Предпосылки создания в России социального государства
Правомерность перехода к рыночным отношениям в настоящее время не подвергает сомнению большинство российского населения,так кактолько две страны в мире упорно следуют плановой системе хозяйствования и административной системе управления экономическими процессами (Северная Корея и Куба), они же испытывают значительные трудности в своем развитии.
Рыночные механизмы хозяйственной деятельности применяются в подавляющем большинстве стран мира и признаны пока непревзойденными по экономической эффективности ввиду ряда их преимуществ. К ним можно отнести:
направленность деятельности на удовлетворение нужд, потребностей и запросов населения, которое формирует спрос на продукцию, работы и услуги;
гибкость поведения ввиду самостоятельности субъектов рынка в выборе выгодных видов деятельности, хозяйственных партнеров, потребителей продукции, работ и услуг;
заинтересованность людей в проявлении предпринимательской инициативы и внедрении современных достижений науки и практики в целях достижения конкурентоспособности на рынке;
выбор наиболее эффективных способов продвижения продукции и услуг до потребителей с учетом соотношения «качество – цена».
Вместе с тем рынок нельзя признать идеальным, так как ему присущи и некоторые объективные недостатки:
агрессивность поведения субъектов рынка, обусловленная необходимостью деятельности и выживания в условиях жесткой конкурентной борьбы;
неизбежное социальное расслоение населения ввиду различий природных способностей, инициативы поведения и трудолюбия каждого отдельного человека;
снижение уровня гуманности населения, проявление индивидуального, группового и массового эгоизма в стремлении к получению максимальной прибыли в любых условиях, нередко не считаясь с моральными нормами поведения и экологическими последствиями хозяйственной деятельности;
рост напряженности в мире ввиду нарастания разрыва в уровне экономического и социального развития между развитыми и развивающимися странами, усиление борьбы за рынки дешевого сырья и сбыта готовой продукции;
необходимость учета рыночного риска в связи с периодическими кризисными явлениями, что требует применения мер рационального государственного регулирования рыночных отношений.
Как показал накопленный мировой опыт, для становления эффективного рынка и использования преимуществ свободных рыночных отношений необходимы три основных условия: формирование и обеспечение государственной защиты частной собственности, законодательная свобода предпринимательской инициативы, создание конкурентной среды.
Частная собственность способствует росту личной заинтересованности каждого человека в интенсивном творческом труде и формированию среднего класса, который в экономически развитых странах составляет две трети населения, что обеспечивает стабильность общественных отношений.
Свобода предпринимательства является внутренним локомотивом интенсивного развития и инновационного поведения независимых от государства субъектов рынка, перемещения и концентрации ресурсов в выгодные сферы деятельности.
Конкурентная среда вынуждает субъекты рынка сокращать сроки внедрения инновационных технологий, ориентироваться на удовлетворение нужд, потребностей и запросов населения, обеспечивая ему требуемое качество товаров и доступные цены.
Сочетание таких условий с недостаточно насыщенным товарами рынком привело в странах Запада к интенсивному развитию деловой активности, когда для прибыльной деятельности независимому от государства частному собственнику достаточно было вкладывать финансовые средства в массовое производство качественной и сравнительно дешевой продукции для населения. Только в этих условиях в странах Запада в конце ХIХ – начале и середине ХХ века на научной основе произошло становление рыночных механизмов хозяйственной деятельности и наряду с высокой деловой активностью стала развиваться рыночная управленческая наука – менеджмент.
Следует отметить, что в современной России пока не сформировались достаточные условия для развития деловой активности, так как частная собственность в результате преступной приватизации государственной собственности сосредоточилась в руках небольшой группы олигархических структур, к среднему классу в различные периоды времени можно отнести от 8–10 до 20% населения нашей страны, а большая часть жителей фактически находится за чертой бедности.
Свобода предпринимательства в стране законодательно объявлена, но сдерживающим фактором расширения его масштабов становится высокий процент за коммерческий кредит, да и возможности залога имущества при получении кредита достаточно ограничены. Так, если процент за коммерческий кредит в иностранной валюте составляет 2–3%, реже до 5%, то в рублях длительное время он колеблется около 20%, то есть в 4-10 раз больше.
Настоящая конкурентная среда в стране сформировалась преимущественно лишь на рынке розничной торговли, который заметно преобразился в лучшую сторону, так как обеспечивает ускоренный оборот капитала за счет «быстрых денег», а также возможность получения и возврата коммерческого кредита даже при высоких процентах.
Реальное производство в виду длительных сроков окупаемости инвестиций в таких условиях развиваться за счет кредитных ресурсов практически не в состоянии, что и определяет высокий уровень износа основных фондов и технологическое отставание российского промышленного производства.
Сопоставление условий развития западных и российских коммерческих компаний показывает объективные причины длительного и мучительного перехода страны к рынку, медленного использования его несомненных преимуществ, осторожного вложения капитала в реальное производство даже при недостаточно насыщенном товарами российском рынке, сравнительно дешевых отечественных природных ресурсах и невысокой стоимости рабочей силы.
Реализация рыночных реформ в России по западному образцу оказалась настолько сложной по содержанию и продолжительной по времени, что постепенно надежда на автоматическое действие рыночных отношений с момента их объявления на рост общественного производства и резкое улучшения качества жизни населения до уровня развитых стран мира оказалась иллюзией. Более того слепое копирование зарубежного опыта с учетом инерции мышления и сознания людей нередко приводит к противоположным последствиям по отношению к планируемым (желательным) результатам.
В частности один из видных специалистов по управлению [23, с. 3] считает, что поспешные и недостаточно профессиональные действия активных российских реформаторов при содействии группы американских советников привели к тому, что "никогда еще всю историю человечества народное хозяйство страны в мирное время не подвергалось такому тотальному развалу и разграблению, как за последнее десятилетие ХХ века".
К числу несбывшихся иллюзий можно, во-первых, отнести надежды на помощь Запада. Однако известно, что никто и никогда не имел и не будет иметь желания в условиях рынка создавать себе достойных конкурентов.
Во-вторых, в результате первого этапа бесплатной приватизации государственной собственности ожидалось и планировалось массовое создание цивилизованных собственников и формирование достаточной численности среднего класса. Однако в условиях поспешного характера приватизации реально лишь узкому кругу лиц достались достаточно "жирные куски" общенародной, а по сути государственной собственности, создаваемой всем населением страны.
В-третьих, ожидалось по западному образцу автоматическое проявление у населения, обладающего собственностью, рыночного сознания и трудолюбия, а также стремления к предпринимательству, однако на практике в настоящих условиях накопить достаточное количество средств для начала предпринимательской деятельности собственным даже интенсивным трудом весьма сложно, да и рискованно.
Особенно сильное разочарование постигло старшее поколение, которому обещали "светлое будущее" за напряженный добросовестный труд в течение всего трудового стажа, но на старость одинокие пожилые люди остались с мизерными пенсиями по сравнению с жителями западных стран и даже по сравнению с пособиями для беженцев и вынужденных переселенцев.
Далеко не все специалисты среднего поколения нашли достойное применение своим способностям, полученному образованию и накопленному опыту работы. И лишь узкий круг среднего поколения, преимущественно комсомольские активисты, к примеру М.Б. Ходорковский, быстро сориентировались в изменяющемся мире, а с использованием своих связей стали самыми богатыми людьми в нашей стране ("новыми русскими") или успешно работают в зарубежных странах.
К сожалению многие достаточно умные специалисты в трудные девяностые годы потеряли почву под ногами и деградировали под влиянием отсутствия перспективы, а недостаточно разумный риск некоторых привел к финансовому и моральному краху.
До настоящего времени взаимоотношения государства и бизнеса в стране сложные и противоречивые по многим объективным и субъективным причинам, включая прежде всего частые и недостаточно обоснованные изменения законодательных норм, влияние коррумпированной власти и давление преступного мира.
Практически все молодое поколение уже надеется только на свои силы и стремится реализовать свой потенциал, для чего государство обязано создать благоприятные условия, особенно для талантливых личностей, которых настойчиво приглашают для реализации в западные страны.
В то же время в условиях невиданной ранее свободы, многочисленных соблазнов, влияния западной массовой культуры и падения общественных нравственных идеалов многие неустойчивые молодые люди нередко попадают в число изгоев общества. Множатся такие явления как молодежный и даже детский алкоголизм, наркомания, преступность, участие в преступных сообществах и даже вербовка в ряды террористов исламского фундаментализма.
Отказ от социалистической идеологии равенства и справедливого распределения материальных благ, одномоментное разрушение созданной десятилетиями административной системы управления фактически привели к идеологическому вакууму.
Самое страшное [23, с. 4], что произошла стремительная переоценка нравственных ценностей, девальвация понятий честности, справедливости, уважения к труду, к семье и близким, выросла коррупция и криминализация общества.
Гражданское общество в стране формируется крайне медленно и пока не в состоянии оказывать решающее влияние на многие асоциальные явления в российской общественной жизни, включая защиту бизнеса от коррумпированных органов федеральной, региональной и муниципальной власти.
Эффективное взаимодействие государства и бизнеса в целях реализации несомненных преимуществ рыночных механизмов ведения хозяйственной деятельности требует создание системы социального управления, приспособленной к особенностям функционирования рыночной среды.
Одним из существенных препятствий в строительства правового демократического социального государства в нашей стране следует признать поведение в новых условиях органов государственной и муниципальной власти.
Во-первых, в условиях рыночных отношений власть по закону не вмешивается в хозяйственную деятельность независимых от государства субъектов рынка. В то же время численность чиновнического аппарата в современной России по сравнению с временами действий административной системы управления не только не сократилась, а даже возросла, что оказывает влияние не только на размеры управленческих расходов, но и на степень давления власти на бизнес.
В частности, избыточная численность управленческого аппарата характеризуется следующими данными [36, с. 478]: управленческие расходы по официальным данным в России составляют 28-29% ВВП, в то время как в Европе и США - около 10%, в Японии - около 5%.
В некоторых изданиях отмечается особенность российского общества, в котором каждый третий человек является управленцем и это отмечается как положительное достижение. Однако следует иметь в виду, что если на двух работающих приходится один управляющий (руководитель), то стоит ли удивляться, что производительность труда в России по некоторым данным в 4-6 раз ниже по сравнению с экономически развитыми странами.
Во-вторых, международные эксперты отмечают небывалую коррумпированность российской власти и высокий уровень теневой экономики, который составляет: в Японии и законопослушной Европе в пределах 5-10%, в США - 15%, в России - до 50%, особенно в сферах строительства и транспорта.
В-третьих, возрастает глубина социального расслоения российского общества, которое может характеризоваться децильным методом сравнения различия в оплате труда 10% высокооплачиваемых сотрудников (преимущественно руководители и специалисты) и 10% низкооплачиваемых работников, который в настоящее время составляет: в Японии - 4 раза (трудовой коллектив как своеобразная "семья"), в Европе и США - 7 раз (международно признанная норма), в России - 17 раз, а с учетом высокого уровня теневой экономики до 50 раз.
Приведенные данные имеют тенденцию к снижению, так как обусловлены преимущественно быстрыми и недостаточно продуманными мерами по переходу страны от административной системы управления к рыночному саморегулированию. К тому же еще не в полной мере устранены последствия анархического стиля руководства и "власти народа" в непредсказуемые девяностые годы.
Таким образом, наряду с весомыми положительными предпосылками для строительства современного правового социального государства имеют место существенные проблемы, прежде всего, в сфере налаживания взаимодействия власти и бизнеса в целях активизации деловой активности граждан.