Условия деятельности в бюджетной и коммерческой сферах
Социальный заказ на производство продукции, работ и оказания услуг определяется органами государственной и муниципальной власти, а также местного самоуправления на основе прогноза общественных потребностей, для реализации которого ими учреждаются бюджетные организации и устанавливаются им соответствующие задания, а также выделяются необходимые централизованные ресурсы.
Таким образом руководители бюджетных организаций осуществляют управление их деятельностью по выполнению установленных им заданий при выделенных ресурсах. Как показал практический опыт задания необходимо устанавливать детально, в том числе по выпуску продукции по номенклатуре.
Проведенный А. Н. Косыгиным эксперимент в 1968 году по доведению задач до производственных предприятий (которые в то время все были государственными, то есть бюджетными) в денежном выражении вполне закономерно привел к свободе выбора ими наиболее выгодного ассортимента производимой продукции, в результате которого из продажи исчезли дешевые, но необходимые потребителям товары, поэтому эксперимент был срочно прекращен.
Учредители обязаны создать условия для эффективной деятельности учрежденных ими бюджетных организаций, в том числе обеспечить их помещениями, оборудованием и техникой. Для текущей производственной деятельности от учредителей требуется организация поставки всего необходимого, включая сырье, материалы и комплектующие изделия.
В условиях рынка, учитывая возможность закупки необходимых ресурсов руководством самих бюджетных организаций, им могут выделяться необходимые финансовые средства при условии создания конкурса (тендера) между потенциальными поставщиками (не менее трех) с последующим выбором наиболее выгодного поставщика по критериям минимальной стоимости ресурсов при надлежащем качестве, что должно обеспечить экономию бюджетных средств.
Функционирование любой организации в условиях разделения и специализации общественного труда связано с налаживанием партнерских связей, которые в особых случаях могут ограничиваться учредителями. В частности финансовые средства в настоящее время до бюджетных организаций доводятся через федеральное казначейство, представительства которых по существу являются специализированными финансовыми институтами, действующими под контролем органов государственной и муниципальной власти. Учитывая подчиненность таких финансовых институтов им дополнительно вменено в обязанность не только своевременно доводить до получателей выделенные бюджетные финансовые средства, но и контролировать целевое их использование.
Создание специальных финансовых институтов было обусловлено негативным опытом, когда при финансировании бюджетных организаций через коммерческие банки часто имели случаи несвоевременного доведения денежных средств до получателей, так как коммерческие банки стремились использовать бюджетные деньги на некоторое, подчас длительное время в качестве своих оборотных средств.
Бюджетные средства на удовлетворение социальных нужд всегда были и будут ограниченными, так как потребности вполне закономерно превышают потребности. Поэтому органы власти для каждой подчиненной им бюджетной организации определяют перечень и объемы производства и распределения между получателями продукции и оказания услуг путем составления разнарядок, закрепления обслуживаемых ими групп населения или границ закрепленных на обслуживание территорий, установления лимитов выделяемых ресурсов.
Ценообразование в бюджетной сфере осуществляется под контролем соответствующих органов власти, для этого бухгалтериями бюджетных организаций производится расчет себестоимости продукции, работ и услуг, результаты которой представляются учредителям. На основе проверки расчета себестоимости, установления уровня рентабельности определяется (утверждается) централизованная цена продукции, работ и услуг.
В тех случаях, когда такая цена превышает платежеспособность населения, то для снижения социальной нагрузки цена снижается учредителями до приемлемого уровня за счет выделения целевых дотаций из соответствующего бюджета. Типичным примером ценообразования может служить опыт расчета оплаты проезда в метрополитене, когда себестоимость проезда одного пассажира ограничивается до разумного предела с выделением из городского бюджета дотации на покрытие дефицита.
Финансирование деятельности бюджетных организаций осуществляют органы государственной и муниципальной власти, а также местного самоуправления, включая обеспечение текущей жизнедеятельности, а также выделение целевых капиталовложений на развитие.
Такие условия деятельности приводят к завышенной ресурсоемкости и избыточной численности персонала, недостаточной восприимчивости бюджетных организаций к достижениям научно-технического прогресса, техническому и технологическому отставанию, отсутствию стимулов к труду.
Не случайно в перспективе планируется продолжение приватизации собственности бюджетных организаций, в частности государственных и муниципальных унитарных предприятий в виду низкой эффективности их деятельности в условиях рынка путем выкупа собственности будущими более эффективными владельцами, которые не заинтересованы в избыточной численности персонала, так как это отражается на рентабельности (прибыльности) их деятельности.
Неизбежный переход к рыночным отношениям предполагает, прежде всего, приватизацию собственности, которая лишает органов власти права вмешиваться в хозяйственную деятельность независимых от государства субъектов рынка. Одним из основных условий деятельности в условиях рынка (Табл. 4.3) является предоставление коммерческим компаниям свободы выбора видов деятельности на свой страх и риск с учетом существующих и прогнозируемых потребностей потенциальных покупателей.
Для этого в условиях свободы выбора видов деятельности коммерческие компании вынуждены самостоятельно изучать рыночный спрос и предложение, проводить рекламную деятельность в целях продвижения своей продукции, работ и услуг на рынок.
Следует подчеркнуть, что такие функции при административной системе управления выполняли специальные государственные структуры, в частности Центральное статистическое управление (ЦСУ) и его региональные отделения. Рыночные свободы предполагают также отказ государства от монополии на внешнеэкономическую деятельность и возможность выхода коммерческих компаний на международный рынок.
Таблица 4.3.