В форме добровольной сертификации - принятие декларации о соответствии

- обязательная сертификация

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации, которым могут быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Орган по сертификации: осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия; выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию; предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации; (знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту) приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Создавшие ее, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию (Министерство промышленности и торговли РФ)

Обязательное подтверждение соответствияпроводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, исключительно на соответствие требованиям технического регламента (Напр., постановлением Правительства РФ от 31 дек. 2004г № 896 утвержден перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации).

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах – в форме принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) и обязательной сертификации. Правительством РФ со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждается и ежегодно уточняется единый перечень продукции, подлежащий обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. (Постановление Правительства РФ от 01.12.2010 N 982 (в ред. Постановлений Правительства РФ от ред. от 26.07.2010) Например, обязательной сертификации подлежат: электроэнергия; шины автомобильные, автобусные; обувь резиновая, приборы весоизмерительные и т.д. Продукция, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации соответствия: вода, лед, холод; ножовки по дереву; удобрения минеральные; товары бытовой химии и т.д. При обязательном подтверждении соответствия возникает тот же вопрос, что и при лицензировании видов деятельности, - о перечне объектов, нуждающихся в таком подтверждении.

Декларирование соответствияосуществляется по одной из следующих схем:

принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона).

Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. Ими могут быть ЮЛ или ФЛ – ИП, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам включает в доказательственные материалы: протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре); предоставляет сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.

Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом. Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. (Мин-во пром-ти и энергетики)????

Оформленная заявителем в соответствии с требованиями ФЗ «О ТР» в соответствии декларация о соответствии подлежит регистрации в едином реестре деклараций о соответствии в течение трех дней. Порядок оплаты за предоставление сведений из единого реестра деклараций о соответствии определяется Правительством Российской Федерации.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации. Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом. Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Орган по сертификации: привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные испытательные лаборатории (центры); осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором; ведет реестр выданных им сертификатов соответствия; информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее; выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия; обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации; определяет стоимость работ по сертификации, выполняемых в соответствии с договором с заявителем; в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, принимает решение о продлении срока действия сертификата соответствия, в том числе по результатам проведенного контроля за сертифицированными объектами.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном ФЗ «О ТР» маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

30.Понятие конкуренции и монополии (Шлыкова)

В широком смысле слова "конкуренция" - это соревнование, состязательность между различными лицами в достижении одной и той же цели.

В предпринимательской деятельности конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В ГК РФ термин "конкуренция" используется всего два раза. В статье 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В статье 1033 предусматривается отказ пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя.

Юридическое содержание конкуренции характеризуется тремя признаками:

1) в большинстве случаев конкуренция является естественным регулятором цен на рынке;

2) конкуренция становится предпосылкой для реализации прав потребителей;

3) конкуренция есть правомерная деятельность хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.

Антиподом конкуренции является монополия. Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле термин означает "продаю один".

Монополия означает:

1) исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара;

2) особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интересах;

3) исключительное право, которое предоставляется государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности.

В юридической литературе выделяют:

а) "чистые" монополии, контролирующие 100% рынка;

б) ведущие фирмы, контролирующие более 50% рынка;

в) "сильные" олигополии - несколько фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара.

В юридической литературе встречается и другая классификация монополий:

а) Естественная монополи, где по условиям, независящим от воли людей и государства, иное состояние рынка, кроме монополии, невозможно и нецелесообразно (напр. ж/д перевозки);

б) Легальная монополия – образуется на законном основании и официально защищены от конкуренции (патенты, авторские права, торговые знаки);

в) Искусственная монополия – объединения хозяйствующих субъектов, образуемое для получения монополистических выгод. Это преднамеренное изменение структуры рынка: создание барьеров для вхождения на рынок новых предпринимателей, ограничение доступа к источникам сырья и энергоносителям и др. искусственная монополия образуется в виде картелей, синдикатов, трестов, концернов.

Типы монополии:

1) временная (предприятие впервые предложило потребителям совершенно новую продукцию);

2) государственная (эмиссия наличных денег, экспорт и импорт отдельных видов товаров, например, экспорт необработанных алмазов, производство и оборот этилового спирта);

3) естественная (функционирует только тогда, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект).

Вопрос 31. Монополистическая деятельность: понятие, виды. (Ширнина)

Под монополистической деятельностью понимается - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции").

Монополистическая деятельность изначально определялась в законодательстве как правовая категория, а именно как правонарушение, т.е. противоправное, виновное действие (бездействие) субъектов предпринимательства (группы лиц), причиняющее вред и влекущее применение мер юридической ответственности.

Противоправность всякого правонарушения заключается в нарушении норм объективного права и субъективных прав других лиц. Действия, подпадающие под монополистическую деятельность, считаются противоправными, если они нарушают предписания или запреты, установленные нормами антимонопольного законодательства, которые носят комплексный характер (т.е. нормами конституционного, гражданского, административного и уголовного права). Бездействие является противоправным, если лицом добровольно не исполняется обязанность, возложенная на него нормой антимонопольного законодательства.

Монополистическая деятельность нарушает как частные, так и публичные права и интересы. Прежде всего, данное правонарушение посягает на субъективные права отдельных лиц - права предпринимателей и потребителей на рынке. Указанным лицом может быть причинен имущественный вред в виде убытков. Нарушая права и законные интересы отдельных субъектов предпринимательства, а также потребителей (частные права и интересы), монополистическая деятельность наносит вред публичным правам и интересам, т.е. государству и обществу в целом. Он заключается в посягательстве на правопорядок в сфере конкуренции, т.е. нарушении правил конкуренции, которые определяются в основном нормами законодательства и обычаями делового оборота.

Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:
1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке. В зависимости от характера злоупотребления могут проявляться в следующих формах:

- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

- изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

- установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

- создание дискриминационных условий;

- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

- нарушение установленного законодательством порядка ценообразования;
2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Так, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

- экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

- навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

- экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

- сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

- созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

- установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Кроме того, запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции, если иное не установлено законом.

Вопрос 33.Естественные монополии. (Чепрасов)

Монополии называются естественными, потому что их формирование, функционирование и развитие на рынке определенных товаров происходит объективно, в силу не зависящих от воли и сознания людей специфических свойств, присущих этим товарам, работам и услугам.

Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы). Сюда относятся также целые базовые отрасли производственной инфраструктуры, которым свойственно особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Зачастую наличие естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства.

Значение естественных монополий, а следовательно, и правового регулирования их деятельности детерминировано местом естественных монополий в народном хозяйстве. Они, как правило, служат базой всей экономики, играют ключевую роль в формировании издержек производства и цены любого товара, в повышении или, напротив, понижении благосостояния людей.

У естественных монополий есть крайне опасная оборотная сторона, являющаяся — возможность, господствовать в соответствующих рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную диктатуру рыночной власти. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в сферах естественных монополий государственной собственности и государственным регулированием. Как правило, применяются оба пути ограничения естественных монополий.

Фундаментальное значение в ней имеет Федеральный закон от 17 августа 1995 г. ФЗ О естественных монополиях.

Особенность нормативно-правовой основы естественных монополий состоит: в том, что в ее состав входят законы и иные нормативные акты, принимаемые не только федеральными органами государственной власти, но и субъектами Российской Федерации по вопросам, которые находятся в их исключительном ведении или в совместном ведении с Российской Федерацией.

Федеральным законом О естественных монополиях выделена и регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

В отношении некоторых сфер специальные нормативные правовые акты, (ФЗ О связи, О почтовой связи +Федеральный закон Об энергосбережении.

Одну сторону участников этих отношений представляет субъект естественных монополий — хозяйствующий субъект, занятый производством и (или) реализацией товаров в условиях естественной монополии. В качестве хозяйствующих субъектов могут быть только юридические лица.

Федеральный закон О естественных монополиях регулирует только ту деятельность предпринимателей — субъектов естественных монополий, которая непосредственно относится к естественным монополиям. Но эти же субъекты могут заниматься и другим предпринимательством, на которое ФЗ не распространяется и в котором они участвуют не как субъекты естественных монополий, а как обыкновенные, хозяйствующие субъекты.

Назначение государственно-правового регулирования — соблюсти, а при необходимости уравновесить баланс их интересов. Законодательство должно обеспечить, с одной стороны, реальную доступность реализуемых субъектами естественных монополий товаров для потребителей, а с другой — эффективное, безубыточное, прибыльное функционирование самих субъектов естественных монополий. Кроме субъектов естественных монополий и потребителей в общественных отношениях, которые возникают на рынке товаров естественных монополий, участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти СРФ и ОМС.

Регулирование.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

СРФ, могут создавать свои аналогичные органы, которые в ходе осуществления своих полномочий взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий и их территориальными органами, а также федеральными антимонопольными органами.

Государственные органы СРФ по регулированию естественных монополий не входят в систему федеральных органов исполнительной власти. в настоящее время государственное регулирование, контроль и надзор в сферах естественных монополий сосредоточены в двух руководимых Правительством РФ федеральных органах исполнительной власти — ФСТ России и ФАС России. ФАС России, осуществляет контроль за исполнением антимонопольного законодательства всеми субъектами социального общения, в том числе субъектами естественных монополий.

ФСТ регулирует не только деятельность субъектов естественных монополий, но и осуществляет правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен(тарифов) на товары (услуги)... и контроль за их применением, за исключением тех, что относятся к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти

Основной участок регулирующего воздействия ФСТ — естественные монополии. Она стала сейчас единственным ФОИВ по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий≫

Важное полномочие ФСТ — формирование и ведение Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.

Цель Реестра — определение (установление) цен (тарифов) и осуществление контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).

Важно соблюдать установленные процедуры рассмотрения вопросов введения, изменения или прекращения регулирования субъекта естественной монополии. В частности, при рассмотрении органом регулирования естественной монополии этих вопросов вправе присутствовать представитель данного субъекта естественной монополии. О дате рассмотрения субъект естественной монополии должен быть уведомлен заранее соответствующим. По решению органа регулирования может быть проведена независимая экономическая экспертиза.

Решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования либо об отказе по внесенному предложению принимаются не позднее шести месяцев со дня поступления предложения. При этом отказ или частичный отказ от принятия внесенного предложения должен быть мотивирован.

Методы регулирования: 1) применение ценового регулирования, осуществляемого посредством определения цен или их предельного уровня. 2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии.

Цель контроля — добиться проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности естественных монополий.

Наши рекомендации