Основные причины конфликтных ситуаций
Причины | Сущность противоречий | Негативные последствия |
1. Выбор приоритетов. 2. Стиль руководства. 3. Распределение задач. 4. Обновление технологий. 5. Сложные партнеры. 6. Стимулирование труда. 7. Продвижение. 8. Контроль. 9. Отпуска. | Реализация текущих задач или заделы на перспективу. Принуждение к труду или невмешательство. Различная трудоемкость и срочность работ. Работа по освоенным технологиям или риск. Психологическая несов-местимость личностей. Равномерность или изби-рательность премирования. Недостаточная объектив-ность аттестации. Мелочная опека или невмешательство. Стремление к летнему отдыху. | Необходимость срочного решения задач вместо заблаго-временной подготовки. Формирование группировок, повышенная текучесть кадров, обращения в органы власти. Неравномерное распределение объема работ, межгрупповые и межличностные претензии. Противодействие новаторам, снижение качества социальных услуг. Жалобы на необязательность, нечестность, низкое качество продукции или контрафакт. Накопление компромата, подозрительность, потеря интереса к труду. Недоверие к руководству, недоброжелательность, протест против фаворитизма. Снижение инициативы, рост управленческого аппарата, неоправданные расходы. Снижение социальной справед-ливости, ущемление интересов детей работников. |
Не все руководители умеют находить компромисс между этими противоречивыми факторами, в результате могут применять политику принуждения по принципу "разделяй и властвуй" с высокой напряженностью труда и постоянной стрессовой ситуацией или же политику невмешательства по принципу "дома отдыха", что не только вызывает недовольство высшего руководства, но и выяснение отношений между работниками из-за излишка свободного времени, формирование группировок, повышенную текучесть кадров, обращения в органы власти.
Коллективный труд практически всегда связан с распределением различных задач между подразделениями, группами работников или отдельными исполнителями. От руководителя требуется искусство учета различной трудоемкости и срочности услуг, так как неравномерное распределение объема работ вызывает межгрупповые и межличностные претензии, конфликтные ситуации и стрессы.
Предпринимательская деятельность в современных условиях сводится, прежде всего, к внедрению инновационных технологий [49, с. 10], которые могут дать конкурентное преимущество на рынке, что ставит перед руководством дилемму продолжать работать по освоенным технологиям или внедрять инновации, то есть рисковать. Конфликтную ситуацию с противодействием новаторам и снижением качества услуг нередко некоторые специалисты считают аргументом желательности конфликтов в трудовом коллективе.
Предпринимательская деятельность базируется на взаимных рыночных услугах, однако среди деловых партнеров могут встречаться случаи психологической несовместимости, основанные на их недостаточной обязательности, нечестности, попытках поставлять сырье и готовую продукцию низкого качества. В последние годы российский товарный рынок стал наполняться контрафактной продукцией, что может вызывать конфликтные ситуации как с потребителями, так и органами власти.
Внутренними противоречиями в трудовых коллективах могут стать вопросы справедливого стимулирования труда, продвижения сотрудников по деловым и моральным качествам , организации контроля трудового процесса и предоставления очередных отпусков. В частности, равномерность или избирательность премирования могут стать основанием для накопления компромата, подозрительности и потери интереса к труду. Недостаточная объективность процесса аттестации и продвижение не самых лучших сотрудников вызывают недоверие к руководству, недоброжелательность, протест против фаворитизма.
Несовершенство процесса контроля в виде мелочной опеки или невмешательства при наличии недобросовестности или злоупотреблений могут обусловить снижение инициативы, рост управленческого аппарата, неоправданные расходы. Одновременное стремление всех работников к летнему отдыху порождает разногласия и конфликтные ситуации в отпускной период, когда возможны явления снижения социальной справедливости и ущемления интересов детей работников.
Степень активности и результативность влияния на конфликтующие стороны зависит от причины конфликтной ситуации, стремления к минимизации материальных и моральных издержек от противостояния, достижению согласия (разумного компромисса). В соответствии с этими целями выбираются методы воздействия (Табл. 15.2), такие как партнерство; посредничество; подавление; уступка; невмешательство.
Как правило, методы применяются последовательно по мере получения положительного эффекта или нарастания противоречий в трудовом коллективе.
а) Партнерство следует считать наиболее надежным методом управления конфликтами и стрессами в зрелом и сплоченном трудовом коллективе, который нередко в России называют «командой», а в Японии - «семьей».
Характерными признаками партнерских отношений поведения в конфликтной ситуации являются:
признание и учет различий интересов, позиций и взглядов сторон на самых ранних стадиях возникновения конфликтной ситуации;
своевременное выявление сущности конфликтной ситуации, частичное или полное признание справедливости различных точек зрения и согласование позиций сторон на основе достижения взаимных уступок;
совместный поиск самими сторонами конфликтной ситуации способов сближения интересов и решения противоречивых проблем в целях достижения согласия или временного компромисса;
Таблица 15.2.