Место предпринимательского права в системе права России: основные подходы.
Место предпринимательского права в системе права России: основные подходы.
Существуют различные точки зрения на сущность предпринимательского права. Два основных подхода:
– цивилистический, сторонники которого не рассматривают предпринимательское право в качестве самостоятельной отрасли права. Предпринимательское право – это подотрасль гражданского права, имеющая своим предметом частные предпринимательские отношения. Необходимость регламентированного публично-правового вмешательства в сферу частных отношений не требует оформления специальной правовой отрасли, поскольку нормы частного и публичного права имеют разноот-раслевой характер. Они могут быть объединены в комплексном нормативном акте (в том числе предпринимательском кодексе), но лишь как в специальном по отношению к ГК РФ законе. Возможность субсидиарного применения общих норм гражданского права в процессе регулирования предпринимательских отношений, свидетельствующая о единстве частноправового регулирования, одно из главных отличий указанного подхода;
– хозяйственно-правовой, в соответствии с которым предпринимательское право признается самостоятельной отраслью права, имеющей своим предметом не определенного рода общественные отношения, а предпринимательскую деятельность. Одни отношения с учетом их природы регулируются нормами частного права, а другие – нормами публичного права.
Выделение отраслей права возможно по различным основаниям. Наиболее часто отрасли права выделяются исходя из двух основных критериев: предмета правового регулирования и метода правового регулирования.
В п. 1 ст. 2 ГК прямо установлено, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Таким образом, предпринимательское право не имеет самостоятельного предмета регулирования, а также метода правового регулирования.
Поэтому более обоснованным представляется, что предпринимательское право является подотраслью гражданского права и не может быть отделено от него.
Законодатель исходит не из объективного критерия выделения предпринимательской деятельности как предмета правового регулирования самостоятельной отрасли права, а из субъектного признака – участия в гражданских отношениях предпринимателя. Следовательно, предпринимательское право не является самостоятельной отраслью права, это составная часть гражданского права, специальное изучение которой вызвано практическим интересом.
Таким образом, возможно сформулировать определение предпринимательского права как совокупности общих и специальных норм гражданского права, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (предпринимательские отношения), основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Требования, предъявляемые государством к предпринимательской деятельности.
Требования, предъявляемые к ПД, содержаться в различных НПА. Гос регулирование ПД осуществляется в интересах различных субъектов. Субъектами такого интереса предстают государство, выступающее от имени общества в целом. Требования можно классифицировать в зависимости от адресата, к которому они предъявляются. Например можно выделить требования, предъявляемые к юр лицам, ип, финансово-промышленным группам. Классифицировать требования можно и исходя из характера деятельности. Специфические требования предъявляются при осуществлении банковской, страховой, инвестиционной деят-ти. Так же выделяют требования в зависимости от стадии осуществления деятельности: регистрация, получение лицензии, постановка на учет в гос органах. В процессе хозяйствования предприниматели должны соблюдать нормы природопользования, санитарии, антимонопольные требования, по ведению делопроизводства, требования в сфере ценообразования, по утилизации отходов, ведению бухгалтерского отчета, соблюдению норм технического реграментов и др требования к качеству продукции, пожарной безопасности и др. На стадии реализации результатов необходимо выполнить финансовые обязательства перед государством посредством уплаты налогов и налоговых платежей, представить бухгалтерскую и статистическую отчетность.
Лицензионное производство.
Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.
Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не установлено вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона федеральными законами.
Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно - эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:
- полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
- идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
- лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.
- К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
- копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
- копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.
За рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии указанным органом взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации.
Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора.
Реальные и концессуальные.
Реальный – д-р, для заключения которого недостаточно достижения соглашения, а требуется передача имущества или денег.
Концессуальный – д-р, заключенный в момент достижения соглашения.
3.Публичный и непубличный. (ст.426 ГК)
Публичный договор – д-р, заключенный КО и устанавливающий ее обязанности по продаже продукции, выполнению работ по оказанию услуг, которые такая КО по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждой, кто к ней обратится.
Реализация товаров.
Транспортная деятельность.
Банковская деятельность.
Деятельность по производству работ – деятельность лица, направленная на изготовление и переработку вещи, результат которой подлежит передаче другому лицу, направлена на достижение результата.
Классификация монополий
В зависимости от того, защищает ли государство монополию от конкуренции или нет системой организационного и нормативного регулирования.
1. Закрытые (юридические) монополии:
А) Монополии, непосредственно регулируемые государством
Эти монополии создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов.
Государственные монополии
Это «монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющем товарные границы монопольного рынка, субъектов монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа, установленную в федеральных актах и направлены на обеспечение публичных интересов». Государственная монополия - это искусственная монополия.
Естественные монополии
Это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке, в т.ч. путём ввоза продукции на рынок, независимо от уровня спроса, невозможно либо экономически неэффективно при существующем уровне инновационного развития.
Б) Монополии обладателей исключительных прав
Возможность занятия на рынке монопольного положения вследствие обладания данными правами связана с монопольным характером самих этих прав на нематериальные блага.
Антимонопольный процесс.
Объекты-
Ценная бумага(ЦБ) – денежные или товарные документы, объединяемые общим признаком – необходимостью предъявления для реализации выраженных в них имущественных прав: права на получение определенной денежной суммы, доли прибыли в акционерном обществе, на получение товара. В зависимости от вида прав различаются: а) денежные бумаги – документы, закрепляющие право на получение денежной суммы, – например, векселя, чеки, облигации; б) товарные бумаги, закрепляющие вещные права, – например, коносаменты, деливери-ордера, варранты; в) бумаги, закрепляющие право участия в какой-либо компании, – например, акции, сертификаты на акции.
Виды ценных бумаг
Эмиссионная ценная бумага – любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.
Именные эмиссионные ценные бумаги – ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца.
Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя – ЦБ, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца.
Облигация – эмиссионная ЦБ, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент или дисконт.
Опцион эмитента – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценной бумагой. Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещение осуществляются в соответствии с правилами размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции. При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам эмитента определяется в соответствии с ценой, определенной в таком опционе.
71а. Понятие и правовое регулирование инвестиционной деятельности
Закон РСФСР от 26.06.1991 №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (в редакции от 25.02.1999);
ФЗ от 30.12.1995 №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (в редакции от 29.12.2004);
ФЗ от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в редакции от 23.12.2003);
ФЗ от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в редакции от 24.07.2007);
ФЗ от 29.11.2001 №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (в редакции от 15.04.2006);
Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.
Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.
В зависимости от цели инвестирования инвестиции могут быть:
коммерческие — в основном средства вкладываются в качестве инвестиций в коммерческих целях
некоммерческие — главным образом это государственные инвестиции — капитальные вложения в объекты социального назначения (здания больниц, корпуса школ, учреждений культуры, деятельность которых финансируется из бюджета и прочие объектов некоммерческого назначения).
В зависимости от объекта инвестиционной деятельности и одновременно целей инвестирования различают:
прямые — вложение в уставный (складочный капитал) в целях извлечения дохода и получения прав на участие в управлении организацией;
портфельные — приобретение ценных бумаг, например для последующей их перепродажи;
ссудные — кредит, заем, предоставленные под конкретный инвестиционный проект, при этом кредит возвращается и оплата за него производятся, когда объект инвестиционной деятельности будет создан и начнет приносить доход.
По источникам финансирования инвестиционной деятельности различаются:
государственные;
муниципальные;
частные, включая иностранные, инвестиции.
В зависимости от направления инвестиций:
внешние — одно лицо предоставляет другому средства, имущество в качестве инвестиций;
внутренние — хозяйствующий субъект вкладывает средства в форме капитальных затрат, приобретая, например, имущество, относящееся к основным средствам.
72. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
Субъектами инвестиционной деятельности выступают инвестор, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности и др. Субъектами могут быть юридические и физические лица, иностранные и отечественные, индивидуальные, коллективные и институциональные инвесторы, инвестиционные институты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, другие государства, а также международные организации. Инвесторы могут быть государственными и частными, индивидуальными и коллективными. Существуют также следующие типы инвесторов: консервативный, агрессивный и умеренный.
Инвестор-консерватор - лицо, которое ограничивает инвестиционные риски определенной величиной, осуществляет вложения обычно на длительный срок, ориентируется на стабильный, непрерывный поток доходов от инвестиций. Для агрессивного типа характерно ограничение сроков инвестирования, максимизация доходности вложений, более высокие инвестиционные риски. Умеренный инвестор, как и агрессивный инвестор, также ориентируется на доход, но избегает высокорисковых, спекулятивных источников его получения и жестких временных рамок вложений. Выделяют также институциональных инвесторов. Это финансовые посредники, основной функцией которых является инвестирование средств в финансовые активы и финансовые инструменты.
Объектами инвестиционной деятельности выступают реальные (физические) активы (здания, сооружения, оборудование), финансовые (денежные) и нематериальные активы. Объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь созданные и модернизированные основные средства, целевые денежные вклады, ценные бумаги, научно-техническая продукция, имущественные права, а также права на интеллектуальную собственность, другие объекты собственности.
73. Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и субъектов РФ в соответствии с ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». В главе III данного Закона раскрываются формы и методы государственного регулирования, порядок принятия решения, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов.
В соответствии с Законом государственное регулирование включает:
регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);
прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;
защиты интересов инвесторов;
предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;
создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов;
принятие антимонопольных мер;
расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
развития финансового лизинга в Российской Федерации;
проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
74. Правовое регулирование иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции представляют собой один из видов собственности, а следовательно, и коллизионные вопросы имеют отношение так-же и к иностранным инвестициям.
Правовое регулирование иностранных инвестиций существует как на международном, так и на внутригосударственном уровнях и может осуществляться посредством как региональной, так и универ-сальной унификации.
Чаще всего такое регулирование опосредуется путем заключения двусторонних соглашений о за-щите капиталовложений или об устранении двойного налогообложения. Причина распространения двусторонних соглашений состоит в том, что двум государствам бывает легче обеспечить единообраз-ное регулирование таких вопросов, как определение круга инвесторов, допуск иностранных физических и юридических лиц к хозяйственной деятельности, закрепление определенного режима для иностранных инвесторов, — чем решать эти вопросы посредством универсальной унификации, учитывая правовые позиции разных государств.
В настоящее время число государств, заключивших с Россией договоры об избежании двойного налогообложения, составляет более 40. Часть из них действует в силу правопреемства России (от 21 ноября 1986 г. между Правительством СССР и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество); часть — в силу участия самой России в международном договоре (от 29 апреля 1994 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Ирландии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы).
В международной практике в последнее время стали популярными типовые (модельные) соглаше-ния, отражающие специфику конкретного государства по вопросам регулирования иностранных инве-стиций. Российская Федерация, например, имеет варианты типовых соглашений по различным направ-лениям инвестирования: в постановлении Правительства России от 11 июля
1992 г. «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительст-вами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений» представлен типо-вой проект, являющийся основой для заключения соответствующих договоров России с другими госу-дарствами.
Для защиты прав иностранных инвесторов большое значение имеют две универсальные междуна-родные конвенции, разработанные и принятые в рамках Международного Банка реконструкции и раз-вития (МБРР): Вашингтонская конвенция 1965 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» и Сеульская конвенция 1985 г. «Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций». Юридический статус участника конвенции Россия имеет только в отношении Сеульской конвенции.
75. Правовое регулирование лизинговой деятельности
Закон определяет лизинг как «совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга».
Довольно продолжительное время в российском законодательстве не было статей, регулировавших лизинг, однако само явление существовало.
Первым документом, регулирующим лизинговые отношения, стал Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 года №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». Правда, он имел ряд недочетов. Например, в перечень предметов лизинга было включено «любое движимое и недвижимое имущество, относимое к основным средствам, а также имущественные права», которые не могут быть самостоятельной единицей лизинга. Ошибки оправдывает то, что документ носил характер поручения Правительству и был, по сути, предтечей основному закону.
29 июня 1995 года Правительства РФ выпустило временное положение о лизинге – постановление №633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности». В нем были скорректированы недочеты прошлого Указа, в том числе смягчены жесткие требования к организационно-правовой форме компаний, занимающихся лизинговой деятельностью.
Ежегодно лизинговое законодательство дорабатывалось и совершенствовалось. В настоящее время также предлагаются поправки к закону о лизинге.
Говоря о правовой основе лизинга, следует опираться на положения ГК РФ, Закон о финансовой аренде (лизинге) и прочие нормативные и законодательный акты.
До принятия Закона «О финансовой аренде (лизинге)» и федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 8 августа 2001 года 128-ФЗ) компании, осуществляющие лизинг, должны были проходить лицензирование. После вышеупомянутых законов необходимость отпала. Теперь заниматься этим видом деятельности может любая компания или даже физическое лицо.
Вступая в лизинговые отношения, лизингодатель обязуется приобрести определенное имущество и предоставить его лизингополучателю. При этом лизингополучатель обязуется добросовестно выплачивать лизинговые платежи до окончания действия договора лизинга. После выплаты последнего лизингового платежа, предмет лизинга переходи в собственность лизингополучателя.
В соответствие с законом о лизинге предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, то есть это могут быть здания и сооружения, предприятия, имущественные комплексы, оборудование, спецтехника, транспорт и другое. Есть два основных требования к объектам лизинга: они не должны терять свои качественные свойства в ходе эксплуатации и обязаны иметь разрешение федерального закона на свободное обращение.
76. Понятие и правовое регулирование инновационной деятельности
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ (ст. 44), Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность - собственность на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальный продукт, входящий в совокупность объектов авторского и изобретательского права.
На международном уровне юридическое понятие интеллектуальная собственность предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, созданную в 1967 году . Главной задачей Всемирной организации интеллектуальной собственности является содействие ее охране.
В Российской Федерации правовая охрана интеллектуальной собственности осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ, Законом об авторском праве и смежных правах и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.
Нововведение представляет собой прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее. Это целенаправленное изменение, которое вносит в производство новые относительно стабильные материальные и социальные элементы.
Новшество - объект промышленной собственности и (или) связанный с ним продукт интеллектуальной деятельности, являющийся предметом нововведения; результат интеллектуальной деятельности, законченных научных исследований и разработок, обладающий новизной и спросом для включения в экономический оборот; это предмет инновации.
В зависимости от правового режима выделяют три группы объектов интеллектуальной собственности.
К первой группе относятся объекты, регулирование которых осуществляется специальными законами или нормами, содержащимися в законодательстве.
В настоящее время в России правовыми нормами (патентным законом РФ, законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров») охраняются объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть закреплены за физическими и юридическими лицами в форме авторского права, изобретательского и патентного права, права на промышленные образцы, полезные модели и других формах.
Создателю объекта интеллектуальной собственности, находящегося под правовой охраной, принадлежит авторское право. Авторское право, защищенное патентом, предоставляет исключительное право на использование объекта интеллектуальной собственности по усмотрению создателя в течение конкретного отрезка времени. Данное право собственника поддерживается государством и закрепляется юридически.
Предоставление патента – это распространенный способ возмещения затрат средств, времени и человеческого капитала частных организаций и отдельных специалистов на получение такого общественного товара как новые научно-технические знания. В течение срока действия патента патентообладатель обеспечивает экономическую эксплуатацию объекта интеллектуальной собственности и доступ к нему иных экономических агентов.
77. Понятие и признаки инновационной деятельности, виды инновационной деятельности.
Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
В отечественной практике инновацию рассматривают как конечный результат (или просто результат) инновационной деятельности (перечень результатов инновационной деятельности см. ниже), в зарубежной - как деятельность, процесс изменений. На наш взгляд, можно предложить следующее определение: инновация (нововведение) - результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду
Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам. Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.
К инновационной деятельности относятся:
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию инновационного продукта;
комплексное научно-технологическое, индикативное планирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовое обеспечение работ по созданию инновационного продукта;
технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска инновационного продукта (услуги), технологии;
проведение испытаний и освоение потребителем инновационного продукта;
управление процессами коммерциализации технологий;
деятельность по продвижению инновационного продукта на внутренний и мировой рынки, включая правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте;
создание и развитие инновационной инфраструктуры;
Признаки-
признаки данного вида деятельности.
Во-первых, это деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта.
Во-вторых, это деятельность по доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.
Рассмотрим эти признаки более подробно, отметив сначала отличие первого признака от второго, поскольку они могут существовать независимо друг от друга и, по существу, олицетворяют этапы инновационной деятельности.
В первом случае результатом деятельности выступает сам интеллектуальный продукт, создаваемый и используемый его творцом либо используемый по законным к тому основаниям третьими лицами.
Во втором случае результатом деятельности являются реализуемые на рынке товары, воплотившие новые и оригинальные идеи.
Однако эти отличия, хотя они и имеют место, не столь существенны, поскольку использование продукта интеллектуальной деятельности, являющегося по своей природе объектом идеальным, практически тождественно реализации идеи в виде готового товара. Данное утверждение может быть дополнено аргументом, опирающимся на господствующую среди специалистов точку зрения, в соответствии с которой продукты интеллектуальной деятельности можно и даже нужно рассматривать в качестве товара[7].
Возвращаясь к первому из сформулированных нами признаков, характеризующих инновационную деятельность, подчеркнем, что термины «создание» и «использование интеллектуального продукта», образующие содержание инновационной деятельности, несут в себе множество законодательно установленных особенностей, определяемых сущностью создаваемых и используемых интеллектуальных проду<