Изменения характера коллективного труда
Сферы | Предпосылки | Следствия проведенных реформ |
1. Форма собственности. 2. Условия деятельности. 3. Масштабы деятельности. 4. Учет приоритетов. 5. Научный подход. 6. Связи с партнерами. 7. Термины и определения. 8. Наука управления. 9. Органы власти. 10. Соблазны власти. | Хозяйственная самостоя-тельность субъектов рынка. Сокращение администра- тивных ограничений. Внешнеэкономические связи. Направленность деятель-ности на потребителей. Сочетание интересов ком-пании и общества в целом. Интеграция в между-народное разделение труда. Взаимопонимание в процессе ведения бизнеса. Искажение понятий, диск-редитация основ науки. Регулирование рыночных отношений. Устранение или миними-зация коррупции. | Разгосударствление собственности, формирование смешанной экономики. Возможность предпринимательской деятельности, рост заинтересованности. Создание совместных предприятий, работа по единой технологии. Внедрение маркетингового подхода в управлении. Разработка и внедрение в практику основ социального менеджмента. Реализация совместимых логистических технологий товародвижения. Уточнение и освоение современной рыночной терминологии. Неоправданное увлечение западной рыночной терминологией. Невмешательство в хозяйственные отношения субъектов рынка. Создание условий для эффективной деятельности коммерческих компаний. |
После разгосударствления собственности сформировалась смешанная экономика, в которой условия трудовой деятельности в бюджетных организациях и коммерческих компаниях существенно различаются по интенсивности трудовых усилий, оплате труда, участию работников в управлении и возможности реализации потенциала личности при получении хозяйственной самостоятельности коммерческих компаний.
Внедрение рыночных отношений предполагает изменение условий деятельности коммерческих компаний, в частности представление им возможности предпринимательской деятельности путем существенного сокращения административных ограничений, что способствует росту заинтересованности в получении конкурентного преимущества за счет внедрения инновационных технологий в производство.
Стимулом инновационного поведения на рынке коммерческих компаний становится расширение масштабов охвата рынка в результате отмены государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность, что предоставляет возможность создания совместных предприятий и работы с зарубежными компаниями по единой технологии, что особенно видно на примере организации международного товародвижения.
Стимулом роста предпринимательской активности в стране становится возможность получения прибыли и расширения масштабов деятельности коммерческих компаний за счет заработанных средств с учетом правильного выбора приоритетов. Особенность рыночных отношений состоит в направленности деятельности коммерческих компаний на удовлетворение нужд, потребностей и запросов населения как основных потребителей продукции, работ и услуг.
Поэтому коммерческим компаниям приходится осваивать маркетинговый подход в управлении на основе изучения рыночного спроса и предложения, а также активизации рекламной деятельности, без которых практически невозможно устоять на современном конкурентном рынке. В условиях административной системы функции изучения потребностей населения в продукции, работах и услугах выполняло государство через свои специальные институты, а хронический товарный дефицит в стране исключал необходимость рекламной деятельности.
Объективно необходимо руководителям коммерческих компаний по новому осваивать основы рыночных наук, в первую очередь менеджмента как управления коммерческими компаниями в условиях рыночных отношений. Однако слепое копирование накопленного зарубежного опыта пока привело к формированию в стране "дикого капитализма американского типа", что вынуждает отечественных ученых и практиков разрабатывать и внедрять в жизнь основы социального менеджмента, способного рационально сочетать как интересы коммерческих компаний в прибыльном ведении предпринимательской деятельности, так и учет интересов общества в целом.
Интеграция страны в международное разделение труда и самостоятельный выбор коммерческими компаниями взаимовыгодных горизонтальных хозяйственных связей с партнерами обусловили необходимость реализации совместимых с ними логистических технологий товародвижения, в чем зарубежные компании в целях сокращения издержек весьма охотно делятся с отечественными специалистами.
В условиях рыночных отношений требуется взаимопонимание партнеров в процессе ведения бизнеса, а также единства методов обучения будущих менеджеров и предпринимателей. Поэтому появилась необходимость уточнить термины и определения, основываясь на принятой в зарубежных странах современной рыночной терминологии, которая нередко в России искажается с учетом трудностей перевода специальных терминов с английского языка на русский.
В частности, вполне понятно, что переход к рыночным отношениям не оказал столь существенного влияния на процессы управления организациями бюджетной сферы, кроме попыток нецелевого использования бюджетных средств руководителями под видом проявления предпринимательской инициативы.
В то же время кардинальным образом изменяется технология руководства коммерческими компаниями. Поэтому американские ученые и практики еще в конце ХIХ - начале ХХ века предложили именовать процессы руководства коммерческими компаниями как "менеджмент". К сожалению во многих специальных изданиях до настоящего времени утверждается, что менеджмент в переводе на русский язык означает управление [39, с. 5], что требует уточнения на основе соответствующих обоснований.
Более того заметно неоправданное увлечение западной рыночной терминологией типа "менеджер по маркетингу", что приводит к искажению сущности понятий и фактически к дискредитации российской экономической науки. Известны попытки использовать термин "менеджмент" даже для управления человека самим собой как "самоменеджмент", что следует признать также не совсем корректным.
Рыночные отношения, право частной собственности и свобода предпринимательской инициативы эффективны только при условии невмешательства органов власти в хозяйственные отношения независимых от государства субъектов рынка. Законодательное государственное регулирование рыночных отношений должно создавать условия для эффективной деятельности коммерческих компаний, так как они приносят основную часть доходов в бюджеты всех уровней, а доходы в свою очередь используются для создания и обновления современной рыночной инфраструктуры, а также социальной защиты населения.
Серьезную угрозу для эффективности рынка представляют соблазны злоупотребления властью. Следует отметить, что в условиях внедрения рыночных отношений в объективно наиболее сложном положении оказались работники органов государственного и муниципального управления, которые должны:
создавать максимально комфортные условия для проявления предприимчивости наиболее активных личностей в коммерческой сфере или хотя бы не мешать им работать и не принуждать к взяткам, что зачастую имеет место даже при соблюдении коммерческими компаниями действующего рыночного законодательства;
квалифицировано определять размеры социального заказа в интересах всего населения, а также развития производственной и социальной инфраструктуры, устанавливать задания организация бюджетной сферы, выделять необходимые ресурсы и осуществлять контроль за целевым расходования выделенных бюджетных средств;
привлекать к реализации социальных заказов коммерческие компании, при этом не допускать злоупотреблений властью в виде пресловутых "откатов";
осуществлять распределение и контроль расходования бюджетных средств, при этом суметь не проявлять "предприимчивость", то есть устоять от соблазнов в условиях рыночных свобод и не перепутать общественные цели и собственный карман.
В этих условиях устранение или минимизация уровня коррупции властных структур становится достаточно сложной проблемой, которая как ржавчина разъедает основы демократического общества и способна дискредитировать неоспоримые преимущества рыночных отношений.
В условиях рынка существенно возрастают требования к специалистам по управлению как в трудовых коллективах, так и в органах власти всех уровней. Чтобы эффективно управлять другими людьми, необходим комплекс разносторонних профессиональных знаний, включая психологические основы поведения личности, умение разбираться в людях, выбирать методы мотивации и активизации их усилий для достижения общей цели, а также обладать искусством проявления разумной степени риска в рыночной конкурентной среде.
Мотивы трудового поведения людей в трудовом коллективе во многом зависят от их заинтересованности, которая в наибольшей степени проявляется в предпринимательской среде, что и предопределяет преимущества рыночных отношений. В свою очередь реализация достоинств рыночных отношений зависит от рационального использования обществом ресурсов и влияние человека на его среду обитания.