Тест № 2. Бизнес как экономические отношения

Согласны ли Вы со следующими утверждениями:

1. Бизнес - это деловые отношения на микро и макро уровнях.

а) Да

б)Нет

2. Экономика имеет стратегию и тактику развития.

а) Да

б) Нет

3. Цели субъектов деловых отношений определены их
интересами.

а) Да

б)Нет

4. Бизнес - противоречивое явление. В нем проявляются
противоречия между людьми, каждый из которых, вступая в сделку,
отстаивает не только свои частные, эгоистические интересы, но и
интересы общества, так как вне общества его деятельность
невозможна.

а) Да

б) Нет

5. Общественные интересы в бизнесе проявляются в
стремлении предпринимателей максимизировать свои доходы.

а) Да

б) Нет

6. Эгоистические интересы в бизнесе проявляются в стремлении
предпринимателей удовлетворить потребности конечного
пользователя.

а) Да

б) Нет

7. Деловые интересы содержат две противоположные
тенденции: конкуренции и интеграции.

а) Да

б) Нет

8. Разрешение противоречия в бизнесе между частным и
общественным состоит в то, что работать на себя бизнесмен
может лишь работая на других. Но и работать на других, забыв о
себе, он не может.

а) Да

б) Нет

9. Частная и общественная стороны бизнеса в одинаковой
степени выражают природу деловых отношений.

а) Да

б) Нет

10. Общественные притязания в сфере бизнеса обусловлены
необходимостью постоянного обмена меду участниками деловых
отношений.

а) Да

б) Нет

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тест № 3. Субъекты бизнеса и основные виды деятельности в сфере

Бизнеса

Согласны ли Вы со следующими утверждениями:

1. Предприниматель является носителем прав и
ответственности за использование произведенного им товара.

а) Да

б)Нет

2. Предпринимательский бизнес характеризуется тем, что
предприниматель берется за производство всего, в чем нуждаются
члены общества.

а) Да

б)Нет

3. Частная собственность на предметы потребления и услуги
является основой предпринимательского бизнеса.

а) Да

б)Нет

4. Предприниматели являются участниками потребительского
бизнеса.

а) Да

б)Нет

5. Частная собственность на средства производства является
основой потребительского бизнеса. (Нет )

а) Да

б)Нет

6. Потребительский бизнес отражает заинтересованность всех
граждан в конечных результатах производства.

а) Да

б)Нет

7. Личный доход, получаемый в ходе выполнения должностных
обязанностей, является деловым интересом наемных работников.

(Да)

а) Да

б)Нет

8. Деловой интерес государства состоит в осуществлении
общественно необходимых проектов.

а) Да

б) Нет

9. Государство является участником деловых отношений.
Деловой интерес государственных органов не отличается от
интересов других субъектов.

а) Да

б) Нет

10. Общественная собственность на средства производства
составляет основу государственного бизнеса.

а) Да

б) Нет

Кейс №1. «Теремок русские блины»

Компания «Теремок - русские блины» - новичок на московском рынке фаст-фуд - «выросла» из фирмы, специализировавшейся на торговле электроникой, бытовой техникой. Владелец компании Михаил Гончаров так радикально переориентировал свой бизнес после августа 1998 года. Первый «Теремок» он открыл в апреле 1999 года. Уже через несколько месяцев Гончаров чувствовал себя на новом рынке настолько уверенно, что решил завоевать со своим проектом еще и Санкт-Петербург.

До того как в 1995 году Михаил Гончаров создал собственную торговую фирму, он почти три года работал сейлз-менеджером в компании «Радиоимпорт», специализировавшейся на оптовой торговле аудио- и видеотехникой. За это время недавний выпускник математического факультета МГУ приобрел достаточный опыт и коммерческие связи, чтобы создать свое предприятие - «Торговый дом «Эластика».

Когда он основал компанию, больших перспектив в торговле электроникой и бытовой техникой для новичков уже не было, он изначально предполагал, что для него этот бизнес будет способом заработать деньги для более серьезного дела. Впрочем, в торговле у Гончарова дело пошло весьма успешно. Он поставлял технику во многие крупные московские универмаги, начал выходить на региональных продавцов. В начале 1998 года среднемесячный оборот компании составлял $200 тыс.

Все переменил август 1998 года. За считанные дни вследствие скачков курса доллара Гончаров потерял около $250 тыс. После этого желания и сил на то, чтобы продолжать торговый бизнес, просто не осталось. Но были заработанные в успешные годы деньги, которые Гончаров решил вложить в какое-нибудь новое начинание. Михаил решил создать сеть точек быстрого питания, причем с настоящей русской кухней, об этом он подумывал еще до кризиса. «Позднее, перейдя от идеи к планированию, Я понял, что фаст-фуд - это действительно выгодно, - говорил Михаил Гончаров. - В этом бизнесе на один вложенный рубль можно получить пять. Хотя обороты здесь не такие, как в торговле техникой, зато норма прибыли гораздо выше: в первом случае на товар накидывается в среднем 20 - 30%, во втором -300%».

Выбор формы бизнеса - сеть передвижных киосков фаст-фуд - был обусловлен как финансовыми возможностями, так и личными предпринимательскими интересами. «Я подсчитал, что на те деньги, которые у меня есть, я могу открыть десяток киосков или одно-два кафе,

- рассказывает Михаил Гончаров. - Кафе или ресторан - это локальный
бизнес, привязанный к конкретному месту. Хороший доход он будет
давать при наличии круга постоянных посетителей. К тому же в Москве
все хорошие места уже раскуплены. Вообще, чтобы открыть
стационарное предприятие, нужно оформить и согласовать с городской
администрации примерно 30 документов. Киоск поставить быстрее и
проще, к тому же он дает бизнесу мобильность. Я мог бы при
необходимости переместить точку в другое место. Если бы в Москве
вдруг приняли решение о закрытии всех киосков, просто перевез бы
свой бизнес куда-нибудь в регионы». Михаил Гончаров решил
предложить москвичам самый, что ни на есть национальный продукт -
блины с разнообразными начинками. Причем готовиться они должны
прямо на глазах покупателей. В фаст-фуд никто ничего подобного не
делал, попыталось «Русское бистро», но они прогадали на
приготовлении: использовали замороженное тесто, а это ухудшает вкус.

Концепция нового предприятия была продумана к октябрю 1998 года. «Материнская» компания - «ТД «Эластика» - продолжала свое существование, собирая остатки задолженностей с магазинов и распродавая складские запасы. Но ее будущее закрытие по окончании всех операций было уже предрешено. Вместе с 29-летним директором за новое дело взялись пять менеджеров из «Эластики», которых Гончаров убедил в перспективности идеи. Предприятие решили назвать «Теремок

- Русские блины».

Проработка проекта шла по четырем основным пунктам: основными отличиями от конкурентов должны были стать торговая марка, оригинальный вкус продукта, цена и обслуживание. Специалистам был заказан архитектурный проект киоска-«теремка». Гончаров хотел сделать оформление точки в хорошо узнаваемом москвичами неорусском стиле, который был популярен в городе в начале века (Ярославский вокзал, Исторический музей.).

Особое внимание уделили рецептуре и технологии приготовления блюд. На эту работу ушло почти два месяца. Михаил Гончаров даже пару раз съездил во Францию, чтобы познакомиться с западным опытом «блинопечения». «Я считал, что мой продукт должен быть столь высокого качества, чтобы никто другой не смог сделать лучше», -говорит он.

Концепция «Русских блинов» была проработана вплоть до стиля общения продавцов с покупателями. Михаил Гончаров не хотел отставать от гигантов фаст-фуд вроде McDonald's, которые тщательно следят за этим. В «Теремке» к клиентам следует обращаться так: «Сударь-сударыня, чего изволите?».

В декабре 1998 года Гончаров сотоварищи занялись поиском поставщиков оборудования для изготовителей киосков. Тогда же на базе Никулинского бараночного комбината подготовили производственный цех, в который вложили примерно $15 тыс. К февралю 1999 года были готовы три «теремка», каждый из которых обошелся $12 тыс. Первые блины продали в конце месяца «на выезде» - на городском праздновании масленицы. В последствии для раскрутки марки Михаил Гончаров время от времени вывозил новые «теремки» на другие московские развлекательные мероприятия.

«На якорь» первый киоск стал в начале апреля 1999 года. К августу на московских улицах работали четыре «точки». Продажи пошли настолько хорошо, что за это короткое время первые киоски окупились и начали приносить хоть и небольшой, но доход. Один «теремок», поставленный на «проходном» месте, может продавать около 200 порций в день, а это месячный оборот $3,5-5 тыс.

Цены на продукт Михаил Гончаров постарался установить немного ниже (на 10 - 20%), чем у конкурентов (к числу которых он, например, относит «Стефф Холдберг»). Однако стоит отметить, что себестоимость блинов гораздо ниже, чем хот-догов «Стефф Холдберг», что даёт возможность ценового манёвра для «Русских блинов».

Компания «Маркон-Экспресс», владеющая самой большой в Москве сетью киосков фаст-фуд «Стефф Холдберг», наблюдает за «Русскими блинами», как за любым потенциальным конкурентом, хотя новички на рынке вряд ли смогут увести часть их постоянных клиентов. Рынок уличного фаст-фуда в Москве далеко не заполнен, поэтому каждый, кто предложит качественный продукт, может рассчитывать найти своих потребителей.

Пока компания «Теремок-Русские блины» - развивающееся предприятие малого бизнеса (10 человек в офисе и 24 повара-продавца). Но к концу года планируется довести количество «теремков» в Москве до десяти. Успешное начало позволило Михаилу взять первые кредиты на развитие в размере $120 тыс. Он задумал также распространить свой бизнес на вторую столицу - Санкт-Петербург. В мае Гончаров предложил создать совместную фирму своим бывшим партнерам из питерского филиала «Торгового дома «Эластика». Так появилась компания «Теремок - Северо-запад», в которой Михаилу Гончарову принадлежат 70% акций. Работа начнется в начале сентября - к открытию готовы три точки в торговых павильонах города. В Санкт-Петербурге это будут не «теремки» - здесь московский стиль не проходит, - но в оформлении киосков сохранятся основные элементы фирменного стиля. В Москве же к этому времени откроются еще два «теремка».

«Пока у «Теремка» мало точек в Москве, но уже сейчас для этого предприятия могут возникнуть так называемые проблемы роста, связанные прежде всего с увеличением численности продавцов. Как только продавцов становится более 30, нужно создавать систему их подготовки, разрабатывать новые методы работы с персоналом. Дальнейшее развитие компании во многом будет зависеть именно от этого. Михаил Гончаров тоже считает работу с растущим штатом продавцов первой настоящей проблемой своего бизнеса. В ближайшее время в офисе компании должен появиться менеджер по персоналу. Одновременно Гончаров планирует дальнейшее развитие компании: он намерен переводить бизнес на рельсы франчайзинга. Директор «Теремка» считает, что в ближайшие месяцы настолько отработает свою «блинную» технологию, что ее можно будет предложить на продажу. «Я не нацелен на то, чтобы развивать бизнес исключительно собственными силами, - говорит Гончаров. - Сам многое не сделаешь. К тому же для желающих попробовать себя в новом бизнесе проще приобрести готовую технологию, нежели изобретать что-то оригинальное самому». Михаил Гончаров сейчас настолько увлекся своей ролью отечественного производителя, что уже с некоторым смущением вспоминает те времена, когда он просто перепродавал чужой товар.

ВОЗМОЖНЫЕ ВОПРОСЫ К КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ

1) Какие, по вашему мнению, факторы повлияли на выбор формы
бизнеса Михаила Гончарова

2) Каким еще бизнесом мог заняться Гончаров

3) Стали ли бы Вы вкладывать деньги в сеть ресторанов быстрого
питания и почему.

ГЛАВА 3. СРЕДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Тест № 4. Среда бизнеса

Согласны ли Вы со следующими утверждениями:

1. Среда бизнеса это стабильная совокупность факторов,
существующих вне хозяйствующего субъекта.

а) Да

б) Нет

2. Макросреда включает в себя состояние экономики, состояние
культуры в обществе, институты рынка, научно - технический
прогресс, физическое или географическое положение страны,
политические факторы и оказывает прямое воздействие на
деятельность хозяйствующего субъекта.

а) Да

б) Нет

3. Микросреда включает в себя поставщиков, покупателей,
конкурентов, наемных работников, профсоюзы, оказывает косвенное
воздействие на деятельность хозяйствующего субъекта.

а) Да

б) Нет

4. Международная среда оказывает влияние на хозяйствующего
субъекта рынка через импортеров, иностранные инвестиции,
совместные предприятия, многонациональные корпорации.

а) Да

б)Нет

5. Законы и государственные органы оказывают прямое
воздействие на деятельность фирмы.

а) Да

б) Нет

6. В качестве контрагентов выступают: кредитор - заемщик,
продавец - покупатель, работодатель - наемный работник.

а) Да

б) Нет

7. Экономическая обстановка обусловливает предварительную
оценку покупательского спроса, больший или меньший объем
денежных средств в обществе, доступность кредитов для развития
бизнеса, наличие свободных рабочих мест.

а) Да

б) Нет

8. Социально-культурная среда не оказывает влияния на
деятельность конкретной фирмы.

а) Да

б) Нет

9. Институты рынка включают в себя банки, биржи, страховые
компании, учебные заведения, транспортные и консультационные
фирмы, фирмы обеспечивающие выход в Интернет, фирмы,
обеспечивающие коммунальные услуги.

а) Да

б) Нет

10. В международной среде проявляются интегративные
свойства бизнеса: создаются совместные предприятия, реализуются
прямые инвестиции в экономику других стран, открывается доступ
на рынки других стан.

а) Да

б) Нет

11. Законный бизнес основан на необходимости учета интересов
всех многообразных субъектов экономики. Но гарантиями учета
этих интересов правила и нормы быть не могут.

а) Да

б) Нет

12. Моральные принципы могут выступать критериями
оправданности и справедливости взаимоотношений.

а) Да

б) Нет

13. Правовые документы всегда не противоречат друг другу.

а) Да

б) Нет

14. Политика и рынок - это две независимые общественные
системы.

а) Да

б) Нет

15. Обязательно ли политика создает общие, социальные
условия жизнедеятельности людей.

а) Да

б) Нет

Кейс №2. «Неудача программы кабельного телевидения Си-Би-

Эс»

«Кабельный канал» телевидения корпорации Си-би-эс предназначал свои программы для телезрителей, которые предпочтут смотреть не развлекательную серию «Ладья любви», а «Макбета» в исполнении Королевского шекспировского театра. Руководители канала считали, что подборка высококачественных пьес, концертов, опер, танцевальных и прочих художественных передач привлечет скромную, но верную группу зрителей, ищущих альтернативу привычным программам телесетей. Руководство Си-би-эс рассчитывало, что, несмотря на свою малочисленность, аудитория эта будет формироваться из людей состоятельных, а значит и привлечет рекламодателей.

Среди программ «Кабельного канала» были и передачи с участием знаменитых музыкантов, и драматические постановки с участием прославленных актеров, и интервью с выдающимися деятелями литературы и искусства. «Изюминкой» канала были танцевальные программы в постановке видных хореографов современности. Критика горячо хвалила программы Си-би-эс. С энтузиазмом принял открытие канала и мир искусства, деятели которого приветствовали возможность лишний раз появиться на телеэкране и увеличить число своих зрителей. Однако через год после открытия «Кабельного канала» корпорация Си-би-эс объявила о прекращении передач. Предприятие обернулось

финансовой катастрофой. При подведении итогов оказалось, что убытки составили более 30 млн. долл.

Зрители, как правило, восхищались на редкость прекрасными постановками. Но, несмотря на это ожидаемой мощной поддержки со стороны рекламодателей не последовало. Канал начал работать в период экономического спада, когда ассигнования на рекламу у многих фирм оказались ограниченными и фирмы тратили деньги очень осторожно.

Еще одна серьезная для Си-би-эс проблема заключалась в существовании конкурирующих кабельных каналов с аналогичной программной направленностью на ту же самую ограниченную зрительскую аудиторию. Одним из таких конкурентов был канал «Искусство» корпорации Эй-би-си, другим - телецентр под названием «Браво», третьим - «Развлекательный канал». Два последних не принимали рекламу и существовали за счет абонентской платы, которую подписчики вносили в дополнение к обычному ежемесячному взносу за пользование кабельной системой. А вот канал «Искусство» -подобно Си-би-эс - рассчитывал на поддержку рекламодателей. Одно время руководство «Кабельного канала» Си-би-эс подумывало о введении абонентской платы. Однако большинство семейств, подключенных к кабельным системам, уже являлись подписчиками как минимум одного телецентра, причем либо канала передач по искусству, либо киноканала. Аналитики «Кабельного канала» Си-би-эс пришли к заключению, что в связи с периодом экономического спада найдется очень немного зрителей, готовых вносить дополнительную плату за дополнительную подписку. Создалось положение, когда малочисленная аудитория и немногочисленные рекламодатели оказались раздробленными между чересчур большим числом каналов.

Конкуренция с другими каналами вызывала рост издержек. Поскольку за желанными драматическими постановками, балетами и прочими программами охотились сразу несколько каналов, выросла стоимость приобретения авторских прав. Растущие издержки вынудили Си-би-эс развернуть собственное производство программ, а это начинание тоже потребовало больших расходов. Собственные постановки «Кабельного канала», как и прочие транслировавшиеся им программы отличались высоким качеством и роскошью. Однако зачастую у телезрителей был выбор из нескольких заманчивых возможностей, причем не всегда в рамках только телевидения. К примеру, однажды канал показал свой оригинальный вариант стоившей больших денег постановки «Пиратов Пензанса» как раз перед выходом на широкий экран киноверсии этого произведения. Так что, несмотря на свое высокое качество и высокую стоимость, самостоятельные

постановки «Кабельного канала» Си-би-эс не принесли ему поддержки ни со стороны рекламодателей, ни со стороны аудитории.

ВОЗМОЖНЫЕ ВОПРОСЫ К КЕЙСУ

1) Постарайтесь дать свое обоснование причин неудачи
«Кабельного канала» Си-би-эс

2) Перечислите основные факторы среды бизнеса, повлиявшие на
неудовлетворительные результаты деятельности «Кабельного канала»
Си-би-эс

3) Действие, каких из перечисленных в ответе на вопрос-2
факторов можно было бы локализовать, а каких нужно было
предугадать.

4) Попробуйте сформулировать рекомендации для канала Си-би-эс,
по предотвращению повторения подобных ситуаций

ГЛАВА 4. СИСТЕМА БИЗНЕСА

Тест № 5. Система бизнеса

Согласны ли Вы со следующими утверждениями:

1. Суверенитет субъектов бизнеса не является необходимым
условием их участия в бизнесе, но позволяет предпринимателям и
потребителям самостоятельно осуществлять сделки.

а) Да

б)Нет

2. Система бизнеса обладает интегративными качествами,
благодаря которым деловые отношения являются целостным
образованием.

а) Да

б) Нет

3. Суверенитет субъектов бизнеса означает их полную
независимость от других в принятии деловых решений.

а) Да

б)Нет

4. Консенсус интересов означает взаимные обязательства всех
участников бизнеса не нарушать суверенитета своих контрагентов.
Эти обязательства формируются в процессе развития и
постоянного воспроизведения деловых отношений на началах
взаимной выгоды сторон.

а) Да

б) Нет

5. Потребность каждого субъекта бизнеса в постоянном
воспроизведении своего социально-экономического интереса
реализуется посредством установления консенсуса интересов.
Суверенитет и консенсус обусловливают друг друга.

а) Да

б) Нет

6. Системный характер бизнеса оказался естественным
препятствием краха и распада рыночной экономики, которые
предсказывались теоретиками перехода от капитализма к
коммунизму.

а) Да

б) Нет

7. Развитие бизнеса влечет за собой усиление общественных
связей.

а) Да

б) Нет

8. Бизнес не является саморегулирующейся системой.

а) Да

б) Нет

9. Деловые отношения возникают только при условии, что
предприниматель находит неудовлетворенные потребности членов
общества и производит продукты, способные восполнить
недостающее. Конкуренция с другими производителями заставляет
искать способы улучшения качества продукции, удешевления её.
Поэтому конкуренция и взаимный учет интересов являются
внутренними импульсами развития бизнеса.

а) Да

б) Нет

10. Бизнес, как системное явление, способен к самосохранению и
саморазвитию.

а) Да

б) Нет

Наши рекомендации