Этапы формирования науки управления
Необходимость совместной деятельности людей проявилась с древних времен, прежде всего, в сфере коллективного труда, в частности в процессе охоты, рыболовства и земледелия, а также при ведении военных действий на суше и в море. Способы дополнения профессиональных качеств отдельных людей для получения за счет этого синергетического эффекта стали причиной поиска вариантов общественных отношений.
Античность дала первые уроки перспективности коллективного труда в древних эргастериях [27, с. 77-78] - ремесленных мастерских, использующих труд рабов, в также малых семейных хозяйств с личным трудом селянина и его семьи (ойкос). Заведование домашним хозяйством (ойкономика) дало начало современному понятию "экономика" [27, с. 40].
При этом древние поколения строили свою цивилизацию, планомерно соединяя государственную и частную собственность. В Древнем Египте при дворе фараона создавались школы для подготовки чиновников, где молодые люди обучались грамоте и готовились к управленческой карьере. В процессе учебы будущие чиновники обсуждали проблемы благоустройства государства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим классам, предотвращения недовольства и социального напряжения.
После обучения они писали оды правителям, вели деловую переписку, производили расчеты по строительным материалам и назначению рабов на возведение пирамид, ведали снабжением войск. Им была обещана спокойная жизнь, блестящая карьера, добрая слава и память, долголетие, которое для египтянина составляло 110 лет. Попасть в "дома учению" было мечтой представителей средних сословий.
Выдающиеся умы земной цивилизации с древности пытались найти способы разумного устройства человеческого общества, а также справедливости распределения результатов совместного труда. Одним из первых среди них, как считают историки, был Платон — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. По преданию в 389 г. до н.э. Платон отправился в Южную Италию, впоследствии в Сицилию, чтобы "основать там идеальное государство, в котором философы вместо чаши с ядом получали бы бразды правления».
Аристотель — древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, первый мыслитель, создавший всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику и физику, он также не остался в стороне от общественных проблем.
Достаточно много внимания он уделил чертам характера и добродетели человека, впервые ввел термин «этика», а также прилагательное «этический» как особый класс душевных человеческих качеств: кротость, мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, которые развиваются в человеке благодаря обучению.
Он подчеркнул, что человек рождается политическим существом и имеет инстинктивное стремление к совместной жизни, а врожденное неравенство способностей является причиной объединения людей в группы, различия функций и места отдельных личностей в обществе. Аристотель был убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Рабы им исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по его мнению, большую часть населения.
Почти все древнегреческие философы , включая Пифагора, Платона, Аристотеля, развивали количественные методы. В древних Афинах существовало государственное учреждение «Логистерия» [61, с. 9], в котором проверялись финансовые отчеты должностных лиц, им поручали вести судебные дела при нарушениях законов. Согласно свидетельству Архимеда в IV веке до нашей эры в Древней Греции было 10 логистов. В древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов.
Древние ученые большое внимание уделяли государственному устройству, так Аристотель считал, что государство создается не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо. Искусство и умение государственного управления по Аристотелю заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. Для достижения этой нелегкой цели он считал нужно воспитывать умение исполнять свой гражданский долг, способность повиноваться властям и законам.
При любом государственном строе должны соблюдаться правило: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.
Образец культуры физического труда и управления без излишеств и восточной роскоши сформировали греки, которую впоследствии переняли американцы и японцы, создавшие свой особый строй цивилизованного управления. Прирожденное стремление окружать себя удобными вещами проявлялось в манере рассуждать, неспешно передвигаться, общаться, одеваться и трудиться, поэтому у греков в почете был интеллектуальный и высокопроизводительный труд [27, с. 42].
Использование местных сортов винограда, экспорт оливок, груш и фиников, внедрение отечественных и зарубежных новшеств позволили превратить древнюю Грецию как дикий, засушливый и некогда пустынный горный край в цветущую землю с продуктивным земледелием и скотоводством.
С античных времен известны также примеры организации цивилизованных товарно-денежных отношений на центральных рыночных площадях городов-государств с населением от тысячи до нескольких десятков тысяч человек с господством не производителей, а покупателей, где специальные люди - агорамоны - следили за количеством и качеством товаров. Согласно принципу "пропорциональной взаимности" Аристотеля поддерживалась справедливость обмена на основе взаимных услуг и этики взаимных отношений. В подобной системе нет ни чрезмерному обогащению и чрезмерному обнищанию, безудержная погоня за деньгами и роскошью осуждается, как осуждается и бравада нищетой из-за нежелания работать.
Традиционное для греческих моряков искусство кораблевождения называлось "кибернесис" стало источником экспорта своих товаров в другие страны, а также поставок необходимой продукции для нужд производства и потребления, а также распространения своих ценностей, культуры, стиля и методов управления. Искусство управления судами, которое по-гречески называлось "кибернетика", стало образцом рациональной организации мобильного торгового предприятия, примером малого бизнеса.
При этом на практике был реализован известный всем купцам всех времен принцип стратегии экспорта-импорта с учетом издержек [41, с. 98], когда выгодно покупать за рубежом товары, которые стоят в стране дороже.
После эпохи античности наступило средневековье, которое продолжалось более тысячи лет (с 395 по 1453 гг.), его гуманисты называют временем одичания античного мира и варварства В это время создана феодальная система землепользования, произошел спад производства и торговли с рядом специфических особенностей: варварские набеги, великое переселение народов, передел территорий, разорение городов, великий голод (1313-1315 гг.), эпидемия чумы и оспы (черная смерть), которые унесли половину населения Европы, доминирование и политическая власть церкви (инквизиция), крестовые походы, идеалы монашества и рыцарства.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) начиналась в Италии, где первые признаки возрождения гуманных идей античности были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других западноевропейских странах это движение началось значительно позже, к концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.
Рост городов-республик в Западной Европе привел к умножению мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров, возрождению античного гуманизма, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
На смену античному опыту цивилизованного управления через полторы тысячи лет пришел западноевропейский стиль, во многом связанный с идеями великого итальянского гуманиста, политического мыслителя, историка и писателя Николо Макиавелли (1469-1527). Его идеи по своей глубине и политической мудрости не только не уступают, но даже превосходят результаты трудов наших современников, особенно во взглядах на роль и поведение руководителя-лидера.
Он утверждал. что сила руководителя заключается в учете психологии подчиненных, знании образа их мыслей и нравственных привычек, достоинств и недостатков. В определенной мере пророческими являются его взгляды на сочетание у руководителей власти, убежденности, свободы и лидерских качеств, которые позволяют как осуществить бессмертные подвиги всей своей жизнью, так и величайшие злодеяния.
В частности история будет помнить, прежде всего, величайшие личности, включая Александра Невского, Александра Васильевича Суворова, Петра Аркадьевича Столыпина, Георгия Константиновича Жукова, которые обладали неоспоримыми лидерскими качествами и доверием людей, беззаветно служили своему отечеству в самые критические периоды развития общества.
Вместе с тем, на примере психологии и тактики поведения предводителей восстаний Николо Макиавелли делает вывод о том, что величайшие злодеяния осуществляются, исходя из принципа "победителей не судят" [27, с. 50-51], что характерно для идеологов гитлеровского фашизма, исламского фанатизма, бандеровского майдана, которые явились миру "черными лидерами", вовлекли в преступления толпы видимостью будущего мнимого успеха, не останавливаясь перед массовыми преступлениями.
Настоящими предвестниками современной теории и практики управления признаются английские философы и экономисты - свидетели интенсивного роста промышленности и формирования крупных городов в северной части Англии. В частности Манчестер, Ньюкасл, Ланкашир и Йоркшир в ХIХ веке называли "промышленной мастерской мира".
На смену ремесленному производству (Табл. 6.1) пришли английские мануфактуры - производства путем объединения в одной мастерской ремесленников различных специальностей, благодаря чему продукт вплоть до его окончательного изготовления производился в одном месте.
Таблица 6.1.