Глава 18. Международный механизм обеспечения социального согласия
Международный кодекс труда
Мировой опыт развития общественных отношений характеризуется многочисленными социальными экспериментами, в результате которых лишь на некоторое время достигались интересы определенных лиц или слоев населения, чаще всего связанные с борьбой за обладание дополнительной территорией, собственностью, властью или правом диктовать другим странам и народам свои правила общественного устройства.
В качестве средств достижения своих корыстных интересов использовались как деспотизм власть имущих (диктатура капитала), так и революционные потрясения с использованием подчас справедливого гнета обездоленных (диктатура пролетариата). Независимо от принадлежности инициаторов социальных потрясений, в конечном счете, проигрывали широкие слои населения, которые становились так орудием социальных аномалий, так и их жертвами.
Одновременно с печальными итогами социальных экспериментов общество подсчитывало огромное число невинных жертв, дополнительный всплеск бедности и неоправданный рост объема социальной работы по оказанию помощи нуждающимся группам людей, которые на длительные сроки отрывались от производительного труда и напрасно растрачивали свои потенциальные возможности для достижения чуждых им целей.
Критический анализ результатов социальных аномалий привел мировое сообщество к необходимости выработки эффективного механизма не только сглаживания противоречий социальных групп общества и инструментов достижения социального, но и предотвращения социального эгоизма как источника социальных аномалий.
Для выработки такого механизма и обобщения опыта наиболее прогрессивных стран мира по достижению социального согласия были созданы коллективные органы в виде Лиги наций, Организации объединенных наций и Международной организации труда. В основу деятельности коллективных органов положены соблюдение прав человека и предотвращение насилия. Одним из наиболее весомых результатов коллективной деятельности в масштабе Международной организации труда стала теория социального партнерства и международный кодекс труда, а также действенный механизм внедрения социального партнерства в практику социально-трудовых отношений.
Следуя выработанным международным сообществом рекомендациям по налаживанию социального партнерства, Россия обратилась к проверенному мировому опыту. Трудовой кодекс Российской Федерации, введенный в действие с февраля 2002 года, впервые в истории нашей страны обратился к международному опыту в сфере социально-трудовых отношений, поэтому второй раздел кодекса получил название «Социальное партнерство в сфере труда».
Международная организация труда создана в 1919 году при лиге Наций в ходе Версальской мирной конференции по итогам первой мировой войны. Ее Устав разработан Комиссией по труду, став частью Версальского договора. С 1946 года Международная организация труда (МОТ) стала первым специализированным учреждением Организации объединенных наций (ООН), к 2000 году в ней принимало участие 174 государства.
Основными причинами создания Международная организация труда явились коренные политические, социальные и экономические проблемы мирового развития. Политические проблемы связаны с революционными потрясениями в России, отчего мировое сообщество было вынуждено искать эффективные пути предотвращения взрывного насильственного революционного пути разрешения общественных проблем.
Социальные проблемы обусловлены недопустимостью тяжелых и неприемлемых с общечеловеческими позициями условий труда и жизни трудящихся, отсутствия социальной защиты, отставания социального развития от бурного экономического роста с внедрением в производство современных достижений научно-технического прогресса.
Экономические проблемы заключались в необходимости выравнивания затрат ведущих стран мира на улучшение положения трудящихся за счет преодоления эгоизма собственников (работодателей) и повышения роли государственного регулирования экономических процессов во благо всего общества и снижения риска от наращивания конфронтации между основными социальными группами общества.
Важнейшая функция Международной организации труда – нормотворческая деятельность в области трудовых отношений, обеспечивающая социальное согласие в интересах экономического, политического и культурного развития современного общества с цивилизованной рыночной экономикой. За годы своего существования под эгидой Международной организации труда создана развернутая правовая основа в составе Конвенций и Рекомендаций, составляющих нечто вроде Международного кодекса труда.
Правовые аспекты Международного кодекса труда основаны на следующих общепризнанных и мировой практике положениях:
признание права профессиональных союзов как представителей интересов трудящихся на законодательную инициативу, включая трудовое законодательство;
необходимость создания в государствах - членах Международной организации труда арбитражных органов для разрешения социально-трудовых конфликтов;
обеспечение условий для независимости деятельности и автономности функций профсоюзов и объединений предпринимателей как равноправных партнеров в социально-трудовых отношениях;
общественное воздействие на социальных партнеров в целях исключения в их программах и практических действиях политических амбиций и идеологических установок.
Основные задачи Международной организации труда:
1. Разработка согласованной политики и конкретных программ, направленных на решение социально-трудовых проблем.
2. Разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций, контроль за их выполнением.
3. Помощь странам-участникам МОТ в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции.
4. Защита прав человека (право на труд, право на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда и дискриминации).
5. Содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных.
6. Разработка и осуществление программ в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды.
7. Содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений.
8. Разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, мигрантов).
К настоящему времени усилиями стран-участников Международной организации труда сформирован своеобразный международный кодекс труда в виде 180 Конвенций и более 200 Рекомендаций.
Конвенция “О содействии переговорам” 1981 года, развивающая идею о формах взаимоотношений субъектов социального партнерства и «мерах, принимаемых государственными органами и организациями для поощрения и содействия развитию коллективных договоров, являющихся предметом предварительных консультаций, а также соглашений между государственными органами и организациями предпринимателей и трудящихся».
Конвенция “О свободе ассоциаций и защите прав на организацию” 1948 года гарантирует всем трудящимся и всем предпринимателям возможность “без какого-либо различия и предварительного разрешения создавать по своему выбору организацию, а также вступать на добровольной основе в такие организации”.
Конвенция “О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров” 1949 года, посвященная вопросам взаимоотношений между предпринимателями и трудящимися, принятия мер там, где только необходимо, для «поощрения и способствования развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между предпринимателями или их организациями, с одной стороны, и объединениями трудящихся, с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров».
Обязательную юридическую силу в масштабе национального законодательства нормы Конвенций МОТ получают лишь в случае их ратификации на государственном уровне. По количеству ратифицированных Конвенций МОТ судят о степени прогрессивности трудового законодательства и уровне правового регулирования социально-трудовых отношений в каждой стране.
В частности парламентами государств – членов Международной организации труда ратифицировано Конвенций: Испании – 116, Франции – 110, Италии – 101, Норвегии – 92, Уругвая – 83, Бельгии – 82, Болгарии – 80. В Советском Союзе было ратифицировано 50 Конвенций МОТ, из них Россия как правопреемник СССР приняла к исполнению лишь 43 Конвенции МОТ. За период своего существования Российская Федерация ратифицировала еще одну Конвенцию, в перспективе планируется ратифицировать еще 14 Конвенций МОТ.
Рекомендации Международной организации труда ратификации не подлежат и учитываются при разработке национального трудового законодательства. В частности, многочисленные положения Рекомендаций МОТ учтены в Указе Президента РФ 1991 года «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», в Законе РФ 1995 года «О коллективных договорах и соглашениях». Специальные законы «О социальном партнерстве» приняты в ряде субъектов РФ, включая Москву, Татарстан, Ставропольский край, Свердловску область и другие.
Деятельность Международной организации труда с момента ее зарождения базируется на принципах «классового мира», а авторитет и огромный опыт Международной организации труда в сглаживании социально-трудовых конфликтов во многом способствовали тому, что в последнее время в развитых странах мира многие сложные проблемы социально-трудовых отношений успешно разрешаются. Постоянно действующий форум Международной организации труда используется для обсуждения вновь возникающих трудовых проблем на принципе равноправия трудящихся, предпринимателей и правительств.
Таким образом, к слабым местам использования международного кодекса труда в российских условиях можно отнести:
недостаточный учет международного опыта строительства социально-трудовых отношений, отставание от развитых стран мира в ратификации Конвенций, несмотря на то, что Россия стала одним из первых стран-участниц Международной организации труда;
резкое снижение активности профсоюзного движения, особенно с переходом к рыночным отношениям;
отсутствие права профсоюзов на законодательную инициативу;
отставание России в сфере оплаты труда, так как заработная плата длительное время ниже прожиточного минимума;
нестабильность рыночного законодательства.
Ослабление активности профсоюзного движения по сравнению с развитыми зарубежными странами и даже с периодом советской власти обусловлено, прежде всего, разделением крупных научно-производственных объединений на ряд мелких организаций, которые призваны легко адаптироваться к рыночным условиям. Руководители малых и средних коммерческих компаний, их учредители и управляющие не заинтересованы и всячески препятствуют созданию профсоюзных организаций.
К тому же государство в условиях рыночных отношений обязано способствовать развитию малого бизнеса и гибкого приспособления его к конкурентной борьбе. Поэтому трудовым законодательством предусмотрена возможность заключения срочных трудовых договоров со всеми работниками в малых предприятиях с численностью работающих до 40 человек, а в предприятиях розничной торговли и бытового обслуживания до 25 человек.