Объекты, направления и органы охраны социальных интересов

Объекты охраны

Работники организации Потребители товаров Государство в целом
     

Направления охраны

Безопасность условий труда; требуемая квалификация должностных лиц; профилактика травматизма и аварийности; защита от администра-тивного произвола. Соответствие товаров стандартам качества; соблюдение правил тор-говли; наличие обязательного ассортимента товаров; соблюдение культуры обслуживания. Постановка на учет, сбор налогов и сборов; начисление штрафов и пени; возбуждение процедуры банкротства; возмещение нанесенного ущерба.

Специальные государственные органы

Инспекция труда Торговая инспекция Налоговая инспекция    
     

Налоговая инспекция имеет право постановки предприятий на налоговый учет, сбора налогов и сборов, начисления штрафов и пени, возбуждения процедуры банкротства, возмещения нанесенного материального, финансового и экологического ущерба.

Соблюдение общепринятых правил поведения на рынке организаций различных форм собственности (бюджетных, коммерческих, общественных), а также каждой отдельной личности становится непременным условием эффективного социально-экономического развития общества, функционирующего в условиях рыночных отношений, и создания условий для гарантированной социальной защиты интересов населения.

Существуют две различные точки зрения на ответственность субъектов рынка [21, с. 144]. Согласно одной из них субъекты рынка считаются ответственным, если их деятельность не приводит к нарушениям действующего законодательства и норм государственного регулирования экономики. Такую ответственность относят к юридической ответственности, а за допущенные отклонения и нарушения законодательства предусмотрены соответствующие санкции.

Согласно другой точке зрения, субъекты рынка в дополнение к ответственности экономического характера могут и должны дополнительно учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников и окружающую среду. Поэтому кроме достижения экономических интересов они должны также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем своих работников, потребителей и общества в целом. Сторонники этой точки зрения считают, что демонстрация высоких экономических показателей и добровольный вклад в решение социальных проблем позитивно отражается на положении субъектов рынка в общественном мнении и конкурентоспособности, хотя и связана с некоторыми дополнительными издержками.

Противоположные по своему характеру взгляды опираются на определенные аргументы. В пользу социальной ответственности субъектов рынка приводятся следующие аргументы:

формирование привлекательного образа субъекта рынка способствует получению высоких экономических показателей в долгосрочной перспективе, несмотря на краткосрочные издержки, связанные с определенными социальными действиями;

в обществе, более благополучном с социальной точки зрения, благоприятнее условия хозяйственной деятельности и одновременно снижается необходимость в жестком государственном регулировании социально-экономических процессов;

любая коммерческая компания располагает значительными людскими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, часть которых следовало бы передать на социальные нужды работников и решения социальных проблем в обществе;

индивидуальные члены общества и коммерческие компании своим поведением и социальной ответственностью должны укреплять моральные основы общества, способствующие соблюдению законности и саморегулированию.

Достаточно обоснованы и аргументы против дополнительной социальной ответственности субъектов рынка:

решение социальных проблем является функцией государственных и муниципальных учреждений и служб, которые функционируют на налоговые поступления и должны наиболее рационально использовать выделяемые на социальные нужды ресурсы;

наилучшим опытом решения социальных проблем обладают специалисты социальной сферы, так как неквалифицированное вмешательство недостаточно подготовленных людей приводит к неоправданным затратам;

средства, дополнительно направляемые на социальные нужды, являются для субъектов рынка издержками, которые, в конечном счете, переносятся на потребителей в виде повышения цен на продукцию, работы и услуги;

недостаточный уровень прозрачности расходования средств, выделяемых на социальные нужды, по сравнению с контролем экономических показателей хозяйственной деятельности.

Таким образом, ответственность субъектов рынка включает как юридическую ответственность, так и добровольную дополнительную социальную ответственность, ибо общественность ожидает от субъектов рынка не только демонстрации высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей общества.

Соотношение этих двух сторон ответственности субъектов рынка складывается непросто и противоречиво, особенно в период перехода к рыночным отношениям. Действуя в условиях свободной рыночной экономики, субъекты рынка должны опираться на общепризнанный этический фундамент, позволяющий согласовывать личные, групповые и общественные интересы.

Отсутствие такого морального саморегулирования приводит к необходимости усиления государственного контроля экономики, то есть там, где рынок этически недостаточно ориентирован, возникает потребность большего правового регулирования и наоборот.

Опыт показывает, что вместе с усилением мер государственного регулирования экономики резко снижается экономическая эффективность социально-экономического развития. И наоборот, административное регулирование приводит к повышению юридической ответственности субъектов рынка и снижению негативных социально-экономических последствий, в том числе теневой экономики и коррупции.

Наши рекомендации