Эволюция взглядов на распределение ресурсов
Практическая деятельность по достижению поставленных целей связана с распределением и использованием ресурсов, необходимых для полного и качественного решения каждой задачи. Ресурсное обеспечение деятельности бюджетных организаций и коммерческих компаний имеет существенные различия.
В бюджетной сфере государство одновременно выступает и как заказчик, и как потребитель, и как инвестор. Каждая бюджетная организация получает от учредителя целевые и, как правило, ограниченные ресурсы, поэтому основными задачами ее руководства становятся рациональное распределение ресурсов между подразделениями с учетом общественных приоритетов, организация целевого и экономного их использования.
Коммерческая компания на конкурентном рынке действует на свой страх и риск, при этом в соответствии с решением руководителя могут использоваться собственные, а также привлекаемые ресурсы, включая арендованные административные и производственные помещения, технику и оборудование по договорам лизинга, банковские кредиты, государственные инвестиции и т.д.
Достаточность ресурсов для выполнения заданных социальных задач бюджетными организациями и самостоятельно выбранных задач на конкурентном рынке коммерческими компаниями, а также рациональное распределение ресурсов становятся исходными данными для дальнейших действий органов управления.
Известно, что процесс управления в условиях рынка обычно представляется [21, с. 72] в виде четырех функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникаций и принятием решения. Бесспорно, прежде чем совершать какие-либо практические действия руководству бюджетной организации и коммерческой компании необходимо тщательно продумать, а при необходимости и документально оформить план действий, включающий, прежде всего, изыскание необходимых ресурсов и их распределение для достижения целей.
Формально по взглядам А. Файоля планирование является начальной функцией управления. Вместе с тем основу управления составляет решение руководителя, в том числе и по распределению ресурсов. За качество решения и последствия его реализации руководитель несет персональную ответственность. Поэтому взаимосвязь процессов принятия решения и планирования, а также сущность и содержание планирования в теории менеджмента рассматривается неоднозначно.
По современным взглядам процесс выработки и принятия управленческого решения должен предшествовать процессу планирования и являться основой для разработки плана действий. Поэтому решение руководителя должно быть оперативным, чтобы предоставить необходимое время для качественного планирования, к которому подключается аппарат управления. План в самом общем смысле слова - это "образ чего-либо, модель будущего, система мер, направленная на достижение поставленных целей" [64, с. 76].
На практике процесс планирования можно рассматривать с двух позиций. В узком смысле планирование это детализация решения руководителя по этапам и срокам выполнения работ, конкретным исполнителям и выделяемым ресурсам. При этом разработанные планом меры, особенно по различным вариантам будущих действий и распределению ресурсов, могут так и не доходить до стадии реализации.
В то же время существует расширенный вариант представлений о процессе планирования, который обусловлен процессным подходом к управлению, предложенным А. Файолем. В частности, он рассматривал управление как серию непрерывных взаимосвязанных действий. По его словам "управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать [21, с. 71].
В частности, В.А. Горемыкин [16, с. 76] как один из ведущих специалистов в области планирования также ориентируется на расширенный вариант планирования и утверждает, что: "Планирование - это процесс разработки и последующего контроля за реализацией плана и его корректировки в соответствии с изменяющимися условиями". То есть в процесс планирования включается также контроль и устранение отклонений от первоначального порядка действий в зависимости от изменений условий обстановки.
Вместе с тем в научных взглядах на планирование деятельности коммерческих компаний в условиях рынка исторически сложились две крайности (Табл. 8.1) в виде отрицания необходимости планирования или его идеализации. Кроме двух крайних тенденций на практике применялись также ряд временных или экспериментальных подходов, в результате которых постепенно были выработаны устойчивые взгляды на роль и место планирования как в коммерческих компаниях, так и на уровне государственных (муниципальных) органов управления в различных условиях.
Исторически первый взрыв научного и практического интереса к управлению связан с публикацией в 1911 г. книги Фредерика У. Тейлора "Принципы научного управления". В начале ХХ века Америка оказалась практические единственной страной, где не существовало государственного регулирования в бизнесе, человек не был связан с происхождением и национальностью, мог проявить трудолюбие и компетентность, реализовать свои способности. Поэтому на первом этапе капиталистических отношений созрели условия для проявления предпринимательской инициативы и быстрого роста темпов производства.
Сочетание рыночной свободы с недостаточно насыщенным товарами рынком позволило в этот период резко повысить производительность труда и даже в определенной мере реализовать идею Адама Смита (1723-1790) о саморегулировании поведения продавцов и покупателей под действием "невидимой руки рынка" в виде естественного колебания цены на ресурсы и готовую продукцию.
Таблица 8.1.