Понятие и виды ненадлежащей рекламы (Лихторович)
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Недобросовестной признается реклама, которая:
- содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
- порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
- представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
- является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
- о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
- о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
- о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
- об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
- о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
- об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
- о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
- об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
- о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
- о результатах исследований и испытаний;
- о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
- о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
- об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
- о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
- о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
- об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
- о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ;
- о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
- об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Глава 3 Федерального закона "О рекламе" устанавливает также специальные требования к рекламе отдельных видов товаров (алкогольной продукции, табачных изделий, лекарственных средств, ценных бумаг и др.).
За нарушение законодательства о рекламе предусмотрена гражданско-правовая, административная, уголовная ответственность.
Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут в судебном порядке потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду, компенсацию морального вреда, а также о публичном опровержении ненадлежащей рекламы (контррекламе). Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ. Рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508. Уголовная ответственность в данной сфере предусмотрена за осуществление заведомо ложной рекламы (ст. 182 УК РФ), и наступает она в случае, когда ложный характер рекламы был очевиден виновному, но он руководствовался корыстным мотивом приобретения преимуществ за счет ложной рекламы, чем причинил значительный ущерб потребителям.
Контроль за рекламой
Государственный контроль в сфере рекламы осуществляет Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы (далее - ФАС России) (глава 5 Закона о рекламе). В частности, ФАС России в пределах своих полномочий:
1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства о рекламе;
2) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях законодательства о рекламе или по признакам таких нарушений.
ФАС России вправе возбудить дело как по своей инициативе, так и по представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям граждан или организаций.
Контроль ФАС России распространяется не только на коммерческие организации любой сферы деятельности (торговля, сфера услуг, финансовые организации и др.), но и некоммерческие. Последние, например, могут размещать социальную рекламу для достижения благотворительных и иных сходных целей.
ФАС России вправе выдать или направить в адрес нарушителя обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений (п. 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331). На основании предписания организация обязана прекратить распространение ненадлежащей рекламы. При этом выдаче предписания обязательно предшествует решение комиссии о признании рекламы ненадлежащей. Срок исполнения предписания указывается в самом документе и не может составлять менее пяти дней (ч. 4 ст. 36 Закона о рекламе). За невыполнение в установленный срок решения (предписания) комиссии ФАС России о прекращении нарушения законодательства о рекламе грозит штраф: для должностных лиц - от 12 000 до 20 000 руб., для юридических лиц - от 300 000 до 500 000 руб.
Согласно ст. 37 Закона о рекламе решение и предписание ФАС России можно оспорить в суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания. Приостановить исполнение решения, предписания может только суд.
На официальном сайте ФАС России (http://www.fas.gov.ru) размещен и постоянно пополняется большой массив решений по делам о нарушении законодательства о рекламе. Предлагаем вам ознакомиться с одним из таких решений (см. документ).