Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности
Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Цели конкурентного законодательства:
1) обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики.
2) контроль за монополистической деятельностью.
С понятием «конкуренция» тесно связан термин «монополия». Термин «монополия» используется в законодательстве и научной литературе для обозначения:
1) доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке,
2) особых полномочий субъектов предпринимательства на осуществление определенного вида деятельности.
Виды монополий:
1 – монополии, создаваемые в результате регулирующего воздействия государства (государственные, естественные),
2 – монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства (рыночные монополии),
3 – монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами (патенты, изобретения и т.д.).
Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства, укрепления его безопасности и внешнеторговых позиций. Данные монополии образуются в императивном порядке на основе норм закона.
Естественные монополии – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства.
Федеральное законодательство определяет основания возникновения таких монополий:
1) существенное понижение издержек производства товаров по мере увеличения товарного производства,
2) товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами,
3) спрос на товары не зависит от изменения цен на них.
Ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях» устанавливает перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии:
1. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
2. транспортировка газа по трубопроводам;
3. железнодорожные перевозки;
4. услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
5. услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
6. услуги по передаче электрической энергии;
7. услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
8. услуги по передаче тепловой энергии;
9. услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Монополия предполагает доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке, которое определяется исходя из 2 критериев:
1) Качественный критерий содержит указания на сущность поведения субъекта на рынке. В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
2) Количественный критерий позволяет определить долю рынка, которую субъект предпринимательства должен занимать, чтобы иметь возможность оказывать влияние на других субъектов.
По общему правилу, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
а) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
б) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
По общему правилу, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов.
Монополистическая деятельность – это противоречащие антимонопольному законодательству действия хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничения или устранение конкуренции.
Виды монополистической деятельности:
1) индивидуальное поведение субъекта предпринимательства в форме злоупотребления доминирующим положением.
2) соглашения субъектов предпринимательства, направленные на ограничение конкуренции.
Наряду с монополистической деятельностью существенным нарушением законодательства выступает недобросовестная конкуренция, под которой понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с положениями Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Юридическая литература содержит примерный перечень видов недобросовестной конкуренции, который основан на Парижской конвенции по охране промышленной собственности:
1. Смешение между деятельностью конкурентов (т.е. продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности).
2. Дискредитация конкурента и его деятельности (например, посягательство на деловую репутацию конкурента).
3. Дезорганизация деятельности конкурента может принимать различные формы:
а) получение и разглашение информации, составляющей коммерческую тайну,
б) уничтожение рекламных щитов конкурента,
в) подстрекательство служащих конкурента к невыполнению своих обязанностей.
4. Введение потребителей в заблуждение в отношении качественных характеристик предлагаемых им товаров.
5. Демпинг - вид недобросовестной конкуренции, связанный с внешнеэкономической деятельностью государства.
Демпинг считается противоправным, если будет установлено, что он причиняет существенный ущерб определенной отрасли российской экономики либо создает угрозу такого причинения.
Тема 2 Гражданское право