Процедуры заключения крупных сделок
Понятие крупных сделок используется в нашем законодательстве в сфере деятельности хозяйственных обществ, унитарных предприятий, а также в области полномочий арбитражного управляющего в процессе проведения процедур банкротства. В связи с наибольшим их распространением рассмотрим некоторые особенности заключения крупных сделок на примере акционерных обществ.
Крупными являются те заключаемые обществами сделки, которые, во-первых, представляют собой сделки с имуществом, во-вторых, связаны с его приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно. Например, предварительный договор купли-продажи, договор аренды с правом выкупа, договор комиссии, доверительное управление имуществом. Отдельно в законе названы сделки, предмет которых составляет особый вид имущества - денежные средства (кредит и заем), а также сделки, по которым у акционерного общества в будущем может возникнуть обязанность отвечать своим имуществом - либо конкретным (при залоге), либо всем (при поручительстве).
Правила о крупных сделках распространяются также на сделки, предметом которых являются деньги, ценные бумаги и имущественные права (уступка права требования, перевод долга)*(157). Даже если объект сделки не является имуществом в гражданско-правовом смысле (работы, услуги), но она носит для акционерного общества возмездный характер и встречное удовлетворение, получаемое или предоставляемое обществом, будет имуществом, то такая сделка может считаться крупной.
Крупной сделкой могут считаться несколько взаимосвязанных сделок, что определяется судом с учетом конкретных обстоятельств дела. Например, заключение сделок с разным имуществом, но с одним и тем же лицом или с аффилированными лицами, заключение сделок с одним и тем же имуществом, но с разными лицами в течение короткого времени. Так, договоры поручительства были заключены в ограниченный период времени (8 месяцев), имели одинаковый характер обязательств, одних и тех же кредитора и поручителя. Суд счел недоказанным тот факт, что договоры имеют единую хозяйственную цель, так как кредитные договоры, в обеспечение которых подписаны договоры поручительства, заключены с разными заемщиками и, следовательно, порождают самостоятельные права и обязанности. В другом деле суд решил, что совершение сделок по выдаче векселей в ограниченный период времени, сходный характер обязательств и тот факт, что в конечном итоге векселя оказались у одного лица, не свидетельствуют о единой хозяйственной цели и взаимосвязанности совершенных сделок*(158).
При определении критериев крупных сделок стоимость имущества, являющегося предметом сделки, сопоставляется с балансовой стоимостью активов общества, а не с размером его уставного капитала. При этом учитывается сумма активов по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату без уменьшения ее на сумму долгов.
При отчуждении стоимость имущества определятся по данным бухгалтерского учета, при приобретении - по цене приобретения. Иными словами, при приобретении имущества с балансовой стоимостью будет сопоставляться действительная рыночная стоимость имущества, т.е. более высокая, в отличие от сделок по отчуждению имущества.
В практике возник вопрос, какую стоимость по бухгалтерскому учету следует принимать во внимание: первоначальную или остаточную. Если брать остаточную стоимость, то сравниваются разноуровневые понятия, так как в этом случае она сопоставляется со стоимостью активов, под которой понимается сумма остаточной стоимости амортизируемых активов и первоначальной - всех остальных. Кроме того, зачастую важнейшие для производственного цикла основные средства полностью самортизированы. В этом случае с балансовой стоимостью активов следует сопоставлять "ноль", что приводит к неразрешимому противоречию.
Определенная советом директоров цена отчуждаемого имущества не имеет значения для квалификации крупной сделки. Если общество намеревается приобрести имущество, то от цены приобретения зависит, будет ли сделка для общества крупной. Цена приобретения предмета крупной сделки определяется советом директоров. Таким образом, от того, является ли сделка по приобретению имущества крупной, зависит, должна цена приобретения определяться советом директоров или нет. С другой стороны, пока совет директоров не определит цену приобретения имущества, невозможно установить, является ли сделка крупной. В этой связи более правильной представляется формулировка п. 2 ст. 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, где сказано, что стоимость приобретаемого имущества по крупной сделке определятся на основании цены предложения.
В практике арбитражных судов также возник вопрос, нужно ли включать в сумму крупной сделки налоговые платежи, подлежащие уплате. Во многих случаях цена крупной сделки определялась с учетом налога на добавленную стоимость.
Сделки, совершенные в процессе обычной хозяйственной деятельности, не считаются крупными независимо от их стоимости. Суды часто ориентируются на содержание устава общества, определяющего виды, предмет и цели его деятельности, что неверно, поскольку хозяйственное общество обладает общей правоспособностью и может заниматься теми видами деятельности, которые в его уставе вообще не указаны. Термин "обычная" следует трактовать для каждого конкретного случая. Так, пополнение оборотных средств, в том числе закупка сырья и материалов для основных видов деятельности, не может считаться крупными сделками*(159). Заключенный банком и акционерным обществом договор, предусматривающий открытие кредитной линии на пополнение оборотных средств, также признается осуществлением обычной хозяйственной деятельности*(160).
Порядок одобрения крупных сделок различается в зависимости от стоимости сделки. Если стоимость имущества, приобретаемого или отчуждаемого по сделке, составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества, решение о ее одобрении принимают все члены совета директоров единогласно без учета выбывших членов, т.е. наличие кворума - это присутствие всех действующих членов совета. При этом каждый член совета должен принять личное участие в голосовании и не может передать свои полномочия по доверенности другому лицу. Если единогласие не достигнуто, то вопрос может быть вынесен на решение общего собрания акционеров, которое принимается большинством голосов владельцев голосующих акций, участвующих в собрании. В случае, когда стоимость имущества по сделке превышает 50% балансовой стоимости активов, решение о ее одобрении принимается общим собранием акционеров, но уже квалифицированным большинством в 3/4 голосов владельцев голосующих акций, участвующих в собрании.
Крупная сделка, совершенная с нарушением установленного порядка, является оспоримой и может быть признана недействительной по иску общества или акционера. Надо отметить, что в данном случае законодательство ставит контрагента общества в зависимость от достоверности информации, к которой он заведомо не имеет доступа.
В обществах с ограниченной ответственностью (в отличие от АО) рассмотренные выше правила совершения крупных сделок являются диспозитивными, т.е. могут быть изменены уставом общества, в котором устанавливается, что для их совершения не требуется решения общего собрания участников и совета директоров общества. Если же уставом специальные правила не предусмотрены, то решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников общества простым большинством голосов (ст. 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).