Экономики, права и технологий
ЛИХАЦКИЙ В.И.
УЧЕБНИК
МЕНЕДЖМЕНТ
Гатчина
Рекомендован методическим советом Государственного института экономики, финансов, права и технологий в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Менеджмент"
Рецензенты:
Р.Н. Авербух, заведующий кафедрой менеджмента Государственного института экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, профессор.
О.А. ГРУНИН, профессор кафедры экономики и финансов Государственной полярной академии, Заслуженный экономист РФ, доктор экономических наук, профессор.
Я.А. МАРГУЛЯН, профессор кафедры социологии Санкт-Петербургского Государственного финансово-экономического университета, доктор социологических наук, профессор.
ЛИХАЦКИЙ В.И. Менеджмент. Учебник. – ГИЭФПТ, г. Гатчина, 2017. – 301 с.
В учебнике в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения по направлению «Менеджмент» рассмотрены основы и технологии управления социально-экономическими процессами в условиях рыночных отношений.
Раскрыты основные результаты накопленного отечественного и зарубежного опыта управления на различных уровнях.
Учебник предназначен для бакалавров, магистров, аспирантов и преподавателей вузов и практических работников управления коммерческими организациями.
Оглавление
Стр.
Введение......……………………………………………………………..….6
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента........................................10
Глава 1. Тенденции социально-экономического развития......................10
1.1. Коллективная трудовая деятельность................................................10
1.2. Бюджетные организации и коммерческие компании.......................15
1.3. Трансформация терминологии в условиях рынка.............................20
Глава 2. Эволюция теории и практики управления.................................28
2.1.Либеральный подход в управлении производством.........................28
2.2. Социальные эксперименты в экономике ХХ века............................33
2.3.Научное управление производством..................................................36
Глава 3. Административная теория менеджмента...................................43
3.1. Предпосылки административного управления.................................43
3.2. Сущность теории идеальной бюрократии Макса Вебера................47
3.3. Научные основы административного менеджмента........................50
Глава 4. Человеческий фактор в управлении...........................................60
4.1. Концепция человеческих отношений................................................60
4.2. Поведенческий подход в управлении................................................68
4.3. Сочетание методов побуждения и принуждения в менеджменте...71
Глава 5. Оптимизация в менеджменте......................................................74
5.1. Количественные методы оптимизации управленческих решений.74
5.2. Оптимизация социальных отношений в условиях рынка...............80
5.3. Подходы в менеджменте.....................................................................85
Раздел 2. Функции менеджмента...............................................................90
Глава 6. Функции менеджмента................................................................90
6.1. Природа управленческих процессов..................................................90
6.2. Содержание функций менеджмента..................................................94
6.3. Функции государства в условиях рынка..........................................101
Глава 7. Разработка и принятие управленческих решений...................109
7.1. Процесс разработки решения............................................................109
7.2. Технология принятия решений в коммерческой компании...........115
7.3. Способы повышения эффективности реализации решений..........121
Глава 8. Планирование как функция менеджмента...............................128
13.1. Эволюция взглядов на распределение ресурсов...........................128
8.2. Методы и модели распределения ресурсов.....................................135
8.3. Программно-целевое планирование в условиях рынка..................141
Глава 9. Организационная структура коммерческой компании...........146
9.1. Сущность и содержание понятия организация...............................146
9.2. Требования к структуре коммерческой компании..........................153
9.3. Типы организационных структур.....................................................158
Глава 10. Контроль как функция менеджмента.....................................170
10.1. Понятие и виды контроля...............................................................170
10.2. Технология контроля в коммерческой компании.........................176
10.3. Способы повышения эффективности контроля............................184
Раздел 3. Социальное взаимодействие в коммерческой сфере.............191
Глава 11. Социальное партнерство в сфере труда.................................191
11.1. Сущность и принципы социального партнерства.........................191
11.2. Система достижения социального согласия в обществе..............195
11.3. Механизм реализации принципов социального партнерства......199
Глава 12. Социальная ответственность субъектов рынка.....................207
12.1. Два подхода к ответственности в рыночных условиях................207
12.2. Юридическая ответственность субъектов рынка.........................212
12.3. Добровольная социальная ответственность..................................220
Глава 13. Мотивация как функция менеджмента..................................227
13.1. Источники активности трудового поведения человека...............227
13.2. Мотивация предпринимательской деятельности..........................233
13.3. Способы и средства стимулирования инновационного труда....240
Глава 14. Коммуникации в менеджменте...............................................250
14.1. Виды обмена информацией и их характеристика.........................250
14.2. Эффективность и этика деловых коммуникаций..........................256
14.3. Проблемы в деловых коммуникациях и пути их разрешения.....263
Глава 15. Управление конфликтами и стрессами..................................273
15.1. Процесс развития конфликтных действий....................................273
15.2. Причины и методы управления конфликтами и стрессами.........278
15.3. Способы предупреждения и разрешения конфликтов.................288
Заключение................................................................................................292
Список использованной литературы.......................................................297
Введение
Научно-технический прогресс оказал решающее влияние на темпы социально-экономического развития и состояние мирового сообщества на рубеже веков. Главной предпосылкой устойчивого социально-экономического развития в условиях внедрения новой техники и современных инновационных технологий становится не столько физическое напряжение усилий людей, а качество управленческих процессов.
Экономически развитые страны мира, умело используя рыночные механизмы хозяйственной деятельности, обеспечили высокое качество жизни населения за счет предпринимательской инициативы, внедрения инновационных технологий и роста производительности общественного труда.
Россия вступила на путь рыночных преобразований в конце века, то есть почти на сто лет позже других стран мира. Переход к рынку завершился пока созданием смешанной экономики, когда две трети трудоспособного населения работает в коммерческой сфере, а также построением "дикого капитализма американского типа", который вызывает все более растущее социальное напряжение в российском обществе из-за неоправданного социального расслоения населения и невиданного размаха коррупции.
В течение ХХ века усилиями ведущих ученых мира и инженеров-практиков разработаны научные основы менеджмента как науки и практики управления деятельностью коммерческих компаний в условиях рыночных отношений. Основным переводным научным трудом по основам менеджмента считается учебник М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури [39]. Освоение основ рыночной науки и практики в России происходит преимущественно путем механического копирования зарубежного, преимущественно американского опыта, что обусловило появление многих проблем.
Во-первых, обучение студентов технологии управления в условиях рыночных отношений осуществляется по материалам, переведенным на русский язык из американских учебников с идеализацией так называемых "школ менеджмента". В результате произошла механическая замена понятия "управление" на термин "менеджмент", а их отличия друг от друга не берутся во внимание. Основная причина такого явления связана с обобщенным понятием "организация", тогда как в российской практике объективно существуют бюджетные организации и коммерческие структуры (общества, товарищества, фирмы, корпорации, компании и т. д), условия деятельности которых имеют существенные различия.
Во-вторых, идентичность понятий "управление" и "менеджмент" привела к обоснованию возможности получения прибыли бюджетными организациями и даже органами государственной и муниципальной власти, а также местного самоуправления, что стало "научной основой" невиданного расхищения в России бюджетных средств и коррупции в органах власти.
В-третьих, продолжается тенденция создания в стране унитарных предприятий и государственных компаний, которые условно относят к коммерческим, хотя по существу такими они не являются, так как собственность остается в руках государства (муниципалитета) и передается им лишь на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Следовательно такие "гибридные" структуры ни перед не отчитываются и не отвечают по своим обязательствам по сравнению с коммерческими компаниями, созданными учредителями "на свой страх и риск", в то же время такие структуры создают препятствия для активной рыночной конкуренции.
В-четвертых, недооценивается скандинавский опыт строительства "капитализма с человеческим лицом", основанным на рыночных отношениях с применением мер их государственного регулирования путем внедрения принципов социального партнерства с сфере труда и социальной ответственности бизнеса.
В-пятых, замалчивается несовершенство действующего рыночного законодательства, в частности действующая плоская шкала налогообложения физических лиц, как источник невиданного социального расслоения российского общества и угроза социального взрыва, а также безнаказанность расхищения национального богатства страны.
В этих условиях неразумно не замечать дальнейшее недопустимое социальное расслоение и растущее недовольство большинства населения последствиями сформировавшегося в России дикого капитализма с жиреющими олигархическими структурами и развалом реального производства, произволом многочисленных коррумпированных чиновников, нищетой и фактическим бесправием большинства граждан страны.
В данном учебном материале с учетом многолетнего педагогического опыта автора предпринята попытка органически соединить теорию и практику социально ориентированного рыночного хозяйства с реализацией принципа социальной справедливости. Материал изложен в трех разделах.
В первом разделе "Теоретические основы менеджмента" обобщена история развития и творческого использования накопленного международного опыта, сформулированы основы взаимосвязанного комплекса отраслей научных наук "менеджмент-маркетинг-логистика".
Выявлены внутренние особенности и принципиальные различия процессов управления бюджетными организациями и руководства деятельностью коммерческих предприятий, компаний, корпораций, фирм (в дальнейшем коммерческих компаний). Обоснованы задачи представителей органов власти по созданию условий для роста производительности общественного труда в условиях цивилизованного рынка и соблюдения принципа законности.
Второй раздел "Технология менеджмента" раскрывает основные функции рыночного механизма ведения хозяйственной деятельности, включая прогнозирование, разработку и принятие решений, планирование, организацию, контроль, контроллинг, содержатся научно-практические рекомендации органам управления по управленческим технологиям в условиях рынка.
В третьем разделе "Социальное взаимодействие в коммерческой сфере" включает важнейшие механизмы достижения социального согласия в обществе, такие как социальная ответственность субъектов рынка, социальное партнерство в сфере труда, коммуникации, мотивация и управление конфликтами.