Экономики, права и технологий

ЛИХАЦКИЙ В.И.

УЧЕБНИК

МЕНЕДЖМЕНТ

Гатчина

Рекомендован методическим советом Государственного института экономики, финансов, права и технологий в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Менеджмент"

Рецензенты:

Р.Н. Авербух, заведующий кафедрой менеджмента Государственного института экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, профессор.

О.А. ГРУНИН, профессор кафедры экономики и финансов Государственной полярной академии, Заслуженный экономист РФ, доктор экономических наук, профессор.

Я.А. МАРГУЛЯН, профессор кафедры социологии Санкт-Петербургского Государственного финансово-экономического университета, доктор социологических наук, профессор.

ЛИХАЦКИЙ В.И. Менеджмент. Учебник. – ГИЭФПТ, г. Гатчина, 2017. – 301 с.

В учебнике в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения по направлению «Менеджмент» рассмотрены основы и технологии управления социально-экономическими процессами в условиях рыночных отношений.

Раскрыты основные результаты накопленного отечественного и зарубежного опыта управления на различных уровнях.

Учебник предназначен для бакалавров, магистров, аспирантов и преподавателей вузов и практических работников управления коммерческими организациями.

Оглавление

Стр.

Введение......……………………………………………………………..….6

Раздел 1. Теоретические основы менеджмента........................................10

Глава 1. Тенденции социально-экономического развития......................10

1.1. Коллективная трудовая деятельность................................................10

1.2. Бюджетные организации и коммерческие компании.......................15

1.3. Трансформация терминологии в условиях рынка.............................20

Глава 2. Эволюция теории и практики управления.................................28

2.1.Либеральный подход в управлении производством.........................28

2.2. Социальные эксперименты в экономике ХХ века............................33

2.3.Научное управление производством..................................................36

Глава 3. Административная теория менеджмента...................................43

3.1. Предпосылки административного управления.................................43

3.2. Сущность теории идеальной бюрократии Макса Вебера................47

3.3. Научные основы административного менеджмента........................50

Глава 4. Человеческий фактор в управлении...........................................60

4.1. Концепция человеческих отношений................................................60

4.2. Поведенческий подход в управлении................................................68

4.3. Сочетание методов побуждения и принуждения в менеджменте...71

Глава 5. Оптимизация в менеджменте......................................................74

5.1. Количественные методы оптимизации управленческих решений.74

5.2. Оптимизация социальных отношений в условиях рынка...............80

5.3. Подходы в менеджменте.....................................................................85

Раздел 2. Функции менеджмента...............................................................90

Глава 6. Функции менеджмента................................................................90

6.1. Природа управленческих процессов..................................................90

6.2. Содержание функций менеджмента..................................................94

6.3. Функции государства в условиях рынка..........................................101

Глава 7. Разработка и принятие управленческих решений...................109

7.1. Процесс разработки решения............................................................109

7.2. Технология принятия решений в коммерческой компании...........115

7.3. Способы повышения эффективности реализации решений..........121

Глава 8. Планирование как функция менеджмента...............................128

13.1. Эволюция взглядов на распределение ресурсов...........................128

8.2. Методы и модели распределения ресурсов.....................................135

8.3. Программно-целевое планирование в условиях рынка..................141

Глава 9. Организационная структура коммерческой компании...........146

9.1. Сущность и содержание понятия организация...............................146

9.2. Требования к структуре коммерческой компании..........................153

9.3. Типы организационных структур.....................................................158

Глава 10. Контроль как функция менеджмента.....................................170

10.1. Понятие и виды контроля...............................................................170

10.2. Технология контроля в коммерческой компании.........................176

10.3. Способы повышения эффективности контроля............................184

Раздел 3. Социальное взаимодействие в коммерческой сфере.............191

Глава 11. Социальное партнерство в сфере труда.................................191

11.1. Сущность и принципы социального партнерства.........................191

11.2. Система достижения социального согласия в обществе..............195

11.3. Механизм реализации принципов социального партнерства......199

Глава 12. Социальная ответственность субъектов рынка.....................207

12.1. Два подхода к ответственности в рыночных условиях................207

12.2. Юридическая ответственность субъектов рынка.........................212

12.3. Добровольная социальная ответственность..................................220

Глава 13. Мотивация как функция менеджмента..................................227

13.1. Источники активности трудового поведения человека...............227

13.2. Мотивация предпринимательской деятельности..........................233

13.3. Способы и средства стимулирования инновационного труда....240

Глава 14. Коммуникации в менеджменте...............................................250

14.1. Виды обмена информацией и их характеристика.........................250

14.2. Эффективность и этика деловых коммуникаций..........................256

14.3. Проблемы в деловых коммуникациях и пути их разрешения.....263

Глава 15. Управление конфликтами и стрессами..................................273

15.1. Процесс развития конфликтных действий....................................273

15.2. Причины и методы управления конфликтами и стрессами.........278

15.3. Способы предупреждения и разрешения конфликтов.................288

Заключение................................................................................................292

Список использованной литературы.......................................................297

Введение

Научно-технический прогресс оказал решающее влияние на темпы социально-экономического развития и состояние мирового сообщества на рубеже веков. Главной предпосылкой устойчивого социально-экономического развития в условиях внедрения новой техники и современных инновационных технологий становится не столько физическое напряжение усилий людей, а качество управленческих процессов.

Экономически развитые страны мира, умело используя рыночные механизмы хозяйственной деятельности, обеспечили высокое качество жизни населения за счет предпринимательской инициативы, внедрения инновационных технологий и роста производительности общественного труда.

Россия вступила на путь рыночных преобразований в конце века, то есть почти на сто лет позже других стран мира. Переход к рынку завершился пока созданием смешанной экономики, когда две трети трудоспособного населения работает в коммерческой сфере, а также построением "дикого капитализма американского типа", который вызывает все более растущее социальное напряжение в российском обществе из-за неоправданного социального расслоения населения и невиданного размаха коррупции.

В течение ХХ века усилиями ведущих ученых мира и инженеров-практиков разработаны научные основы менеджмента как науки и практики управления деятельностью коммерческих компаний в условиях рыночных отношений. Основным переводным научным трудом по основам менеджмента считается учебник М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури [39]. Освоение основ рыночной науки и практики в России происходит преимущественно путем механического копирования зарубежного, преимущественно американского опыта, что обусловило появление многих проблем.

Во-первых, обучение студентов технологии управления в условиях рыночных отношений осуществляется по материалам, переведенным на русский язык из американских учебников с идеализацией так называемых "школ менеджмента". В результате произошла механическая замена понятия "управление" на термин "менеджмент", а их отличия друг от друга не берутся во внимание. Основная причина такого явления связана с обобщенным понятием "организация", тогда как в российской практике объективно существуют бюджетные организации и коммерческие структуры (общества, товарищества, фирмы, корпорации, компании и т. д), условия деятельности которых имеют существенные различия.

Во-вторых, идентичность понятий "управление" и "менеджмент" привела к обоснованию возможности получения прибыли бюджетными организациями и даже органами государственной и муниципальной власти, а также местного самоуправления, что стало "научной основой" невиданного расхищения в России бюджетных средств и коррупции в органах власти.

В-третьих, продолжается тенденция создания в стране унитарных предприятий и государственных компаний, которые условно относят к коммерческим, хотя по существу такими они не являются, так как собственность остается в руках государства (муниципалитета) и передается им лишь на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Следовательно такие "гибридные" структуры ни перед не отчитываются и не отвечают по своим обязательствам по сравнению с коммерческими компаниями, созданными учредителями "на свой страх и риск", в то же время такие структуры создают препятствия для активной рыночной конкуренции.

В-четвертых, недооценивается скандинавский опыт строительства "капитализма с человеческим лицом", основанным на рыночных отношениях с применением мер их государственного регулирования путем внедрения принципов социального партнерства с сфере труда и социальной ответственности бизнеса.

В-пятых, замалчивается несовершенство действующего рыночного законодательства, в частности действующая плоская шкала налогообложения физических лиц, как источник невиданного социального расслоения российского общества и угроза социального взрыва, а также безнаказанность расхищения национального богатства страны.

В этих условиях неразумно не замечать дальнейшее недопустимое социальное расслоение и растущее недовольство большинства населения последствиями сформировавшегося в России дикого капитализма с жиреющими олигархическими структурами и развалом реального производства, произволом многочисленных коррумпированных чиновников, нищетой и фактическим бесправием большинства граждан страны.

В данном учебном материале с учетом многолетнего педагогического опыта автора предпринята попытка органически соединить теорию и практику социально ориентированного рыночного хозяйства с реализацией принципа социальной справедливости. Материал изложен в трех разделах.

В первом разделе "Теоретические основы менеджмента" обобщена история развития и творческого использования накопленного международного опыта, сформулированы основы взаимосвязанного комплекса отраслей научных наук "менеджмент-маркетинг-логистика".

Выявлены внутренние особенности и принципиальные различия процессов управления бюджетными организациями и руководства деятельностью коммерческих предприятий, компаний, корпораций, фирм (в дальнейшем коммерческих компаний). Обоснованы задачи представителей органов власти по созданию условий для роста производительности общественного труда в условиях цивилизованного рынка и соблюдения принципа законности.

Второй раздел "Технология менеджмента" раскрывает основные функции рыночного механизма ведения хозяйственной деятельности, включая прогнозирование, разработку и принятие решений, планирование, организацию, контроль, контроллинг, содержатся научно-практические рекомендации органам управления по управленческим технологиям в условиях рынка.

В третьем разделе "Социальное взаимодействие в коммерческой сфере" включает важнейшие механизмы достижения социального согласия в обществе, такие как социальная ответственность субъектов рынка, социальное партнерство в сфере труда, коммуникации, мотивация и управление конфликтами.


Наши рекомендации