Особенности банкротства предприятий-недропользователей
Недра и ресурсы недр - главное достояние Российской Федерации, существенная составляющая национальной экономики. Реализация добытых полезных ископаемых формирует весомую доходную составляющую бюджета страны, так как ежегодные поступления от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование недрами имеют тенденцию роста.
Благосостояние страны зависит от успеха политики в области природопользования вцелом, и недропользования. в частности. Решение правовых проблем поможет максимально рационально использовать минеральные ресурсы и обеспечит экономическое стимулирование работ по поиску и разведке полезных ископаемых. Рост монополизации добычи полезных ископаемых, уменьшение объемов вкладов финансовых, инвестиционных средств в геологоразведочные работы являются неблагоприятными обстоятельствами предпринимательства в сфере пользования недрами. Эти обстоятельства усугубляются по причине истощения минерально-сырьевой базы страны, недостатка действенных правовых средств, способствующих снижению рисков предпринимательской деятельности в сфере недропользования [27].
Участники предпринимательской деятельности в сфере недропользования приобретают участки недр в пользование от государства. В процессе осуществления хозяйственной деятельности в современных экономических условиях недропользователи не застрахованы от неблагоприятных финансовых обстоятельств и могут оказаться в ситуации, когда не смогут в полном объеме удовлетворить требования кредиторов. На такие случаи в ст. 17.1 Закона «О недрах» определено, что право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности при приобретении субъектом предпринимательской деятельности имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». При этом установлено, что имущество (имущественный комплекс) предприятия-банкрота (пользователя недр) может быть приобретено юридическим лицом лишь при условии, если оно создано в соответствии с законодательством Российской Федерации и отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым недропользователю законодательством о недрах Российской Федерации. В законодательстве о банкротстве мы не находим правовых установлений, корреспондирующих этому положению, закрепленному в законодательстве о недрах. Одной из существенных проблем в данной сфере является отсутствие необходимых положений в действующем законодательстве о банкротстве недропользователей. Федеральный закон РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» включает главу об особенностях банкротства отдельных категорий должников, таких как градообразующие, сельскохозяйственные, финансовые, стратегические организации. Действует глава о банкротстве гражданина. При этом отсутствуют нормы, учитывающие особенности банкротства организаций - пользователей недр, хотя следует признать, что эта категория субъектов хозяйствования является особо значимой. Законом о недрах устанавливается, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица. Все недвижимое имущество и инфраструктура, созданные пользователем недр на территории участка (бывает за ее пределами) и необходимые исключительно для пользования недрами и добычи полезных ископаемых, являются горным имуществом. А значит имущественный комплекс, используемый предпринимателями в недропользовании, имеет особый статус, связанный с правом пользования недрами.
Если к пользователям недр применять общие положения Закона о банкротстве, рассматривать их по общим критериям, признакам, использовать тот же порядок процедур, что и для других участников предпринимательской деятельности, то вероятней всего это приведет к падению заинтересованности инвесторов во вложении своих средств в поиск, разведку и добычу полезных ископаемых. В целом, в Законе о банкротстве имеются специальные нормы о банкротстве отдельных категорий должников, и организации недропользователи могли бы быть отнесены к градообразующим предприятиям или к субъектам естественных монополий. «В России практически все крупные компании, входящие в состав минерально-сырьевого комплекса или же связанные с ним, являются градообразующими» . В Законе о банкротстве прописаны процедуры финансового оздоровления, внешнего управления, заключения мирового соглашения для субъектов естественных монополий, но практикуются данные процедуры нечасто [28].
Закон о банкротстве был создан для своевременного и действенного регулирования рыночной экономики, разработки действий по восстановлению или ликвидации неплатежеспособности такого участника хозяйственного оборота, как должник, при этом удовлетворив потребности кредиторов. В целом Закон о банкротстве эффективно применяется в сфере предпринимательской деятельности. Но, к сожалению, нормы Закона о банкротстве не принимают во внимание особенности хозяйствования в сфере недропользования, что в конечном итоге приводит к недобросовестному отношению пользователей недр к средствам кредиторов. Большинство видов деятельности в этой сфере требуют наличия лицензии и находятся под постоянным государственным контролем, а значит, предпринимательская деятельность в недропользовании носит преимущественно специальный характер. Каждый этап отношений в данной деятельности связан с повышенным предпринимательским риском. Участники предпринимательской деятельности в сфере недропользования делают крупные финансовые вложения в освоение и разработку месторождений, приобретая участки недр в пользование от государства. Большое количество денежных средств (финансы и инвестиции) находится в их обращении, и эти средства также могут принадлежать другим субъектам хозяйственной деятельности, либо государству.
При заинтересованности третьих лиц во вложении своих денежных средств в разработку месторождений полезных ископаемых, недропользователь зачастую использует сценарий процедуры банкротства с аффилированными лицами . Инициатива банкротства исходит от подставного кредитора, который является «дружественным» для должника. Должнику необходимо образовать максимальную задолженность «дружественному» кредитору относительно остальных кредиторов. В общих положениях закона о банкротстве говорится о том, что «решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов» (ст. 15 Закона «О банкротстве (несосотоятельности)»). Эти решения принимаются по вопросам введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения графика погашения задолженности, обращения в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего, заключения мирового соглашения . Кредитор не всегда может дать точную оценку имущественного состояния и стоимости бизнеса пользователя недр. Право недропользования активом не является. Активами могут быть лишь положительные результаты геологоразведки и другие расходы на освоение минеральной базы. В статье 325 Налогового кодекса РФ установлено, что если налогоплательщик получает лицензию, то стоимость этой лицензии формируется из расходов, относящихся к участию в конкурсе. И эта лицензия может быть в числе нематериальных активов, либо в составе других расходов, имеющих отношение к производству и реализации, в течение двух лет.
Таким образом, пользователь недр может обладать бизнесом с высокой потенциальной стоимостью, зависящей от объема запасов полезных ископаемых данного участка недр, но при этом иметь имущественное состояние, приближающее его к банкротству [29].
Статья 17.1 Закона РФ «О недрах» включает положение о возможности перехода права недропользования от одного субъекта предпринимательской деятельности к другому на основании приобретения в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», имущества пользователя недр, при этом приобретатель должен быть юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством РФ, и отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым к п5ользователю недр законодательством РФ о недрах . При рассмотрении положения настоящей статьи о возможности перехода права пользования недрами посредством приобретения имущественного комплекса предприятия-банкрота, соответствующего признакам несостоятельности, можно прийти к выводу, что переход права недропользования осуществляется при следующих условиях: приобретение имущества должно быть в соответствии с порядком, предусмотренным ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», новый приобретатель имущества должен быть юридическим лицом и обязан соответствовать квалификационным требованиям, которые предъявляются к недропользователю законодательством о недрах в РФ. Требования, которым должен соответствовать субъект предпринимательской деятельности - пользователь недрами, установлены ч. 3 ст. 9, ст. 14 Закона Российской Федерации «О недрах», а также п. 11.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами. Согласно ст. 22 Закона «О недрах» к пользователям недр предъявляются также требования о наличии специальной квалификации и опыта, которые должны быть подтверждены государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
Практическое значение имеет то обстоятельство, что Закон «О недрах» не регламентирует отношения, связанные с приобретением имущества во взаимосвязи с Законом о банкротстве. Поэтому остается неясным вопрос о том, когда именно допустимо приобретать имущество пользователя недр, на какой из стадий процедуры банкротства это можно осуществить. В.Д. Мельгунов ставил вопрос о том: «Возможно ли такое приобретение только при конкурсном производстве, т.е. после признания пользователя недр банкротом, или также на стадиях наблюдения и внешнего управления, т.е. до признания банкротом пользователя недр?». Он выразил мнение, что приобретение имущества пользователя недр, в результате которого произойдет переход права, возможно на любой из стадий процедур банкротства. В противоположном случае может возникнуть такая обстановка, когда имущество недропользователя будет распродано, и право пользования недрами не перейдет к приобретателю. В результате приобретатель не будет иметь возможность использовать имущественный комплекс, необходимый для выполнения работ по недропользованию, а право на использование недр бывшим пользователем будет прекращено, так как он (недропользователь) уже не может соответствовать треб6ованиям, предъявляемым к недропользователям .
М.В. Дудиков считает, что применение норм статьи 17.1 при банкротстве недропользователя носит особенно проблематичный характер, так как «приобретение имущества горнодобывающего комплекса субъектом предпринимательской деятельности, в уставе которого не указана соответствующая деятельность, может вызвать конфликтную ситуацию» [30].
В решении проблем, складывающихся при переходе прав пользования участками недр, значительную роль играет судебная практика, которой необходимо уделять должное внимание.
Показателен в этом случае пример рассмотрения Арбитражным судом Оренбургской области дела № А 47-15895/2012 по заявлению ООО «РОСТ» (далее - Общество) о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. С заявкой на переоформление лицензии ОРБ № 05117 ТЭ Общество обратилось в Министерство в пределах 6 месяцев с даты приобретения им имущества предприятия-банкрота - ООО «Фирма «Оренбургстройматериалы». Для рассмотрения вопроса о переоформлении права пользования участком недр Алимсайского месторождения заявителем были представлены: заявка, с просьбой о переоформлении лицензии с указанием основания ее переоформления; согласие на принятие в полном объеме на себя выполнения условий пользования недрами данного месторождения; согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента; копии учредительных документов и выписка из единого государственного реестра юридических лиц; копия лицензии; документы, подтверждающие приобретение имущественного комплекса. В период рассмотрения заявки Общества действовало два нормативных акта Министерства, регламентирующих порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения. В связи с этим, Министерство приняло решение отказать Обществу, сославшись на то, что заявитель не представил доказательств наличия у него квалифицированных специалистов, необходимых финансовых и технических средств для эффективного и безопасного проведения работ.
Как следует из приведенных выше положений статьи 17.1 Закона РФ «О недрах», нормативными актами Министерства (законодательством субъекта Российской Федерации) должен устанавливаться только порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения. Министерство не наделено правом расширять, установленный этой нормой права, перечень документов, необходимых для переоформления лицензий .
Статьей 9 Закона РФ «О недрах» установлены квалификационные требования, предъявляемые к пользователю недр: «пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами» [31]. Положения нормативных актов Министерства противоречат статье 17.1 Закона о недрах, которая не устанавливает требований о предоставлении доказательств наличия квалифицированных специалистов у претендента, необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ. Поскольку, для переоформления права пользования недрами в случае приобретения имущества предприятия-банкрота в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», претендент не обязан предоставлять данные документы, то Министерство не имеет права отказать Обществу в переоформлении лицензии на недропользование.
На основании изложенного арбитражный суд решил признать незаконным решение Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об отказе обществу в переоформлении права пользования недрами Алимсайского месторождения, обязать ответчика устранить нарушения прав и законных интересов заявителя, путем переоформления лицензии, а также взыскать с Министерства в пользу ООО «РОСТ» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) рублей. Судебная практика - это важное средство для обнаружения и раскрытия современных и особенно важных правовых проблем практического характера. Полагаем, что в вышеприведенном случае отражена проблема расхождения норм общего закона о банкротстве и норм специального закона «О недрах», регулирующих основания и условия перехода имущества при банкротстве организаций недропользователей.
В законодательстве о недрах и недропользовании Республики Казахстан имеется пример правового регулирования отношений в сфере банкротства недропользователей, учитывающий специфику предпринимательской деятельности в сфере недропользования. Так, на случаи банкротства организаций недропользователей в Законе Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» установлены специальные правила. В частности, предусмотрено согласование вопросов продажи имущества недропользователей (горного имущества), которое связано с правом пользования недрами, со специальной экспертной комиссией. В функции экспертной комиссии по вопросам недропользования входят рассмотрение обращений, выработка, обоснование и внесение в компетентный орган предложений о выдаче (либо отказе в выдаче) разрешения, в частности, на участие в публичных торгах по реализации (продаже) имущественной массы, в состав которой входит право недропользования (его часть), объекты, связанные с правом пользования недрами, при осуществлении процедур банкротства (ст. 24 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании»). А согласно ст. 36 в процессе процедуры банкротства передача права недропользования и (или) объектов, которые связаны с правом недропользования, осуществляется путем отчуждения права пользования недрами и объектов, связанных с этим правом [32]. Статья 41 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» посвящена процедуре прекращения права недропользования в принудительном порядке, положения первого пункта которой также применяются для случаев реализации имущественной массы при осуществлении процедур банкротства. В законодательстве о банкротстве Республики Казахстан также установлены специальные нормы, обеспечивающие гарантии прав недропользователей. Так, в соответствии со ст. 96 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» средства ликвидационных фондов, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании для ликвидации горного имущества, при банкротстве в имущественную массу недропользователя не включаются.
Принимая во внимание имеющийся опыт правового регулирования банкротства в законодательстве Республики Казахстан, полагаем, что было бы целесообразно учесть его и в российском законодательстве. Учесть специфику банкротства субъектов предпринимательской деятельности в сфере недропользования можно посредством разработки специального параграфа об особенностях банкротства организаций недропользователей и включения его в главу 9 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)». В данный параграф было бы целесообразно включить следующие положения: специальные процедуры банкротства недропользователей, участие квалифицированных специалистов по вопросам недропользования, согласование со специальными органами управления в сфере недропользования, переход права недропользования от одного субъекта предпринимательской деятельности к другому во взаимосвязи с Законом о недрах. Также целесообразно было бы предусмотреть необходимые правовые меры для исключения возможности сценария процедуры банкротства с аффилированными лицами. Таким нововведением возможно повысить эффективность правового регулирования отношений, связанных с банкротством организаций в сфере недропользования. Выглядеть это может вот так включить в главу 9 параграф 8 –«Банкротства организации-недропользователя» данный параграф имеет следующую структуру:
Статья 202: Особенности банкротства организации-недропользователя
приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах;
Статья 203 Задачи, функции и права экспертной комиссии по вопросам недропользования и экспертных комиссий по вопросам недропользования на разведку или добычу общераспространенных полезных ископаемых.
1.Основной задачей экспертной комиссии по вопросам недропользования является выработка предложений компетентному органу по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, связанным с оборотом права недропользования (его части) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, на разведку и (или) добычу полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
2.В функции экспертной комиссии по вопросам недропользования входят рассмотрение обращений, выработка, обоснование и внесение в компетентный орган предложений о выдаче (отказе в выдаче) разрешения на:
участие в публичных торгах по реализации (продаже) права недропользования (его части), объектов, связанных с правом недропользования, в случаях обращения взыскания, в том числе при залоге, на такое право недропользования (его часть), объекты, связанные с правом недропользования;
5) участие в публичных торгах по реализации (продаже) конкурсной массы, в состав которой входит право недропользования (его часть), объекты, связанные с правом недропользования, при осуществлении процедур банкротства;
6) приобретение залогодержателем заложенного права недропользования (его части), доли участия (пакета акций) в юридическом лице, обладающем правом недропользования, в случае объявления торгов по реализации заложенного права недропользования (его части), доли участия (пакета акций) в юридическом лице, обладающем правом недропользования, несостоявшимися;
Так же комиссия имеет иные полномочия предусмотренные законодательством «О недрах».
Статья 204 Имущественная масса:
1. В состав имущественной массы включаются:
имущество банкрота, в том числе не отраженное в его финансовых документах, но на которое имеются документы, подтверждающие право собственности должника, включая права требования (дебиторская задолженность);
2) права постоянного и долгосрочного временного землепользования банкрота в случаях, предусмотренных земельным законодательством Республики Казахстан.
2. В имущественную массу включаются и учитываются отдельно личное имущество индивидуального предпринимателя банкрота, участников полных товариществ, имущество бывших участников полного и коммандитного товариществ, участников товарищества с дополнительной ответственностью, а также членов производственного кооператива, на которые при недостаточности имущества банкрота в соответствии с законодательством о гражданском судопроизводстве может быть обращено взыскание.
В имущественную массу не включаются:
1) материальные ценности государственного материального резерва;
2) выделенные активы, являющиеся обеспечением по обязательствам специальной финансовой компании при проектном финансировании и обеспечением по облигациям специальной финансовой компании при секьюритизации в соответствии с законодательством РФ о проектном финансировании и секьюритизации, и залоговое имущество, являющееся следующим обеспечением по ипотечным облигациям: право требования по договорам ипотечного жилищного займа (включая ипотечные свидетельства), а также государственные ценные бумаги в случаях, когда право собственности на указанные облигации возникло у их держателей или перешло к ним по сделкам либо иным основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ. Указанное имущество и выделенные активы передаются банкротным управляющим представителю держателей ипотечных облигаций, представителю кредиторов и (или) держателей облигаций, определенных в соответствии с законодательством РФ о проектном финансировании и секьюритизации, для удовлетворения требований кредиторов;
3) средства ликвидационных фондов, созданных в соответствии с законодательством РФ о недрах и недропользовании;
4) имущество, входящее в состав объекта концессии;
5) единицы квот сокращения выбросов, сертифицированных сокращений выбросов, внутреннего сокращения выбросов, поглощения парниковых газов, предусмотренные Экологическим кодексом Республики Казахстан;
6) права временного безвозмездного и временного краткосрочного возмездного землепользования (аренды).
Добавить в ФЗ « О недрах»статью 20:
Статья 20 « Центральная комиссия по разведке и разработке полезных ископаемых и межрегиональные комиссии по разведке и разработке общераспространенных полезных ископаемых»
1. Основной задачей центральной комиссии является обеспечение применения наиболее эффективных методов разведки и разработки месторождений полезных ископаемых и подземных вод.
Рекомендации центральной комиссии по вопросам, отнесенным к ее компетенции, оформляются протоколом, принимаются решением уполномоченного органа по изучению и использованию недр, являющимся обязательным к исполнению для всех хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности, в том числе иностранных субъектов, занимающихся проектированием и осуществлением разведки и разработки полезных ископаемых на территории Республики Казахстан.
Организация деятельности центральной комиссии и межрегиональных комиссий, их состав, порядок сбора и хранения материалов и документов определяются положением о центральной комиссии и межрегиональных комиссиях, утверждаемым компетентным органом.
Компетентный орган вправе привлекать в состав центральной комиссии представителей (экспертов) общественных объединений, научных исследовательских институтов, организаций, иных лиц.
2. Сроки рассмотрения центральной комиссией вопросов, отнесенных к ее компетенции, не должны превышать пяти месяцев.
3. К компетенции центральной комиссии относится обеспечение применения при проектировании наиболее эффективных методов разведки и разработки полезных ископаемых и подземных вод.
4. Центральная комиссия осуществляет следующие функции:
1) рассматривает и вносит в уполномоченный орган по изучению и использованию недр рекомендации по утверждению либо об отказе в утверждении представляемых недропользователями проектных документов по разведке и разработке полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, дополнений и изменений к ним;
2) направляет в уполномоченный орган по изучению и использованию недр рекомендации о продлении сроков проведения пробной эксплуатации месторождений;
3) направляет в уполномоченный орган по изучению и использованию недр рекомендации для проектных организаций и недропользователей по повышению рационального и комплексного использования минерального сырья;
4) обеспечивает применение в проектных документах наиболее эффективных методов и технологий разведки и разработки полезных ископаемых;
5) рассматривает разработки научно-исследовательских, проектных организаций и недропользователей по вопросам недропользования, достоверному учету, рациональному и комплексному использованию минерального сырья.
5. Центральная комиссия имеет право:
1) запрашивать у научно-исследовательских, проектных организаций и недропользователей справочные и другие материалы по вопросам недропользования, рационального и комплексного использования минерального сырья;
2) направлять рекомендации в уполномоченный орган по изучению и использованию недр о необходимости проведения недропользователями дополнительных экспертиз в научно-исследовательских организациях и государственных органах представляемых проектных документов в пределах их компетенции;
3) рекомендовать проектным организациям и недропользователям применение новых форм и методов научно-исследовательских, проектных организаций и недропользователей по вопросам недропользования, достоверному учету, рациональному и комплексному использованию минерального сырья.
6. К полномочиям межрегиональных комиссий относятся рассмотрение и внесение в соответствующие территориальные подразделения уполномоченного органа по изучению и использованию недр рекомендаций по утверждению либо об отказе в утверждении представляемых недропользователями проектных документов по разведке и разработке общераспространенных полезных ископаемых, дополнений и изменений к ним.
Заключение
Юридическое лицо может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным (банкротом) (п. 4 ст. 65 Гражданского кодекса РФ), за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Государственная корпорация может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.
Признаки банкротства: Банкротство это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Неспособность должника удовлетворить требования кредитора должна быть признана арбитражным судом. Кредиторы это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. В состав кредиторов входят уполномоченные органы и конкурсные кредиторы. Основным признаком банкротства является следующее обстоятельство. Юридическое лицо не рассчиталось с кредитором по обязательству, срок оплаты по которому наступил три месяца назад, при этом задолженность перед юридическим лицом превышает 300 000 рублей .
Помимо должника, правом на обращение в суд с заявлением о признании банкротом, обладают: -конкурсные кредиторы -уполномоченные органы. Дело о банкротстве должны быть рассмотрено в срок, не превышающий 3 месяца, с даты подачи соответствующего заявления.
Начиная с 29 января 2015 года нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» будут применяться к процедурам банкротства в измененном виде. Поправки в него были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ. Следует отметить, что ряд из них существенным образом изменит практику ведения дел о несостоятельности. В частности, ревизии подверглись нормы о праве на обращение в суд с заявлением о банкротстве, правилах назначения временного управляющего при банкротстве должника, правах залоговых кредиторов. Банки вправе инициировать банкротство без решения суда .Одно из главных изменений – предоставление банкам права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в отсутствие вступившего в законную силу решения суда о взыскании с должника денежных средств. Таким образом, банки поставлены в привилегированное положение по отношению к другим конкурсным кредиторам, которые для получения права на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника должны получить решение суда о взыскании суммы долга. По новым правилам кредитная организация может обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника в случае неисполнения им денежных обязательств в течение 3 (трех) месяцев при условии предварительного уведомления должника и всех известных заявителю кредиторов о своем намерении обратиться с таким заявлением. С 01 июля 2015 года надлежащим уже будет считаться опубликование уведомления не менее чем за 15 (пятнадцать) календарных дней в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Процедура банкротства юр. лица, предполагает возможность прохождения следующих этапов (ст.27 ФЗ-№127): -наблюдение - применяется в целях обеспечения сохранности имущества юр. лица, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. -финансовое оздоровление – направлено на восстановление платежеспособности юр. лица и погашения задолженности в соответствии с графиком -внешнее управление – процедура, направленная на восстановление платежеспособности; вводится арбитражным судом, осуществляется внешним управляющим, который полностью наделяется правами руководителя и органов управления должника. Данный этап может длиться полтора года. По результатам работы внешнего управляющего, а так же на основании решения собрания кредиторов, суд определяет: прекратить процедуру банкротства и начать расчеты с кредиторами ,объявить юр. лицо банкротом и открыть конкурсное производство ,утвердить мировое соглашение, кононкурсное производство - применяется к должнику, признанному банкротом, для удовлетворения требований кредиторов.
-мировое соглашение - применяется на любой стадии, в целях прекращения производства по делу, путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Решение о заключении мирового соглашения принимается собранием кредиторов (простым большинством голосов) и считается принятым, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. В зависимости от стадии, на которой оно заключается, процедура заключения может иметь те или иные особенности. Если целью банкротства является исключительно ликвидация юр. лица, то возможно применение упрощенной процедуры банкротства.
Учитывая пробел законодательства в области формулирования задач и полномочий регулирующего органа по вопросам трансграничной несостоятельности, мы поддерживаем поддерживаю мнение А.Х. Гольмстена, который предлагает дополнить п. 5 ст. 29 Закона о банкротстве абзацем следующего содержания: «При проведении процедур банкротства с трансграничными компаниями уполномоченный орган обязан: давать ответы на запросы иностранных судов или иностранных представителей по вопросам функционирования структурных единиц трансграничных компаний на территории РФ; запрашивать содействия в иностранных государствах по вопросам несостоятельности; координировать деятельность субъектов, участвующих в процедурах несостоятельности, когда одновременно возбуждается иностранное и российское производство в отношении одного и того же должника».
Участники предпринимательской деятельности в сфере недропользования приобретают участки недр в пользование от государства. В процессе осуществления хозяйственной деятельности в современных экономических условиях недропользователи не застрахованы от неблагоприятных финансовых обстоятельств и могут оказаться в ситуации, когда не смогут в полном объеме удовлетворить требования кредиторов. На такие случаи в ст. 17.1 Закона «О недрах» определено, что право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности при приобретении субъектом предпринимательской деятельности имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». При этом установлено, что имущество (имущественный комплекс) предприятия-банкрота (пользователя недр) может быть приобретено юридическим лицом лишь при условии, если оно создано в соответствии с законодательством Российской Федерации и отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым недропользователю законодательством о недрах Российской Федерации. В законодательстве о банкротстве мы не находим правовых установлений, корреспондирующих этому положению, закрепленному в законодательстве о недрах. Так, на случаи банкротства организаций недропользователей в Законе Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» установлены специальные правила. В частности, предусмотрено согласование вопросов продажи имущества недропользователей (горного имущества), которое связано с правом пользования недрами, со специальной экспертной комиссией. В функции экспертной комиссии по вопросам недропользования входят рассмотрение обращений, выработка, обоснование и внесение в компетентный орган предложений о выдаче разрешения, в частности, на участие в публичных торгах по реализации (продаже) имущественной массы, в состав которой входит право недропользования (его часть), объекты, связанные с правом пользования недрами, при осуществлении процедур банкротства . Статья 41 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» посвящена процедуре прекращения права недропользования в принудительном порядке, положения первого пункта которой также применяются для случаев реализации имущественной массы при осуществлении процедур банкротства. В законод