Предпосылки формирования социального менеджмента
Известно, что новые научные идеи появляются преимущественно по запросам практики, точнее из-за неудовлетворенности практикой. Поэтому история земной цивилизации неоднократно подвергалась коренному переустройству принципов общественного уклада жизни, прежде всего, из-за тяжелых условий жизни народа.
В течение последнего столетия продолжался активный поиск наилучшего способа политического и социально-экономического общественного устройства, при этом предприняты попытки реализации двух вариантов, противоположных по содержанию и крайних по остроте социальных последствий.
Первый вариант представлял собой неограниченную свободу частной собственности и предпринимательской инициативы при минимальном вмешательстве государства в экономические отношения. Появился новый механизм управления социально-экономическими отношениями в виде американского менеджмента, который вначале создал мощный стимул для роста производительности труда, а также развития управленческой теории и практики.
Однако период "дикого капитализма", как известно, завершился глобальным экономическим кризисом 20-30-х гг. ("великой депрессией" в США), после чего пришлось принимать срочные меры государственного регулирования экономики.
Второй вариант включал полное огосударствление собственности в результате октябрьского переворота в России и создание механизма административного управления социально-экономическими отношениями из одного центра. В исторически короткие сроки путем невиданного трудового энтузиазма рабочих и крестьян удалось создать мощное государство, а за счет массового героизма народа на фронте и в тылу одержать победу над фашизмом как угрозой всему человечеству.
В то же время в процессе проведенного социального эксперимента в результате политических репрессий принесены в жертву десятки миллионов лучших людей страны, а "великие стройки коммунизма", как стало позже известно, созданы преимущественно рабским трудом политических заключенных в многочисленных лагерях "Архипелага ГУЛАГ". Постепенное техническое и технологическое отставание от экономически развитых стран мира в конечном счете послужило причиной отказа от "построения социализма в отдельно взятой стране" и возврата России через 75 лет к товарно-денежным, то есть рыночным отношениям.
Попытка силового "экспорта социализма" и создания искусственного лагеря социализма также постепенно сошла на нет, правда не без активной "помощи" бездарного и недальновидного советского руководства.
В начале ХХI века современная Россия в условиях острых кризисных явлений в мировой экономике столкнулась с необходимостью выбора непростого решения стратегического характера:
как противостоять олигархическим кругам, заинтересованным в сохранении сложившегося "дикого капитализма" и пытающихся диктовать руководству страны свои условия, несмотря на углубление социального расслоения российского общества и нарастание уровня социальной напряженности;
как предотвратить возврат к "развитому социализму" путем полной или частичной национализации собственности и установления авторитарного режима, в котором заинтересована партийная коммунистическая верхушка, не считаясь с вероятностью очередных для страны социальных потрясений с применением насилия.
Поиск альтернативных вариантов развития российского общества начала на рубеже веков группа ученых Академии труда и социальных отношений под руководством Д.В. Валового. В результате научного анализа социально-экономических тенденций и мирового опыта были разработаны существенные положения в Конституцию РФ о сущности политики социального государства [54, с. 13] и предложения ввести для студентов специальности государственное и муниципальное управление специальную дисциплину "Социальный менеджмент".
Разработанный учебник по этой дисциплине [54] представляет собой достаточно актуальный, но несколько политизированный научный и методический труд, в то время как остальные материалы по курсу "Менеджмент" до настоящего времени имеют направленность на идеализацию американских концепций рыночных отношений и изучаются в виде "школ" без надлежащего обоснования возможности их применения в современной российской практике.
В тот же период разработаны и другие варианты учебно-методических материалов в этом научном направлении [45, 55], однако можно лишь сожалеть, что замечательное по своей природе начинание не получило поддержки ни в педагогической среде, ни во властных структурах в виду различных причин снижения популярности (Табл. 9.2) идеи формирования социального менеджмента.
Таблица 9.2.