Глава 5. История развития управленческой науки
5.1. Сущность и содержание процесса управления
Коллективный характер деятельности человека с древних времен был связан с выбором (признанием) формального или неформального лидера, основными функциями которого считались определение конечной цели, определение состава исполнителей и распределение между ними ролей, подготовка сил и средств, координация действий групп людей для согласованного выполнения последовательных задач, а при необходимости и маневр ресурсами.
Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение старшинства между людьми. Процесс управления осуществлялся и осуществляется не только в сфере общественных отношений, но и в самых различных сферах жизни и быта людей (Табл. 5.1), что свидетельствует о сложности и многогранности этого явления, а также объясняет причину особого внимания ученых и практиков к научному исследованию его аспектов и закономерностей.
По определению [52, с. 654] "управление (administration, control, management) - как процесс поддержания функционирования или перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на объект управления с целью изменения его состояния" является достаточно широким понятием, которое шире, чем понятие "менеджмент".
Управление имеет место во многих сферах жизнедеятельности человека. В общем случае управление считается функцией организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающей сохранение определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ или целей. Существует самое широкое представление процесса управления, которое различают в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и других системах.
Таблица 5.1.
Определения и содержание процесса управления
Сфера | Определения | Содержание |
1. Военное дело. 2. Экономика. 3. Профессия руководителя. 4. Техника. 4. Живые при-родные системы. 5. Кибернетика. 6. Психология. | Управлять - значит предвидеть. Умение выполнять работу чужими руками. Сочетание знаний, опыта и искусства. Регулирование измене-ний технических пара-метров. Селекция. Сбор, переработка и доведение информации. Агитация, пропаганда, манипулирование. | Умелое использование своих сил и средств, а также учет возможных действий противника. Достижение целей организации, используя интеллект, труд и мотивы поведения других людей. Владение научными знаниями, наличие, опыта решения подобных проблем, искусство стать лидером. Сохранение процесса функционирования технических систем в заданных режимах и пределах. Скрещивание животных для создания нужных свойств, выведение новых сортов растений. Планирование, организация, мотивация и контроль. Формирование объективного или нужного общественного мнения путем применения технологий влияния. |
Наиболее ярко способности (или бездарность) качества управления проявляются в области военного дела, когда от руководителя требуется не только умело использовать свои силы и средства, но и предвидеть, то есть учитывать возможные действия противоборствующей стороны, а также проявлять волю для одержания победы над противником. Именно военное дело обусловило одно из образных определений содержания процесса управления: "управлять - значить предвидеть" [16, с. 7].
История земной цивилизации помнит непрерывные военные столкновения, а значение процесса управления боем, операцией или сражением возрастало с применением все более совершенных средств борьбы и вероятностью неоправданных потерь жизней как воюющих людей, так и гражданского населения при неумелом руководстве войсками. Следует отдать дань памяти выдающемуся русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову, который обладал способностью побеждать всегда, даже при численном превосходстве противника и щадить жизнь своих воинов.
Существует точка зрения, что именно военное дело послужило истоком зарождения научного подхода к управлению как "науки побеждать", появления необходимости стратегического видения и руководства действиями больших масс вооруженных людей.
Переход от добывающей к производящей экономике и коллективная трудовая деятельность людей неразрывно связана с профессиональным управленческим трудом, сущность которого нередко понимается как "искусство выполнения работы чужими руками", используя интеллект, труд и мотивы поведения других людей.
Активизации конкурентной борьбы на внутреннем и международном рынке обусловила необходимость видения положения на рынке руководством не только крупных корпораций, но и небольших коммерческих компаний, а также определения направления их развития на будущее. Для этого руководители должны обладать талантом предпринимателя и стратегическим образом мышления.
Стратегическое видение руководством направления развития коммерческой компании [65, с. 21] определяется с учетом состояния ее внутренних ресурсов и тенденций изменения событий, происходящих за переделами компании. Образ мышления улитки, направленный только на внутреннюю среду, может все дальше и дальше уводить в сторону от рыночных реалий и обычно приводит коммерческую компанию к краху.
Поэтому теория, практика и искусство управления в рыночной экономической сфере все больше ориентируется на стратегическое видение перспективы, начиная с периода машинного производства. Интерес к управлению в экономике возрос с развитием массового машинного производства и созданием промышленных мануфактур. Управленческая сторона в экономической деятельности необходима везде, где создается трудовой коллектив, применяется разделение и специализация труда, а также используется явление синергии как дополнение личных качеств отдельных работников.
Организация понимается как группа людей, не менее двух человек, имеющая общую цель и единое руководство. При этом под управлением обычно понимают "умение выполнять работу чужими руками", то есть достигать целей организации, используя интеллект, труд и мотивы поведения других людей.
К руководителю предъявляются достаточно многочисленные и значимые требования, такие как комплекс необходимых научных знаний, наличие опыта решения подобных управленческих проблем, а при работе с людьми и искусство вовлечь их в коллективный труд, мотивировать на максимальное использование работниками своего потенциала.
Для профессионального руководителя столь важными становятся его лидерские качества, способность сформировать команду и повести за собой людей, умение личным примером воодушевить коллектив на решение сложных задач. Не случайно одним из основных определений понятия управления считается "сочетание научных знаний, опыта и искусства".
Современный человек немыслим без технического оснащения труда, жизни и быта. Рост производительности общественного труда в условиях научно-технического прогресса связан с вероятностью таких негативных явлений как поломки дорогостоящих технических устройств с нанесением существенного материального ущерба из-за неправильной эксплуатации техники и оборудования. Более крупные негативные последствия относят к аварийным ситуациям, носящим нередко цепную реакцию. Катастрофы уносят жизнь человека или групп людей.
Управление в технике понимается как регулирование изменений параметров и (или) режимов ее действий в конструктивно заданных пределах, которые обеспечивают высокие производственные показатели, длительную надежность и безопасность эксплуатации. При этом содержание управления в технике сводится к соблюдению требуемого режима ее работы и недопущению аварийных ситуаций, а также к сохранению процесса функционирования технических систем в заданных параметрах.
В последние одно-два столетия человек все активнее вторгается в запретную зону и пытается оказывать влияние на природу и генетические свойства живых природных систем путем управления ими в виде разносторонней селекции. Применяется скрещивание видов животных для создания нужных свойств, выведение новых сортов растений для защиты от сорняков и устойчивости от засухи. Управленческие воздействия на природу и свойства живых существ обычно направлены на внешне благородные цели, однако как показывает опыт они могут оказывать далеко идущие негативные последствия, вплоть до необратимых природных катаклизмов.
В конце ХХ - начале ХХI века мировое сообщество вступило в фазу строительства информационного общества путем оснащения современными техническими средствами связи и отображения данных, а также внедрения технологий электронного обмена деловой информацией.
Управление в кибернетическом смысле в современном мире представляется как процесс непрерывного сбора, переработки и доведения информации, а основными функциями управления приняты планирование, организация, мотивация и контроль.
Одним из разновидностей использования информационных технологий следует считать оказание психологического воздействия на мировоззрение и поведение людей. В частности в предвыборные периоды политические партии, общественные движения и независимые кандидаты активно используют агитацию и пропаганду в целях формирования объективного общественного мнения среди будущих избирателей, что фактически означает управление их умами и поведением.
В отдельных случаях в корыстных целях находит применение также явление манипулирования общественным мнением в целях создания себе или своему кандидату на выборную должность нужного общественного мнения или же дискредитации соперников сомнительными или ложными сведениями о результатах их работы или поведения в быту.
Широкий спектр областей применения понятия управления не мог сложиться одновременно, поэтому известны исторические сведения о последовательных этапах развития теории и практики управления в различных сферах жизнедеятельности человека.
Одним из замечательных качеств человеческой цивилизации признается научный интерес к историческим истокам того или иного явления в общественной жизни и умение извлекать из него уроки для современного развития. Учитывая, что Россия вступила на путь применения рыночных экономических механизмов ведения хозяйственной деятельности на сто лет позже экономически развитых зарубежных стран такой исторический анализ позволяет понять происхождение и сущность накопленного мирового опыта, а также творчески применить его с учетом особенностей российской действительности.
В то же время следует считать недопустимым слепое копирование накопленного зарубежного опыта применения управленческих технологий и тем более свободная интерпретация исторических фактов в целях подтверждения недостаточно обоснованных научных концепций управления социально-экономическими процессами, которыми нередко грешит отечественная практика внедрения принципов менеджмента.
Существуют и другие варианты определений и сущности процесса управления, которые подтверждают наличие глубоких исторических тенденций и поиска различных способов воздействия на окружающий человека мир.
Развитие теории и практики управления нередко представляется в виде последовательных коренных изменений взглядов на векторы социально-экономического развития социально-экономических отношений, которые многими учеными и исследователями рассматриваются в виде пяти управленческих революций [27, с. 17-24].
Первая управленческая революция носила религиозно-коммерческий характер и отмечается историками на Древнем Востоке на юго-востоке Месопотамии в период с IV по III тысячелетия до н. э. В частности в Шумере жрецы как религиозная верхушка весьма удачно видоизменили ритуалы и вместо человеческих жертв богам ограничились необходимостью подношения верующими денег и материальных ценностей. Собираемая с населения дань под видом отправления религиозного обряда использовалась для накопления и обмена.
Оборотливые шумерские жрецы заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, распределяли государственный бюджет и ведали имущественными делами, для чего впервые появилась письменность, которая велась на глиняных табличках. Сохранились древние таблички с юридическими, историческими и деловыми записями. Ведение деловой документации в виде планов, снабженческих и контрольных записей, а также бухгалтерских счетов до настоящего времени составляют содержание управленческого процесса.
Вторая управленческая революция сложилась в административно-светском виде как свод законов выдающегося политика и полководца древности царя Хаммурапи, который правил 43 года обширными владениями на основе формальной системы организации и регулирования отношений людей. Ему также принадлежит первенство использования лидерского стиля личного поведения руководителя, постоянно поддерживающего в глазах подчиненных образ заботливого опекуна и защитника народа.
В этот период в Вавилонии достигли высшего развития процессы роста товарно-денежных отношений, частных рабовладельческих хозяйств, усиления торговли. Произошли централизация управления государством и укрепление царской власти.
Знаменитый свод Хаммурапи из 285 законов высечен на камне из черного базальта около 1759 года до н. э. и был найден французскими археологами в 1901-1902 гг. с Сузах - столице древнего Элама. Тексты были частично стерты, но позже восстановлены по сохранившимся глиняным табличкам.
Третья управленческая революция считается производственно-строительной и связана с вкладом выдающегося полководца и талантливого строителя царя Навуходоносора II (605 - 562 гг. до н.э.), который являлся не только автором проекта Вавилонской башни и висячих садов, но и применил систему производственного контроля времени хранения сырья на текстильных фабриках и в зернохранилищах с помощью цветных ярлыков.
Несколько лет позже (243 -316 гг. н.э.) в Древнем Риме было внедрено значительное количество управленческих нововведений, в том числе система территориального управления и административная иерархия Римской католической церкви, которую считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира, а функциональные принципы используются и в наше время в целях системы власти и авторитета, а также специализации функций.
Четвертая управленческая революция привела к появлению особого вида управления социально-экономическими процессами в современном обществе, который в конце ХIХ века впервые получил название "менеджмент".