Функции налогов, принципы построения налоговой системы.

Налог - это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1.Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2.Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3.Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

4.Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):

-налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;

-размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;

-время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;

-каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

1.Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

2.Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

3.Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

4.Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

5.Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

6.Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

7.Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

8.Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

9.Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

10.Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

11.Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

12.Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

13.Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

14.Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

22. Консультативное предпринимательство (менеджмент – консалтинг)

Консультативное предпринимательство – это коммерческая платная услуга, консультация по вопросам управления. (Консалтинг)

Менеджмент консалтинга заключается в независимых советах и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблемы и дачу рекомендаций, соответствующих мер и помощи в их реализации

Консалтинговые проекты включают в себя следующие позиции:

1. Выявление проблемы

2. разработка проекта или решения

3. осуществление проекта

Методы консультирования:

· Экспортная – это когда консультация самостоятельно осуществляет диагностики, разрабатывает проект или решения, а клиент предоставляет необходимую информацию. (Пассивное)

· Процессная консультация – когда на всех этапах разработки проекта клиент и фирма активно взаимодействуют и выносит общее решение при заключении.

· Обучающее консультирование – проведение лекций, семинаров, занятий.

Функции предпринимательства

Предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций, индивидуальных предпринимателей выполняет следующие функции:

1. Общеэкономическая – объективно обусловлена ролью предпринимательства об … индивидуальных предпринимателей как субъектов рынка. Т.е. предпринимательская деятельность направлена на производство товаров, выполнения работ, оказания услуг и доведения их до потребителей.

Развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода.

2. Ресурсная – предполагает эффективное использование воспроизводимых и ограниченных ресурсов, при этом ресурсы – это все материальные и нематериальные … и факторы производства. Стремление максимизировать прибыль приводит к хищническому использованию ресурсов, может нанести вред окружающей среде и населению, поэтому возрастает роль государства. Это установление форм ответственности за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и носит двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в рациональном использовании и при этом не бережно относится к общественным ресурсам.

3. Творческо – поисковая (инновационная). Она связана с использованием в процессе деятельности новых идей с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Эта функция тесно связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательства и условиями принятия управленческих решений.

4. Социальная – это возможность каждого дееспособного гражданина быть собственником дела и возможность проявления своих индивидуальных талантов. Функция проявляется в формировании нового слоя общества – это предприимчивые люди осуществляющие самостоятельную деятельность, способные создавать собственный бизнес, умеющие преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели.

5. Организаторская – появляется в принятии самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, а также в изменении стратегии деятельности. Данная функция проявляется в быстром развитии малого и среднего бизнеса, а также в сетевом предпринимательстве и в создании народных предприятий.

6. Политическая функция. Отношения по поводу владения, пользования и распоряжения средствами производства и продуктами труда помимо имущественных и правовых аспектов всегда имели социальный, этический и политический оттенки отношений элементов внутренней и внешней предпринимательской среды.

Наши рекомендации