Тема: Международный бизнес и его среда.

Международный бизнес представляет собой хозяйственные операции, которые проводятся между двумя или более странами.

Деловые операции могут возникать на уровне частных и государственных организаций. Все эти операции проводятся с целью получения прибыли. Для достижения любой из своих международных целей, компания должна устанавливать формы поведения на международном рынке. На выбор формы оказывает не только цель, но и внешняя среда, в которой компании предстоит действовать. Среда влияет на выбор средств, определяющих функции бизнеса. Вместе с тем, компания не может оказывать влияние на деловую сферу, в которой ей предстоит действовать.

Среда – это факторы, влияющие на осуществление деловых операций.

На организацию внешнеэкономических операций, оказывают влияние следующие факторы:

- политические;

- правовые;

- экономические;

- культурные;

Существуют 3 аспекта мотивации, побуждающие фирму, заниматься продажей за границей:

1. Расширение сбыта.

Рынок ограничен количеством лиц, заинтересованных в продукции фирмы и ее услугах, а также их покупательской способностью. Уровень покупательской способности и количество покупателей увеличивается, если рассматривать этот вопрос в международном масштабе.

2. Приобретение ресурсов.

В одних случаях, осуществление международных операций позволяет приобрести уникальную продукцию. В других случаях, это делается с целью снижения затрат.

3. Диверсификация.

Компания предпочитает не допускать больших колебаний, в уровень своих продаж и прибыли. Они тщательно подыскивают подходящие зарубежные рынки, для сбыта и закупки.

Экономическая среда международного бизнеса, должна рассматриваться на микро и макроуровне.

Планируя выход на внешний рынок, компания должна изучить экономику интересующей ее страны, с точки зрения привлекательности.

Основные элементы макроэкономического анализа:

1. Структура хозяйства (натуральное хозяйство, сырьевая, индустриальная экономика).

2. Богатство населения и распределение доходов в стране.

Эти аспекты необходимо изучить в динамике, и сделать прогноз на будущее.

Все страны можно разделить:

1.Страны с экономикой, типа натурального хозяйства (выживающей экономикой);

2.Страны – экспортеры сырья;

3.Промышленно-развивающиеся страны;

4.Промышленно-развитые страны;

Для 1 группы характерны следующие особенности: подавляющее большинство населения, занимается простейшим сельскохозяйственным производством. Большую часть производимого – они потребляют сами, а остальное – обменивают на простые товары и услуги. Уровень дохода в семье низкий или преимущественно низкий.

2 группа: страны богатые одним или несколькими видами ресурсов, но обделены в других отношениях. Доходы очень низкие и очень высокие. Хорошие рынки для сбыта добывающего оборудования, инструмента и другой продукции (аналогичной).

3 группа: обрабатывающая промышленность дает 10-20% ВВП. По мере ее развития, такая страна, все более полагается на импорт текстильного сырья, изделий тяжелого машиностроения. Распределение доходов в семье: низкий, средний, высокий. Появляется новый класс - «богачи», небольшой, но постоянно растущий средний класс, которому требуется товар нового типа.

4 группа: основные экспортеры промышленных товаров, торгуют этими товарами и обмениваются. Уровень дохода низкий.

При анализе экономической среды, необходимо учитывать участие страны в международных организациях.

Микро уровень.

Представляется важным оценить потенциал рынка, его емкость, возможности расширения. Анализируется конкурентная среда. Оценивая конкуренцию необходимо определить цели, которые преследует компания, тип конкуренции (ценовой, неценовой), % распределения рынка между компаниями, какие сравнительные преимущества имеет компания – лидер, сильные и слабые стороны компании.

Политическая среда.

В современном обществе, трудно отделить политику от экономических условий. Роль политической системы, заключается в интеграции общества – в единое, жизнеспособное, целое.

Существует 2 крайние среды (политические) в теоретическом смысле:

- демократия;

- тоталитаризм;

Большинство стран применяют различные виды представительной демократии. Провозглашение демократических принципов, связано с уровнем экономического развития страны.

Для оценки политической среды, компания должна рассмотреть ряд параметров:

1. Какая политическая система в стране, какое правительство у власти, на сколько стабильна эта политическая система.

2. Какова активность политической аппозиции, на сколько часто проводятся забастовки.

3. На сколько эффективна политика правительства. Сюда относят: степень эффективности помощи иностранным компаниям, достаточно полная рыночная информация льгот, предоставляемых иностранным компаниям.

Оценивая политическую среду, необходимо оценить политические риски:

1. Риск, связанный с запретом на импорт (забастовки, войны, беспорядки);

2. Установление запрета на перевод денег;

3. Риск, связанный с неблагоприятностью социально-экономических изменений в стране, связанный с изменением политической ситуации;

4. Возможность введения ограничений на поставки, торговлю, закрытие границ;

Все эти опасности так же, как и благоприятные возможности, должны быть выявлены по средствам международного исследования и учтены в стратегии развития предприятия.

Правовая среда.

Правовые системы бывают 3-х видов:

1. Система обычного права;

2. Система гражданского права;

3. Система теократического права;

1.Система обычного права, основывается на обычаях, а важная роль при истолковании закона принадлежит суду. 2.Система гражданского права, базируется на наборе законов, которые сведены в кодекс. Существует в 70 странах.

Основное различие между 1 и 2, заключается в том, что 1 обычно базируется на истолковании событий судами, а гражданское опирается на факты. В странах действия обычного права, договоры и контракты очень сильно детализированы (в них упоминаются все ситуации).

3.Система теократического права. Пример: мусульманское право (эта система используется в 27 странах). В Исламских странах существуют правовые системы, которые представляют собой смесь (обычного, гражданского и теократического права).

Культурная среда.

Культура состоит из специфически усвоенных норм, основанных на социальных установках, ценностях и убеждениях, которые существуют в каждом обществе.

Важными элементами культурной среды являются:

- физические, синтетические формы культуры;

- язык;

- религия;

- политические перемены;

- традиции, обычаи;

- пунктуальность;

- отношение к полам;

- престиж, поведение, восприятие;

- воспитание, этика, предрассудки и стереотипы;

Поведение – это процесс взаимодействия со средой, с целью приспособления к ней ее активного изменения.

Манера двигаться, соприкасаться, язык жеста являются универсальными. Однако даже в универсальных жестах, могут присутствовать знаки, по-разному воспринимаемые разными нациями. Важным поведением среды является пунктуальность, которая играет особое место в деловом мире. Пунктуальность означает точность, аккуратность. Разные страны относятся по-разному к пунктуальности, в деловых встречах. К пунктуальности разные нации относятся по-разному. Арабы, индусы: считается плохим, навязывать переговоры, и устанавливать точные сроки сделок.

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое состояние развития личности, в целях подготовки духовной, культурной деятельности.

Этикет – это установленный порядок поведения где-либо. Существуют различные отношения к наказанию за преступление, обнажение тела, насилие.

Предрассудки и стереотипы.

Контакты между культурами становятся более широкими. Развитие транспорта, повышение доходов позволяет добиться, высокой степени свободы передвижения. Глобальная конкуренция компаний, приводит к выравниванию уровня культур. Появляется тенденция формирования субкультур (внутри стран), благодаря притоку других наций. Существуют религиозные секты, этнические группы, которые сохраняют свою культуру, но они сохраняют свои предрассудки (вера в фатализм).

В модели среды международного бизнеса важную роль играет мезоуровень (международная маркетинговая мезосреда). Мезосреду международного бизнеса, образуют хозяйствующие субъекты, покупатели, поставщики, «регуляторы», группы по интересам, профсоюзы.

Конкуренты представляют собой, нечто вроде «бизнес - зеркала», которое содержит в себе угрозы и одновременно, является источником полезной маркетинговой информации. Компания ориентирует свой бизнес, на корпоративных или интеллектуальных покупателей. Именно в отношениях с этими покупателями, устанавливаются маркетинговые отношения.

Поставщики ресурсов.

Поставщик в международном бизнесе, используется гораздо шире. Поставщики человеческих ресурсов капитала (поставщики займов, ссуд, инвестиций, патенты). Наличие поставщиков информации, привязывает материнскую компанию к конкретной стране.

Регуляторы – под эту категорию попадают, такие организации мезасреды, которые имеют возможность контролировать, регулировать или влиять на деятельность фокальной (материнской) компании. К этим организациям относятся, органы регионального и муниципального управления.

Группы по интересам – не связаны на прямую, но оказывают влияние на деятельность фокальной компании. В РФ – это «Защита прав потребителей».

Наши рекомендации