Добровольная социальная ответственность
Перед своими работниками | Перед потребителями продукции, работ и услуг | Перед обществом в целом |
1. Благоприятные условия труда и быта на производ-стве как условие роста производительности труда. 2. Непрерывное обучение и повышение квалификации, способствующее качеству продукции и услуг. 3. Долгосрочный (пожиз-ненный) наем основного состава фирмы (25-30 %). | 1. Реализация товаров определенным слоям населения по сниженным (оптовым) ценам. 2. Участие в создании инфраструктуры территории вблизи объектов производ-ства. 3. Оказание помощи администрации ресурсами в кризисных ситуациях. | 1. Расширение масштабов спонсорства, благотвори-тельной помощи и меценат-ства. 2. Применение ресурсо-сберегающих технологий, использование вторичных ресурсов. 3. Внедрение экологически чистых технологий и очистных сооружений. |
Общественные ожидания сводятся к направлению ресурсов и усилий, прежде всего, на дополнительное улучшение социальной сферы для своих работников, для жителей территории, где функционирует основное производство, для всего общества. Распределение ресурсов зависит от внутренних возможностей, но юридическая и социальная ответственность должна быть характерна как для крупных, так и малых бюджетных организаций и коммерческих компаний.
В частности для трудового коллектива могут и должны создаваться не только безопасные, но и благоприятные условия трудовой деятельности и быта работников на производстве как условие роста производительности общественного труда. Для этого направляются ресурсы на улучшение бытовых условий работников, предоставление им ведомственного жилья, оборудование детских садов и лагерей для отдыха детей, строительства санаториев и профилакториев, организации рабочих столовых, обеспечения рабочей одеждой.
Работники также могут ощутить социальную ответственность путем гарантии занятости даже при снижении спроса на продукцию, когда администрация для сохранения основного состава временно соглашается на уменьшение прибыли или сокращение рабочего дня.
Японские фирмы практикуют долгосрочный (пожизненный) наем основного состава, повышение квалификации работников путем обучения в рабочее и нерабочее время. Нередко зарубежные фирмы направляют своих работников на учебу в вузы или на стажировку в другие страны с оплатой расходов. В нашей стране часть наиболее квалифицированных и перспективных работников направляются в высшие учебные заведения с оплатой за обучение по ученическим договорам с обязанностью отработать в должности определенное время, как правило, около пяти лет или возвратить сумму оплаты.
Добровольная социальная ответственность проявляется также в организации социальных магазинов, где для определенных слабо защищенных категорий населения реализуются продукты по сниженным (оптовым) ценам, такие же услуги могут оказываться своим работникам.
Активная производственная деятельность на определенной территории побуждает направлять часть ресурсов и усилий трудового коллектива в интересах местного населения, например, принимать участие в создании социальной инфраструктуры территории в виде ведомственных поликлиник, дворцов культуры и клубов, стадионов и спортивных площадок.
Нередко руководство оказывает помощь местной администрации ресурсами в частности, для реставрации исторических памятников, пополнения музеев и библиотек, озеленения территории, выделения транспортных средств при массовых общественных мероприятиях, а также мобилизации людских и материально-технических ресурсов при ликвидации стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Российская традиция благотворительной помощи в современных условиях превращается в расширение трех видов добровольных социальных услуг: спонсорства, благотворительности и меценатства. Каждая из них связана с сиюминутными расходами в надежде на будущее получение определенных преимуществ.
Спонсорство представляет собой выделение существенных финансовых и материально-технических средств отдельным массовым культурным или спортивным мероприятиям, которые пользуются широким социальным спросом. Фактически спонсорство является рекламой не определенного товара на рынке, а всей коммерческой компании, которая вкладывает свои средства, показывает широкой общественности свою социальную значимость и создает имидж на рынке.
Примерами спонсорской деятельности служат участие в обеспечении массовых спортивных мероприятий, поддержка футбольных клубов, помощь театральным и другим творческим коллективам, связи коммерческих компаний с детскими домами, школами для одаренных детей.
Благотворительность - это оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается, характеризуется сравнительно меньшими средствами для помощи отдельным людям или группам людей. Источником благотворительности является человеческое сострадание. Примерами благотворительных акций являются гуманитарные акции, в частности жителям Донбасса, помощь детям для проведения сложных операций, как правило, в зарубежных клиниках.
Меценатство - это бескорыстная и безвозмездная помощь искусству, науке и культуре, строительство библиотек, музеев, театров. Своим происхождением слово обязано реальному историческому лицу. Гай Цильний Меценат – знатный римский вельможа, который оказывал помощь талантливым поэтам и писателям, преследуемым властью.
Одним из главных социальных требований к бизнесу в современных условиях становится рациональное использование природных ресурсов и создание условий для их восстановления. По данным аналитиков разведанных запасов природных минерально-сырьевых ресурсов на земле осталось на 30-50 лет.
Общественная значимость предпринимательской деятельности проявляется при внедрении ресурсосберегающих технологий, новых материалов и видов энергии, позволяющих сохранить равновесие в окружающей природной среде. Ценность представляет инновационная деятельность в области экологии и охраны окружающей среды.
Определенный вклад бизнес вносит в оздоровление среды обитания местного населения и материальной поддержки нуждающихся в социальной помощи. Примерами социального вклада являются промышленная переработка отходов производства и использование вторичных ресурсов, заготовка местной сельскохозяйственной продукции и ее реализация по доступным ценам, открытие центров фирменной торговли, ярмарок и выставок-продаж по льготным ценам.
Наличие мощных людских, материально-технических и финансовых ресурсов позволяет бизнесу функционировать социально-ответственно, несмотря на некоторое сокращение прибыли и повышение цены за счет включения дополнительных затрат в себестоимость продукции. При этом необходимы контроль за целевым использованием выделяемых ресурсов и умение качественно решать социальные проблемы силами и средствами самой коммерческой компании.
В конце XX века заметное влияние на ответственность бизнеса перед обществом оказывают нарастающие экологические проблемы, разрешение которых требует объединения усилий всех слоев населения и финансовых ресурсов всех стран.
Вопросы для проверки уровня знаний:
1. Методы государственного регулирования рыночных отношений.
2. Объекты, направления и органы охраны социальных интересов.
3. Сущность двух подходов к ответственности организации.
4. Аргументы за социальную ответственность.
5. Аргументы против социальной ответственности.
6. Юридическая ответственность организации перед работниками.
7. Ответственность организации перед потребителями и обществом в целом.
8. Добровольная социальная ответственность перед работниками.
9. Социальная ответственность перед потребителями.
10. Добровольная социальная ответственность организации перед обществом в целом.