Методические указания по прохождению практики

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Логистика»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ

Для специальности

Логистика и управление цепями поставок»,

Специализация «Логистика в транспортных системах»

   
   
   
   
   

Омск 2010

Программа прохождения практики составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 080506 Логистика и управление цепями поставок и рабочим учебным планом по специальности 080506 Логистика и управление цепями поставок, утвержденным Ректором СибАДИ.

Составитель: Е.О.Чебакова, канд. техн. наук, доцент кафедры «Логистика»

ОБСУЖДЕНО: на заседании кафедры «Логистика» 14.09.2009, протокол № 11

ОДОБРЕНО: Научно-методическим советом специальности 080506 Логистика и управление цепями поставок 17.09.2009, протокол № 1

Содержание

Общие положения
1. Ознакомительная практика
1.1 Цели и задачи ознакомительной практики
1.2 Содержание ознакомительной практики и методические указания по сбору материала  
2.Производственная (преддипломная) практика
2.1 Цели и задачи производственной (преддипломной) практики
2.2 Содержание производственной (преддипломной) практики и методические указания по сбору материала
3. Структура и содержание отчета
4. Требования к оформлению отчета
5. Оценка итогов прохождения практики
Приложение А. Форма титульного листа отчета о прохождении практики  

Общие положения

Практика студентов в СибАДИ является составной частью образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО) и проводится в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами и графиками учебного процесса в целях приобретения студентами навыков профессиональной работы, углубления и закрепления знаний, полученных в процессе теоретического обучения.

Общая продолжительность и виды практики определяются государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки и специальностям: ознакомительная – 2 недели; производственная – 4 недели; преддипломная – 10 недель.

Ознакомительная, производственная и преддипломные практики проводятся в службах логистики и управлении цепями поставок (УЦП) предприятий промышленности, торговли и сферы услуг, а также в консалтинговых компаниях логистического профиля, логистических компаниях, институциональных организациях, занимающихся деятельностью в области логистики и УЦП.

Практика, предусмотренная государственным образовательным стандартом по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок», осуществляется на основе договоров между СибАДИ и предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации предоставляют места для прохождения практики.

Студенты могут самостоятельно осуществлять поиск мест практики. В этом случае студенты представляют на кафедру ходатайство (согласие) организации о предоставлении места прохождения практики с указанием срока её проведения.

Для руководства практикой студентов назначаются руководители практики от СибАДИ (преподаватели кафедр) и от предприятий (учреждений, организаций), ответственные за организацию практики.

Руководитель практики от кафедры:

− утверждает индивидуальный план прохождения практики студента в соответствии с программой практики;

− консультирует студентов по вопросам прохождения практики и составления отчета о проделанной работе;

− проверяет качество работы студентов и контролирует выполнение ими индивидуальных планов прохождения практики;

− оказывает методическую помощь при сборе материалов;

− дает отзыв о результатах прохождения практики и визирует составленные ими отчеты по окончании практики.

Руководитель практики от организации:

− контролирует выполнение студентами правил внутреннего распорядка организации;

− обеспечивает условия для выполнения студентами программы практики;

− по окончании практики подписывает отчет студента о практике и дает отзыв (справку) о результатах прохождения практики.

Ответственный по практике от кафедры:

− формирует банк данных организаций для проведения практики;

− поддерживает связь с организациями;

− разрабатывает программы практики;

− обеспечивает проведение мероприятий, связанных с подготовкой студентов к практике;

− организует проведение практики в соответствии с программами практики;

− осуществляет подбор и согласовывает руководителей практики от организаций;

− осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и её содержанием;

− организует отчетность студентов о прохождении практики;

− организует проведение зачета по практике;

− отчитывается на кафедре и представляет письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по её совершенствованию.

Студенты при прохождении практики обязаны:

− в установленный срок явиться на место практики и приступить к ознакомлению с производством;

− добросовестно и полностью выполнять программу практики, проявлять инициативу и самостоятельность в изучении вопросов, предусмотренных программой, и в выполнении индивидуальных заданий;

− подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка;

− изучить и строго соблюдать правила техники безопасности, охраны труда, производственной санитарии, охраны природы и другие условия работы на предприятии;

− строго выполнять служебные инструкции и нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

− соблюдать правила работы с технической документацией и сохранение секретных сведений;

− активно участвовать в общественной жизни коллектива предприятия, в рационализаторской и изобретательской работе по заданию кафедры или руководителя от предприятия;

− после проверки отчета руководителями практики сдать зачет по практике.

Кафедра, организующая практику, проводит собрание со студентами, знакомит их с приказом, целью, задачами, порядком, сроками прохождения и содержания практики, правилами составления отчета и ведения дневников, сроками сдачи отчетов.

Перед началом практики студент получает программу практики, индивидуальное задание от руководителя и рабочий дневник в деканате.

При прибытии на предприятие студент обязан: представиться руководителю предприятия и ответственному за практику от предприятия, сдать в отдел кадров путевку из рабочего дневника; пройти необходимые инструктажи по технике безопасности.

На студентов, нарушивших правила внутреннего распорядка, руководители предприятия могут наложить взыскания и сообщить об этом ректору института.

ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Содержание производственной (преддипломной) практики и методические указания по сбору материала

При прохождении производственной практики студентам необходимо собрать данные о деятельности предприятия следующего характера:

1. общая характеристика предприятия;

2. положение предприятия на отраслевом рынке;

3. финансовое состояние предприятия

4. организационная структура предприятия, место службы логистики в оргструктуре предприятия;

5. общая характеристика развития логистики на предприятии;

6. подробная характеристика одной-двух логистических функций, выполняемых на предприятии;

7. структура и состав основных средств, используемых для выполнения отдельных логистических операций;

8. информационные технологии, применяемые для управления логистической деятельностью;

9. результаты анализа эффективности логистической деятельности предприятия;

10. профессионально-квалификационная структура персонала службы логистики и формы оплаты труда;

11. корпоративная культура предприятия;

Общую характеристику предприятия целесообразно сформировать по следующим пунктам:

− история создания и развития предприятия;

− организационно-правовая форма;

− местоположение;

− общественное мнение, имидж;

− обязательства перед обществом;

− обязательства перед сотрудниками;

− обязательства перед акционерами.

Целесообразно также изучить формы плановых и отчетных документов, обратив особое внимание на формы государственной отчетности.

При анализе положения предприятия на отраслевом рынке необходимо собрать следующую информацию о предприятии:

− основной вид деятельности;

− номенклатура выпускаемой продукции, оказываемых услуг;

− характеристика грузовых (товарных) потоков по годам, месяцам, дням;

− характеристика погрузочно-разгрузочных пунктов;

− география рынков сбыта продукции (услуг);

− наиболее крупные поставщики;

− основные потребители продукции (услуг);

− основные конкуренты;

− конкурентная стратегия предприятия;

− наиболее актуальные проблемы;

− перспективы развития.

Анализ финансового состояния предприятия выполняется путем сравнения за ряд лет следующих показателей:

− балансовая прибыль;

− валовая прибыль;

− себестоимость производства продукции (услуг);

− рентабельность производства, основных фондов;

− коэффициенты ликвидности и т.п.

Эти данные можно получить из отчетов предприятия или из бухгалтерских балансов. При нежелании работников предприятия предоставить эти данные студенту оценка финансового состояния производится экспертно.

Изучение организационной структуры предприятия включает:

− исследование структуры управления предприятием;

− определение состава и функций основных производственных подразделений;

− определение взаимосвязей подразделений предприятия;

− анализ положений о подразделениях и должностных инструкций работников.

При изучении организационной структуры предприятия следует определить место службы (отдела или отделов) логистики предприятия, ее основные функции, численность персонала, занятого в службе логистики предприятия, распределение обязанностей между ними.

Давая общую характеристику развития логистики на предприятии, следует проанализировать:

− ключевые и поддерживающие логистические функции, которые выполняются на предприятии;

− функциональные области приложения логистических действий (операций и функций), которые выделены на предприятии;

− состав логистических цепей, которые выстраиваются на предприятии для доведения партий продукции до потребителей;

− логистическую систему предприятия или логистические системы, в которые включено предприятие.

Если на предприятии создана логистическая система, и оно является «хозяином» этой системы, то следует рассмотреть особенности логистического администрирования на предприятии.

В ходе прохождения практики на предприятии студенту необходимо дать подробную характеристику одной-двух логистических функций, выполняемых на предприятии. Выбор логистических функций осуществляется в зависимости от профиля предприятия, его отраслевой принадлежности, особенностей его производственной деятельности и доступности информации для студентов. Ниже приводится примерный круг вопросов, которые могут быть рассмотрены при анализе логистической деятельности предприятия.

Характеризуя логистическую функцию «управление закупками материальных ресурсов», следует обратить внимание на следующие вопросы:

− как осуществляется планирование и контроль поступлений материальных ресурсов (МР);

− как организуется закупка МР, как выполняется выбор поставщика, и согласуются условия договора с поставщиком;

− как организуется доставка закупки на предприятие.

− Для характеристики логистической функции «управление процедурами заказов» следует рассмотреть, как на предприятии производится

− прием заказов, предварительная обработка информации и финансовых потоков, и передача заказа;

− конфигурирование заказа;

− размещение заказа;

− ведение документооборота при обработке заказов;

− выбор вида транспорта и перевозчика для доставки заказа потребителям;

− разработка графиков отправки заказов;

− послепродажный сервис.

Для характеристики функции логистики «поддержка производственных процедур» необходимо рассмотреть логистическую деятельность в производстве:

− как производится планирование потребности в МР, незавершенном производстве (НП), готовой продукции (ГП) внутри производственного цикла и складской системы производственного предприятия;

− как определяется и контролируется время технологического цикла;

− как определяются и оптимизируются операционные логистические издержки в производстве ГП;

− как организуется работа внутрипроизводственной складской системы и внутрипроизводственного транспорта предприятия;

− как производится оптимизация и управление запасами МР, НП и ГП на всех уровнях внутрипроизводственной складской системы и технологическом процессе производства;

− как осуществляется внутрипроизводственное распределение МР, НП и ГП;

− какая информационная и техническая поддержка применяется для обеспечения процессов управления внутрипроизводственными материальными потоками;

− как организовано использование вторичных МР, потерь от брака, отходов производства.

Характеризуя управление распределением продукции, следует обратить внимание на следующее:

− как построена распределительная сеть;

− как осуществляется координация и интеграция взаимодействия звеньев распределительной сети;

− как производится физическое распределение в распределительной сети;

− как осуществляется управление качеством логистического сервиса.

Для характеристики логистической функции «управление запасами» следует проанализировать

− как определяется потребность в МР в целях создания запасов;

− какая система управления запасами выбрана на предприятии;

− как определяются характеристики поставок;

− как осуществляется контроль запасов.

Характеризуя логистические функции «складирование» и «грузопереработка», необходимо рассмотреть

− как сформировано складское хозяйство;

− как организован процесс грузопереработки на складе;

− как организовано управление логистическим процессом на складе.

Для характеристики логистической функции «транспортировка» важными являются следующие вопросы:

− организация транспортировки;

− управление транспортным процессом;

− обеспечение транспортировки (обеспечение программы по обслуживанию и ремонту подвижного состава, страхование транспортных рисков, таможенное оформление грузов, планирование инвестиций в транспортную инфраструктуру подвижной состав).

Анализ структуры и состава основных средств, используемых для выполнения отдельных логистических операций, следует проводить следующим образом:

− определить состав активных и пассивных производственных фондов, используемых для выполнения отдельных логистических операций;

− оценить степень их использования и степень соответствия требованиям производственной программы предприятия;

− определить структуру парка подвижного состава, складского и других видов оборудования, задействованных на предприятии для выполнения конкретных логистических функций;

− определить динамику основных технико-эксплуатационных показателей, характеризующих использование парка транспортных средств, оборудования и др. фондов;

− исследовать систему амортизационных отчислений, действующую на предприятии.

Анализ информационных технологий, применяемых для управления логистической деятельностью, в ходе прохождения производственной практики может быть произведен экспертно применительно к отдельным функциональным областям, выделенным на предприятии. Если информация об информационных технологиях и программном обеспечении, используемых на предприятии, является доступной для студента, он может подробно рассмотреть данную задачу практики.

Анализ эффективности логистики на предприятии производится на основе системы показателей:

− общие логистические издержки;

− качество логистического сервиса;

− продолжительность логистических циклов;

− производительность;

− возврат инвестиций в логистическую инфраструктуру.

При определении профессионально-квалификационной структуры персонала целесообразно распределить персонал по степени участия в производственном процессе и изучить следующее:

− формы оплаты труда, преимущественно используемые для каждой из категорий работников;

− уровень производительности труда работников и система его оценки;

− систему формирования (заимствования) норм труда;

− основные причины нерационального использования рабочего времени;

− резервы роста производительности труда;

− систему повышения квалификации персонала.

Следует также дать характеристику корпоративной культуры предприятия, в частности, оценить:

− стиль руководства;

− наличие традиций;

− степень уважения работников к истории предприятия;

− взаимоотношения в коллективе;

− наличие неформальных групп и их лидеров;

− степень использования социально-психологических методов управления.

На основании полученной в ходе производственной практики информации студент должен сделать собственные выводы о степени развития логистики на предприятии, об ее эффективности, уровне интегрированности логистических процессов, о наиболее целесообразных управленческих решениях, которые обеспечили бы повышение эффективности логистики предприятия, являющегося местом прохождения практики. Если эти выводы и предложения кажутся студенту достаточно обоснованными и оригинальными, можно представить свои рекомендации и предложения работникам предприятия.

Студент выполняет также индивидуальное задание, которое он получает от руководителя практики - преподавателя кафедры.

По результатам практики составляется отчет, структура которого определяется вышеназванными задачами в соответствии с методическими указаниями по сбору материала. В отчет включаются и результаты выполнения индивидуального задания.

Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки, и, как правило, студенты направляются на те же предприятия, где они проходили производственную практику, либо по месту будущего трудоустройства по специальности. Руководит практикой выпускающая кафедра.

Целью преддипломной практики является сбор материалов и информации, необходимых для выполнения дипломного проекта, а также закрепление теоретических знаний по специальным дисциплинам, полученным студентами в процессе обучения в академии.

Задачами преддипломной практики являются:

− получение студентами навыков деятельности логиста на предприятии;

− комплексное изучение и анализ техники, технологии, организации, планирования и управления на предприятии в соответствии с выбранной темой дипломной работы;

− сбор, обобщение и систематизация материалов для всех разделов дипломной работы.

Базой преддипломной практики является предприятие в соответствии с заключенным договором прохождения практики. Дополнительно это могут быть предприятия различных отраслей промышленности и их структурные подразделения, коммерческие организации различных организационно-правовых форм, некоммерческие организации, научно-исследовательские и проектные организации, выбранные студентом самостоятельно в установленные сроки одновременно с выбором темы и учетом мнения руководителя дипломной работы.

Студенты проходят преддипломную практику на рабочих местах в качестве логиста или его помощника, стажера в одном или нескольких подразделениях предприятия (организации) в соответствии с темой дипломной работы

Перед началом практики руководитель дипломной работы выдает студенту индивидуальное задание по преддипломной практике в соответствии с темой дипломной работы, утвержденной на заседании кафедры, и объектом исследования.

Руководитель дипломной работы определяет общую схему изучения объекта, дает рекомендации по изучению специальных литературных источников, консультирует студента в период прохождения практики, контролирует степень выполнения индивидуального задания и смену (при необходимости) рабочего места практиканта.

О ходе практики и выполнения разделов индивидуального задания студент периодически (не реже одного раза в неделю) информирует руководителя дипломной работы.

В процессе практики должна быть проделана вся аналитическая работа, подготовлена аналитическая часть дипломной работы и намечены основные задачи для дальнейшей разработки. Результаты своей работы студент периодически, не реже одного раза в неделю, сообщает руководителю дипломной работы, ставит перед ним вопросы, требующие разъяснения как по объему собранных данных, так и по существу выполненных расчетов и сделанных выводов.

В процессе выполнения программы практики и аналитической части дипломной работы студент должен исходить из того, что разрабатываемая им дипломная работа должна иметь практическую ценность для данного предприятия (организации), содержать элементы научного исследования и включать решение определенных задач с помощью современных методов.

В соответствии с задачами Практикистуденты должны самостоятельно изучить реальные условия работы предприятия, на котором проходила Практика, и собрать информацию по следующим направлениям:

3. Структура и содержание отчета

В конце практики студент составляет письменный отчет. Материал для составления отчета студент собирает и систематизирует в течение всей практики.

Студентпредставляетотчетпо практике не позднее пяти дней после окончания практики (включая выходные и праздничные дни) ответственному по практике от кафедры. Отчет до конца практики должен быть полностью оформлен, проверен и подписан руководителями практики от предприятия и института. К отчету прилагается характеристика на студента.

Общие требования к отчету: аккуратность оформления, четкость построения и логическая последовательность изложения, краткость и точность формулировок, конкретность изложения материала

Отчет должен содержать систематизированный материал по всем вопросам программы

Отчет по производственной практике должен включать следующие разделы:

1) титульный лист (см. приложение);

2) содержание;

3) введение;

4) основную часть;

5) заключение;

6) приложение (если необходимо).

Содержание включает наименование всех разделов, подразделов с указанием номера начальной страницы.

Во введении должны быть сформулированы цель и задачи работы, обозначен объект исследования, указаны фактические материалы, на основе которых выполнена работа, отражено краткое содержание отчета по разделам. Объем введения 2-3 страницы.

Основная часть отчета должна содержать описание предприятия, являющегося местом производственной практики, анализ его деятельности, предложения по совершенствованию организации и управления логистикой данного предприятия. Основная часть отчета составляется согласно собранным данным. Рекомендуемый объем основной части 15-20 страниц.

В заключении должны быть представлены основные выводы по результатам работы и даны рекомендации по повышению эффективности логистической деятельности предприятия, являющегося местом производственной практики. Объем заключения 2-3 страницы.

В приложении приводятся формы (образцы) документов, собранных на предприятии, вспомогательные материалы (характеристика оборудования, транспортных средств) и др.

4. Требования к оформлению отчета

Отчет составляется с соблюдением требований по оформлению дипломных, курсовых проектов и работ. Отчет должен включать в указанной ниже последовательности: титульный лист, содержание, основную часть, список использованных источников, на которые имеются ссылки в тексте, приложения. Основная часть включает разделы и подразделы, которые по составу и содержанию должны строго соответствовать программе Практики и индивидуальному заданию. В приложения можно включать вспомогательный материал, который затрагивает текст: копии документов или их отдельных частей, протоколы, акты, формы наблюдений, испытаний и обследований, статистическую информацию.

Отчет по производственной практике должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001. Страницы текста должны соответствовать формату А4 (210 × 297 мм).

Текст отчета должен быть выполнен на одной стороне листа машинописным способом или с применением печатающих и графических компьютерных устройств.

При использовании персонального компьютера рекомендуется подготовка отчета в среде Windows, редакторе Word. Параметры документа следующие: межстрочный интервал – 1,5, кегль (размер) – 14, шрифт – Times New Roman. Цвет шрифта должен быть черным. Функция переноса слов обязательна. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Нумерация страниц начинается со страницы, содержащей оглавление работы, и производится арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета, номер страницы на титульном листе не ставят. В отчете должна соблюдаться сквозная нумерация по всему тексту, включая приложения. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

Текст основной части работы подразделяется на разделы и подразделы. Каждый раздел начинается с новой станицы. Разделы должны иметь порядковую нумерацию единую в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой. Введение и заключение не нумеруются. Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела также ставится точка. Например: 2.1. (первый подраздел второго раздела). Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется.

Разделы и подразделы должны иметь наименование – заголовки, в которых кратко отражается основное содержание текста. Заголовки разделов пишутся симметрично тексту прописными (заглавными) буквами и выделяются жирным шрифтом. Заголовки подразделов пишутся с абзаца строчными буквами, кроме первой – прописной и также выделяются жирным шрифтом. Сокращенное написание и переносы слов в заголовках не допускается. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой. Подчеркивание заголовков не допускается. Расстояние между заголовками раздела (подраздела) и последующим текстом должно быть равно одинарному межстрочному интервалу (10 мм), а расстояние между заголовком подраздела и последней строкой предыдущего текста – 2-м одинарным межстрочным интервалам (15 мм).

В тексте отчета могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, ч, ь, й, ы, ъ), после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Допускаются цветные иллюстрации. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете. Документы, бланки, фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы или сканированы. Построение диаграмм осуществляется с помощью специального редактора Word.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Рисунки обозначаются словом «Рис». Если рисунок один, то он обозначается «Рис. 1». Слово «рис» и его наименование располагают посередине строки. Точка в конце названия не ставится. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой. Например, Рис. 1.1. Иллюстрации кроме наименования могут иметь пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рис» и наименование помещают после пояснительных данных. При повторной ссылке на рисунок пишут сокращенно слово «смотри», например: см. рис. 2.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рис. А.3.

Цифровой материал целесообразно оформлять в виде таблицы. Каждая таблица должна иметь заголовок, который должен быть кратким и отражать содержимое таблицы. Заголовок пишут строчными буквами, кроме первой прописной. В конце заголовка точку не ставят. Над названием справа пишется слово «Таблица» с порядковым номером арабскими цифрами в сквозном порядке в пределах всего отчета. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В. На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово «табл.» с указанием ее номера.

Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицу следует размещать так, чтобы ее можно было читать без поворота работы или же с поворотом по часовой стрелке. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При переносе таблицы, на следующей странице повторяют ее шапку и над ней помещают надпись «Продолжение табл.» с указанием номера. Если шапка таблицы громоздкая, то вместо нее в перенесенной части в отдельной строке помещают номер граф. При повторной ссылке на таблицу пишут сокращенно словосочетание «смотри таблицу», например: см. табл. 4.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее — кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

В отчете допускаются ссылки на стандарты, технические условия и другие документы. Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций отчета.

Приложение оформляется как продолжение отчета, располагается в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Нумерация разделов, пунктов, таблиц в каждом приложении своя. Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Титульный лист оформляется в соответствии с установленными требованиями (федеральное агентство, академия, факультет, кафедра, Ф.И.О. и № группы студента, место прохождения практики, руководители практики от кафедры и от предприятия, город и год). Пример оформления титульного листа приведен в приложении А.

Приложение А

ОТЧЕТ

по _______________________ практике

название практики

на ______________________________

название предприятия

Студент ____________________________________

(группа) Ф.И.О.

Руководитель практики

от академии ________________________________

(должность) Ф.И.О.

Руководитель практики

от предприятия______________________________

(должность) Ф.И.О.

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Логистика»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ

Для специальности

Наши рекомендации