок высокой прозрачности. МНК в наибольшей мере интересовалась сегментом сополимера, поскольку это была область новейших технических достижений, где можно было надеяться на высокие темпы роста спроса и умеренную конкуренцию.
МНК не сомневалась в своих возможностях увеличения объема продаж при повышении эффективности производства и снижении издержек. Одним из перспективных направлений развития было производство из сополимера компонентов для автомобилей. Для развертывания производства полипропилена требовались средства на исследования и разработки с целью повышения качества продукции и совершенствования технологии. МНК решила инвестировать в проект свыше млн. долл., но технических возможностей для введения необходимых изысканий не хватало. Опора только на собственные возможности значительно отсрочила бы выход на рынок полипропилена. Кроме того, повышался риск правовых осложнений, поскольку в судах уже рассматривалось несколько дел о нарушениях прав патентовладельцев: выпускающие материал компании обвиняли конкурентов в том, что они скопировали элементы их технологических процессов.
Суммарный объем продаж компании "Нортон Нэшнл Гэз" в 1974 г. составил около 1 млрд. л., из которых, около 20% пришлось на МНК, 1ло 62% всех продаж - природный газ для потребителей в США и Канаде. МНК, являясь нефтехимическим филиалом головной компании, развивалась более быстрыми темпами, чем компания в целом, и достигла успехов в производстве таких материалов, как антифриз и полиэтилен низкой плотности. Технология производства пластмассы была куплена на основе лицензии у другой фирмы, после того как МНК определила для себя рынки реализации полипропилена - обливка мусорных баков и производство мешков для опавшей листвы. Затем были получены подтверждения коммерческого успеха применения других разработанных самой фирмой технологических процессов.
Далее МНК начала искать фирму, готовую уступить технологию производства полипропилена на приемлемых условиях. Из девяти производителей в США только трех можно было считать достаточно преуспевшими в разработке нужной технологии. Одна из них - "Геркулес"- компания, занимавшая господствующее положение на рынке полипропилена. Эта фирма проявила интерес к МНК, - некоторые из ее клиентов хотели иметь резервный источник поставок на случай неожиданных проблем у основного поставщика. Для МНК такая схема оказалась неприемлемой по стратегическим соображениям, поскольку МНК неизбежно бы стала зависеть от "Геркулеса". Заем МНК завязала контакты с фирмой "Риксен Дивижн" (Rexen Division), отделением "Дарт Индастриз" (Dart Industries). Эта фирма отказалась от продажи своей технологии, так как боялась обострения конкуренции. Не удалось достичь соглашения и с фирмой "Филлипс Петролеум" (Phillips Petroleum) по следующим причинам: во-первых, фирма еще не завершила разработку сегмента технологического процесса, который МНК считала важнейшим; во-вторых, она не хотела появления на рынке нового конкурента.
Исчерпав все возможности внутри страны, МНК обратила свои взоры за границу. Выявление подходящих партнеров оказалось здесь более сложным делом, поскольку по поводу многих компаний имелось подозрение, что между разработкой полноценного продукта и началом его промышленного производства существует большой разрыв. Иначе говоря, анализируя то, что продавалось на рынке, руководство МНК не могло выбрать нужные ей компании. Из-за различий в специфике рынков некоторые европейские и японские производители разрабатывали свою продукцию несколько лет, прежде чем начать ее промышленный выпуск.
После предварительного изучения были выявлены пять фирм из четырех стран: "Токуяма Седа" и "Мицубиси Петрокемикл" (Мitcubishi Petrochemical) из Японии, "Солвэй" (Solау) из Бельгии, "Монтедисон" из Италии и БАСФ из Германии, МНК связалась с каждой из них и установила, что ни одна не вышла на стадию промышленного производства современного сополимера. Чтобы заключить с МНК какое-нибудь соглашение, каждая из перечисленных фирм была готова поделиться результатами своих исследований и разработок и провести специальные заводские испытания для выполнения просьбы МНК о дополнительной информации. Интересно отметить, что для получения одного и того же продукта каждая фирма предложила свой метод.
До начала переговоров МНК предстояло выбрать компанию и метод, которые с наибольшей вероятностью обещали бы успех. Выбор пал на БАСФ, компанию, обладающую наибольшими возможностями, поскольку она была и остается одним из гигантов химической промышленности; в 1974 г. объем ее продаж превысил 8 млрд. долл. Около 55% продукции этой немецкой фирмы продается за пределами Германии; в 1973 г. объем ее продаж в США составил 523 млн. долл. Помимо экспорта в США, БАСФ вложила значительные средства в американскую промышленность; наиболее яркие примеры-полностью контролируемая БАСФ компания "Уайандотт Кемикл (Wyandotte Chemical) и совместное предприятие с "Доу Кемикл" под названием"Доу Бадиш" (Dow Badische). Ежегодно БАСФ вкладывала в американскую химическую промышленность 45-55 млн., долл.; ожидалось, что в 1975 г. эта цифра достигнет 90 млн. долл.
Руководитель БАСФ д-р Матиас Зеефельдер сообщил, что не рассчитывает на расширение западногерманского рынка в 1975 г. из-за неготовности части клиентов покупать их продукцию. Это могло затруднить инвестирование в немецкие предприятия на территории США, которым пришлось бы заняться неконкурентной продукцией типа кальцинированной соды и хлора. Испытывая трудности с притоком наличности, БАСФ не могла выделить средства на разработку новых продуктов” пользующихся спросом на рынке. Д-р Зеефельдер указал также, что на основных направлениях своей деятельности (пластики, синтетические волокна и красители) компания столкнулась с трудностями, поэтому придется уделить больше внимания другим, уже разработанным видам продукции. Кроме того, сильная западногерманская марка делала немецкую продукцию дорогой для других стран, что затруднило экспортные операции.
В начальной стадии переговоров стороны так и не решили, какую технологию БАСФ готова доводить до промышленного уровня с американской компанией, в то время как по другим позициям соглашение могло быть достигнуто. БАСФ хотела продать технологию, уже разработанную, но требовавшую выделения дополнительных средств для продолжения изучения сополимера, что в то время для немцев было неактуально, поскольку они не рассчитывали на скорое формирование спроса на этот продукт в Европе. БАСФ не хотела приобщаться и к будущей готовой технологии, если ее удастся разработать. МНК же хотела большего, нежели простое усовершенствование полупромышленной экспериментальной установки, и надеялась убедить БАСФ изменить позицию, если бы удалось достичь соглашения, отвечавшего изначальным намерениям МНК.
Задача №4
Вопросы
1. Какие главные организационные проблемы мешали развитию международных операций фирмы "Вестингаус"?
2. Какие показатели могут повлиять на успешное внедрение матричной организационной структуры?
4. Как компания, подобная "Вестингаус", может реализовать цель, продаж?заключающуюся в увеличении процентной доли заграничных предприятий в объеме
4. Каким образом возросшая склонность к созданию альянсов связана с международной стратегией и организационной структурой корпорации "Вестингаус"?
5. Считаете ли вы, что "Вестингаус" имеет долгосрочные стратегические намерения? Если да, то каковы они, и какими должны быть по вашему мнению?
СИТУАЦИЯ : КОРПОРАЦИЯ “ВЕСТИНГАУС”
1980 г., в период крупной организационной перестройки в корпорации "Вестингаус", ее вице-президент Дуглас Дэнфорт сообщил, что намерен увеличить долю продаж за границей с 27 до 35% 84 г. По признаку наивысшего потенциала было выбрано 17 стран, которым уделили наибольшее внимание при движении к данной цели. С учетом темпов расширения международной деятельности цель казалась вполне достижимой. Однако интерес "Вестингаус" к продажам за рубежом в 80-х годах снизился, и к 1989 г. доля сбыта границей составила только 18%. Для того чтобы понять взаимосвязи целей корпорации с ее международной деятельностью, следует проанализировать некоторые изменения, произошедшие в деятельности корпорации за последние 25 лет, В 1969 г, высшее руководство "Вестингаус" с сожалением констатировало, что их главный союзник "Дженерал Электрик" 25% своей продукции продает за границей, а "Вестингаус" - всего 8%. Было принято решение усилить конкурентную борьбу с "Дженерал Электрик" на международных рынках. В этот период корпорация располагала специальным подразделением, занимавшимся международной деятельностью, - "Вестингаус Электрик Интернэшнл", базировавшимся в Нью-Йорке, а не в Питсбурге, где располагать штаб-квартира. Между 1969 и 1971 гг. объем продаж за границей вырос до 15%, и тогдашний председатель правления Дональд К. Бернхэм сказал: "Наша цель - 30% бизнеса за пределами США. Я надеюсь ее достичь, а затем повысить планку". Активизация сбыта за рубежом в значительной мере была результатом агрессивной покупки иностранных предприятий. Это означало заметное изменение практики заграничных операций, поскольку, начиная с первой мировой войны, когда в Европе были конфискованы три е филиала, корпорация полностью ориентировалась на экспорт продукции и лицензионные соглашения.
С 1969 по 1971 г. "Вестингаус Электрик Интернэшнл" действовала параллельно с четырьмя другими подразделениями корпорации, завоевывая иностранные рынки. Все они функционировали как компании, отвечавшие каждая за свою группу диверсифицированного ассортимента. Специализированное международное подразделение жаловалось руководству, что остальные четыре компании рассматривают операции за границей как придаток к их основной деятельности и не желают предоставлять достаточную техническую помощь и уделять должное внимание ассортименту. Поскольку специализированное подразделение зависело от продуктовых групп по ассортименту, шедшему на экспорт, возникали проблемы с надежностью поставок. Продуктовые компании были готовы отправлять продукцию за границу, когда имелся ее избыток, но не желали этого делать, когда возникал дефицит. В первую очередь это объяснялось тем, что от такого рода операций кредиты и прибыль получала "Вестингаус Электрик Интернэшнл", а не продуктовые компании. Кроме того, продуктовые группы не желали предоставлять международному подразделению своих лучших специалистов для оказания помощи при экспорте технически сложной продукции или оказывать поддержку предприятиям, купившим лицензии "Вестингаус", или филиалам.
В ответ на эти жалобы корпорация решила в 1971 г. ликвидировать международное подразделение. Четыре построенные по продуктовому принципу компании приняли на себя всю ответственность за производство и продажу продукции на мировом уровне. (В ассортимент "Вестингаус" входит свыше 8 000 наименований, включая финансирование операций с недвижимостью, производство топлива для АЭС, телевизоров, электронных систем и розлив безалкогольных напитков в бутылки.) Основополагающая идея заключалась в том, что специалисты этих четырех подразделений (компаний) в силу знакомства с технологией сумеют продавать свои изделия лучше, чем оторванная от остальной части корпорации международная компания. А поскольку отныне работа этих подразделений будет оцениваться с учетом зарубежных операций, они начнут выделять необходимые ресурсы для зарубежных предприятий с большей готовностью. На решение о переходе от международной компании к глобальной организации, построенной по продуктовому принципу, повлияло и то соображение, что подобное изменение несколько лет назад с большим успехом совершила "Дженерал Электрик".
Когда ответственность за международную деятельность была передана отечественным отделениям, многие менеджеры из бывшего нью-йоркского подразделения не скрывали своего мнения, которое выражалось следующим образом: "Этим неотесанным провинциалам из Питсбурга нельзя доверить отыскать американское консульство за границей, не то, что потребителей". Хотя руководители каждого из четырех продуктовых подразделений могли выбирать, заниматься или не заниматься международной деятельностью, все они решили ею заняться, по крайней мере, применительно к части своей продукции. Между 1971 и 1976 гг. сбыт за рубежом вырос до 31% от общего объема продаж фирмы, В эти пять лет диверсифицированность продукции продолжала увеличиваться. Продуктовый акцент был еще более усилен в 1976 г., когда в корпорации произошла реорганизация с образованием 37 оперативных групп, ставших организационными единицами фирмы. Каждая такая единица получила значительную автономию, в том числе свободу действий за границей.
С 1976 по 1978 г. объем продаж за границей упал до 24%. Распределение ответственности между продуктовыми подразделениями еще больше усложнило сотрудничество между ними и породило проблемы дублирования функций на зарубежных рынках. К примеру, был случай, когда одному агенту по сбыту принимавший его саудоаравийский бизнесмен показал 24 визитные карточки агентов 24 других отделений корпорации и спросил: “Кто же здесь представляет "Вестингаус"?” Бывало и так, что разные подразделения корпорации создавали филиалы в одной и той же стране, при этом один филиал имел избыток наличности, в то время как другой вынужден был брать займы в местных банках под грабительские проценты. Во многих случаях для реализации крупных проектов требовалось тесное сотрудничество организационных единиц, каждая из которых отвечала за определенную часть проекта. Иногда этим подразделениям не удавалось договориться о своевременной сборке узла, и предпочтение отдавалось конкурентам - фирмам "Браун, Бовери" (Brown,Boveri) из Швейцарии или "Хитачи" из Японии. В Бразилии три сбытовые группы фирмы требовали от одного и того же потребителя оплату за одну и ту же работу.
В 1978 г. Дуглас Дэнфорт, вице-президент, отвечавший за производственные операции корпорации, чрезвычайно заинтересовался расширением зарубежных операций в целях увеличения объема продаж. Кроме того, он имел опыт работы в канадском и мексиканском филиалах. В начале 1979 г. Дэнфорт дал задание менеджерам высокого уровня основательно изучить международные операции корпорации и в течение 90 дней представить свои рекомендации. Исследовательская группа проинтервьюировала работников "Вестингаус" в США и за их пределами, а также проанализировала, как осуществляют заграничные операции другие фирмы. Исследователи рекомендовали постепенный переход к 1983 г. к матричной структуре с назначением руководителя по международным операциям. Эти операции следовало организовать по региональному признаку, выделив три основных региона. План бы; принят и утвержден. В 80-х годах число регионов увеличилось до пяти. Достижение согласия между регионально и продуктово ориентированными подразделениями корпорации стало символом с хода от прежней, только продуктовой ориентации. Выступая перед 220 менеджерами высшего ранга, Дэнфорт сказал: "Некоторые из вас приспособятся и сохранят свои подразделения, но найдутся и такие, кто не сможет уцелеть".
Чтобы добиться запланированного роста, корпорации пришлось объединить планы страновых филиалов с планами продуктовых подразделений. Иначе говоря, если продуктовое подразделение хотело увеличить на 40% сбыт в Бразилии своей коммутационной аппаратуры, а руководитель бразильского филиала настаивал на цифре 50%, они должны были вместе выработать приемлемое соглашение или отложить принятие решения до рассмотрения ситуации на более высоком уровне региональной и продуктовой структур корпорации. Разногласия могли разрешаться даже на уровне комитета по корпоративным операциям, в состав которого входят председатель правления, вице-председатель, три президента продуктовых групп, главный финансовый руководитель фирмы и президент международной группы.
В конце 80-х годов произошли два крупные изменения. Во-первых, корпорация стала планомерно избавляться от продукции и услуг потребительского назначения, которые в тот период не приносили высоких доходов. В результате "Вестингаус" стала одним из лидеров 80-х годов по доходам на акцию, однако отдельные аналитики пришли к заключению, что фирма губит свой бизнес. Например, производство подъемников никогда не имело особых успехов на международных рынках и приносило незначительный доход на развитом североамериканском рынке. После продажи отделения швейцарской "Шиндлер Груп" (Shindler Group) объем продаж в первой половине 1989 г. вырос на 50%.
Другое крупное изменение состояло в активном создании корпорацией "Вестингаус" альянсов с неамериканскими компаниями. Результатами этих альянсов стали два совместных предприятия со шведско-швейцарской фирмой "Асеа Браун Бовери" (Asea Brown Boveri) по производству паровых турбин, генераторов, оборудования для генерирования и передачи электроэнергии. Для этого "Вестингаус" продала 45%-е доли в обоих предприятиях, ранее бывших ее полной собственностью. В другом случае было создано новое совместное предприятие с немецкой фирмой "Сименс" по выпуску средств автоматизации. "Вестингаус" и "Сименс" планируют создание еще нескольких совместных предприятий по производству промышленных прерывателей и управляющего оборудования. Еще в одном случае корпорация "Вестингаус" продала свои предприятия по производству электродвигателей малой и средней мощности, которые не смогли выдержать конкуренцию с дешевой импортной продукцией, а затем с тайваньским производителем создала новое совместное предприятие по выпуску электродвигателей.
Задача №5
Вопросы
1. Каковы основные причины появления проблем у фирмы "Блэк энд Декер"?
2. Что следовало бы ей предпринять для преодоления возникших трудностей?
СИТУАЦИЯ: ФИРМА "БАЭК ЭНД ДЕКЕР"
Фирма "Блэк энд Декер" (Blak & Decker), прежде известная как изготовитель инструмента с механическим приводом для профессионалов, в настоящее время занимается производством, маркетингом и обслуживанием широкой номенклатуры инструментов с механическим приводом, бытового инструмента и трудосберегающих приспособлений, широко используемых в быту и для профессиональных нужд. В 70-х годах, перед расширением своей производственной базы с целью охвата более крупного сегмента рынка бытовых инструментов, фирма процветала. Ей принадлежала значительная доля мирового рынка инструмента с механическим приводом, специалисты по анализу финансов не сомневались в будущем фирмы.
Однако к 1981 г. картина начала меняться. Снизились доходы, а спад в мировой экономике обусловил снижение сбыта на рынке инструмента с механическим приводом - козырной карты фирмы. Другие события в мировой экономике усугубили трудности фирмы "Блэк энд Декер". Усиление доллара ослабило позиции фирмы на мировых рынках и сделало ее уязвимой относительно действий иностранных конкурентов.
Пока происходили эти события, японская фирма "Макита Электрик Уоркс" (Makita Electric Works) и немецкая "Бош" (Bosch) начали перехватывать долю рынка фирмы "Блэк энд Декер". Японская фирма разработала глобальную стратегию, которая позволила ей стать производителем инструментов с самыми низкими издержками в мире. Она решила, что потребители разных стран в действительности не нуждаются в широком ассортименте, затем соединила низкие издержки с агрессивным маркетингом, извлекла преимущества из низкого курса иены относительно доллара и ошибок фирмы "Блэк энд Декер" для того, чтобы проложить новые пути на рынок инструмента с механическим приводом. К концу 70-х - началу80-х годов японская фирма сумела добиться 20%-ной доли мирового рынка инструмента с механическим приводом для профессионалов, почти сравнявшись с фирмой "Блэк энд Декер" по данному показателю.
Трудности фирмы "Блэк энд Декер" отчасти были обусловлены выбранной ею стратегией. К 1982 г. в распоряжении фирмы находилось 25 производственных предприятий в 13 странах мира на шести континентах. В состав фирмы входили три операционные группы, штаб-квартира располагалась в Мэриленде - на восточном побережье США. Каждая группа имела свой собственный штат, что вело к дублированию функций. Кроме того, некоторые компании в составе головной фирмы работали автономно, например западногерманский филиал осуществлял операции в каждой из более чем 50 стран, где головная фирма "Блэк энд Декер" сама продавала и обслуживала свою продукцию. Головная фирма исповедовала философию, согласно которой каждый филиал должен приспособить продукцию и ассортимент к уникальным характеристикам рынка, обслуживаемого им. Итальянский филиал производил инструмент с механическим приводом для итальянцев, английский - для англичан и т.п.
В результате связь между филиалами ослабла. Зачастую требовались годы, чтобы удачный инструмент одного филиала могли запустить в производство другие филиалы. Например, очень удачный инструмент модели "дастбустер", имевший большой успех на рынке США в конце 70-х годов, удалось начать выпускать в Австралии только в 1983 г. Когда была предпринята попытка выбросить на европейский рынок американские изделия фирмы "Блэк энд Декер", управляющие европейских филиалов отказались от сотрудничества. Несмотря на стагнацию объема продаж, фирма в начале 80-х годов еще удерживала значительную долю рынка инструмента с механическим приводом - свыше 50% в континентальной Европе и 80% в Англии. Европейские управляющие были уверены, что продукция бытового назначения годится только для американцев и не пойдет на рынках за пределами США.
Проектно-конструкторские центры не были эффективно использованы для разработки технических требований, соответствующих требованиям рынка. Например, восемь разбросанных по всему миру центров разработали 260 вариантов приводных двигателей, хотя фирма нуждалась не более чем в 10 моделях. Коэффициент использования производственных мощностей снизился, уровень занятости оказался завышенным, а выработка на одного рабочего недопустимо уменьшилась.
В течение ряда лет фирма "Блэк энд Декер" делила бытовые и профессиональные инструменты между двумя операционными группами. Из-за того, что эти группы не смогли работать совместно над созданием новых изделий, японская фирма "Макита" смогла занять нишу на рынке инструмента средней стоимости. Кроме того, фирма "Блэк энд Декер" начала пробуксовывать с разработкой новых видов продукции. Создалось впечатление, что компания решила сконцентрировать усилия на своих лучших образцах и заняться их активным сбытом.
В середине 80-х годов руководство фирмы "Блэк энд Декер" осознало необходимость кардинальных изменений. Область, в которой пока не захватили господствующее положение японцы, относилась к хозяйственным принадлежностям и мелким бытовым приборам. Японские потребители не очень интересовались этим, поэтому фирма "Макита" и другие конкуренты американской компании не сформировали емкий внутренний рынок, который мог бы сыграть роль экспортной базы. Фирму "Блэк энд Декер" тревожило, как воспримут потребители ее хозяйственные принадлежности, поскольку им она была прежде известна как изготовитель инструмента с механическим приводом. Поэтому в 1984 г. было приобретено отделение фирмы "Дженерал Электрик", специализировавшееся на производстве хозяйственных принадлежностей, уже имевшее определенную репутацию в торговой сети и располагавшее достаточно широким ассортиментом, чтобы обеспечить эффект масштаба.
В апреле 1989 г. фирма "Блэк энд Декер" купила "Эмхарт Корпорейшн" (Emhart Corporation), известную в мире дверными замками и скобяными изделиями торговой марки "Куиксет", водопроводными кранами марки "Прайс Пфистер", оборудованием марки "Тру Темпер" для ухода за садом и газонами, болтами марки "Молли" и другими изделиями, популярными у торговли и потребителей. Долг, возникший в связи с приобретением этой компании, создал трудности для фирмы "Блэк энд Декер", когда ей пришлось искать способы снижения издержек производства и привлекать дополнительные средства для обслуживания долга.
Задача №6
Вопросы:
В чём суть проблем, встающих перед заграничными предприятиями фирмы?
2.Каковы преимущества и недостатки, связанные с принятием решений в штаб – квартире головной компании или непосредственно в заграничных филиалах?
3.Какие альтернативные организационные структуры подходят для заграничных операций компании?
СИТУАЦИЯ : КОМПАНИЯ “НЕСТЛЕ”
Бывший директор-распорядитель компании "Нестле" Пьер Лиотар-Фогт как-то сказал: “Возможно, мы единственная настоящая МНК среди существующих”. Конечно, можно считать это высказывание преувеличением, но, действительно, трудно найти другие МНК, так сильно зависящие от зарубежной деятельности. Базирующаяся в Швейцарии "Нестле", одна из 50 крупнейших компаний мира, с самого начала сложилась как МНК. Она возникла в 1905 г. в результате слияния американской и германской фирм. Около 98% продаж "Нестле" проводит за пределами Швейцарии, почти половина руководителей высшего уровня, работающих в центральной штаб-квартире фирмы в Вевее, - не швейцарцы. Француз, итальянец, немец и швейцарец, принявший американское гражданство, поочередно занимали кресло первого руководителя компании. На карте 16.1 показано, где размещены предприятия "Нестле". Швейцарской компания остается только в отношении собственности. До 1988 г. 2/3 акций компании принадлежали и могли быть куплены только швейцарцами. После изменений в уставе компании швейцарцы, в конце концов, потеряют право контроля над ней. Изначальная принадлежность "Нестле" нейтральной стране, никогда не бывшей колонией, позволила ей вести дела даже в тех странах, куда для конкурентов доступ был закрыт, например, в Чили при Альенде, на Кубе и во Вьетнаме. Отмена ограничений на иностранную собственность в Швейцарии стала ответом на критику приобретения швейцарскими фирмами предприятий в странах с недемократическими режимами.
В 1989 г. 421 предприятие компании (они находятся во многих странах мира) обеспечило объем продаж на сумму свыше 32 млрд. долл. США. На долю Европы, Северной Америки и остальных стран приходилось 46, 27 и 27% сбыта соответственно. При таком географическом размахе операций "Нестле" руководствуется четкой политикой принятия решений и определения ролей руководителей штаб-квартиры и филиалов.
Руководство компании отвечает, прежде всего, за стратегию деятельности. Оно решает вопросы распределения ресурсов по регионам и видам продукции. Например, в начале 80-х годов "Нестле" уменьшила свою зависимость от импорта шоколада, изменив ассортимент, и от стран третьего мира, переместив часть филиалов в Северную Америку. Для сохранения контроля над компанией персонал штаб-квартиры принимает решения по всем приобретениям, а также научным исследованиям в центрах, находящихся на территории Швейцарии. Выполнение этих функций обеспечивается притоком наличности из каждого географического региона в адрес головной компании. По сути дела, "Нестле" старается перемещать в Швейцарию почти всю наличность, а уже здесь специалисты решают, в какой валюте ее хранить и в какие страны направлять.
Штаб-квартира занимается также изучением состояния товарных рынков и распоряжается объемом и ценами закупок товаров, например, направляя всем зарубежным филиалам, распоряжение о закупке, скажем, зеленого кофе на 3-6 месяцев по цене не выше конкретного максимально допустимого уровня. Из-за сильной зависимости от внедрения на рынок новых видов продукции, которые нередко становятся прибыльными лишь через несколько лет, компания должна добиваться сохранения прибыльности хорошо освоенных видов продукции, достаточной для мобилизации необходимых средств. Если в течение разумного периода новая продукция не становится прибыльной, как случилось, например, с минеральной водой в Бразилии, или если завершается цикл рентабельности продукции, что, например, произошло с консервированными овощами марки "Либби", или же обнаруживается, что сбытовой потенциал продукции низок, как было с детским питанием марки "Бэби-Нат", руководство в Швейцарии принимает решение о прекращении финансирования. Другие подобные решения бывают обусловлены тем, что определенные направления деятельности приобретенных фирм не соответствуют корпорационной стратегии развития, как это было в случае с полиграфическим и упаковочным бизнесом, являвшимся составной частью операций приобретенной "Нестле" фирмы "Буитони-Перуджина" (Buitoni-Perugina).
Бюджет, составляемый по данным с мест на уровне отдельных стран, является главным средством обеспечения порядка, при котором каждое региональное подразделение выполняет свои функции в общей деятельности компании. Бюджет составляется на год, ревизуется ежеквартально, а утверждается в Швейцарии. Отчеты об исполнении бюджета направляются в штаб-квартиру ежемесячно, где их сравнивают с планами на текущий год и данными за прошлый год. Руководитель отдела сбыта каждого филиала должен удовлетворительно объяснять все отклонения фактических данных от намеченных, в противном же случае вмешивается штаб-квартира. Еще одна функция штаб-квартиры - быть источником необходимой информации: сведения об успехах, неудачах, общем ходе выполнения программ по видам продукции передаются управляющим филиалами. Именно таким образом распространялась информация об успехе батончиков из белого шоколада в Новой Зеландии и замороженных продуктов питания ассортиментной группы "Диетические блюда" в США.
Региональные управляющие, несмотря на описанный выше централизованный подход к управлению, в определенных делах обладают большой свободой действий, особенно в сфере маркетинга. Исследования по новым видам продукции централизованны, поэтому дублирование усилий сведено к минимуму. По завершении разработки новой продукции руководство компании предлагает ее филиалам и может требовать от них проведения первичных рыночных испытаний. Однако руководство не настаивает на продвижении новой продукции на рынок, если управляющие филиалами не считают ее приемлемой. Если же продукция выбрасывается на рынок, управляющие на местах вольны приспосабливать ее к местному рынку до тех пор, пока руководство компании не сочтет вносимые изменения чрезмерными и вредными. Один из наиболее ходовых продуктов "Нестле" - растворимый кофе марки "Нескафе" - имеет состав и цвет, индивидуальные для каждой страны.
Помимо бюджетов и отчетов, "Нестле" придает большое значение посещениям местных предприятий с целью сбора информации. Также предпринимаются шаги для сближения руководства компании и филиалов. Один из способов - чередование работы в филиале и штаб-квартире, другой - проведение совещаний и программ переподготовки, что позволяет собирать в одном месте многих руководителей сразу; еще один метод - требование к руководителям корпорации, занимающим высшие посты, чтобы они разговаривали как минимум на французском и английском, а желательно еще на немецком и испанском языках, так как это обеспечивает взаимопонимание с руководителями на местах. Система вознаграждения и стиль управления приспособлены к тому, чтобы текучесть кадров была сведена к минимуму. Сочетание этих разнообразных методов способствует разрушению барьеров между штаб-квартирой и филиалами Метод принятия решений в штаб-квартире не остается неизменным.
* Budget- бюджет в американской практике - это финансовый документ типа сметы с разбивкой запланированных и утвержденных расходов (обычно на год) для организации в целом или ее подразделения (филиала). Бюджет носит, как правило, директивный характер, он обязателен к исполнению. В отличие от нашей практики, где бюджеты разрабатываются и утверждаются лишь в государственных органах, в США бюджет как форма текущего финансового плана, имеющая разнообразные модификации, выполняет главную роль также и в системах внутрифирменного планирования и контроля. (Прим. ред.)
В 80-х годах в основном благодаря философии управления Хельмута Маучера, ставшего директором-распорядителем корпорации в 1982 г., произошла определенная децентрализация. Когда X. Маучер занял свой пост, трехуровневое утверждение требовалось даже для пресс-релизов. Новый руководитель сократил штаты в штаб-квартире, передал больше полномочий на средний уровень управления и заменил 25-страничные ежемесячные отчеты стандартным формуляром в одну страницу. До этого "Нестле" стремилась сбалансировать в одной точке управление функциональной, региональной и продуктовой сферами деятельности. Это означало, что каждый из руководителей этих сфер должен был согласиться с решением, прежде чем оно будет окончательно принято, что иногда замедляло процесс принятия решений. От этого подхода отказались в середине 80-х годов, когда встал вопрос о сокращении штатов штаб-квартиры и ускорении принятия решений. Взамен был создан совет генеральных управляющих, в основном представляющих регионы, на которые фирма поделила мир.
Многие действия компании требуют принятия решений о том, на кого следует возложить функции управления и контроля. Принятая в "Нестле политика расширения главным образом посредством приобретения других фирм - одна из разновидностей действий, обусловливающих возникновение ситуаций, не вполне укладывающихся в установленный порядок распределения ответственности. Такая политика основана на убеждении, что разумнее внедряться на высоко конкурентный рынок путем покупки уже функционирующих на этом рынке фирм и перекачки в них необходимых средств, чем организовывать новые подразделения. Поскольку почти не бывает так, чтобы продукция и территориальное расположение приобретаемых фирм в точности соответствовали структуре "Нестле", новые производства приходится приспосабливать к ней.
Например, "Нестле" купила американскую фирму "Либби, Мак-Нейл энд Либби" (Libby, McNeill & Libby ), имевшую целый ряд филиалов за границей, в том числе один в Англии. "Нестле" пришл