Система законодательства о несостоятельности (банкротстве)
Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой определенную систему нормативных правовых актов. Правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством), содержатся не только в ГК РФ и в Законе о банкротстве, но и в ряде других нормативных правовых актов.
Законодательство, регулирующее отношения несостоятельности (банкротства), является комплексным, поскольку в его состав входят нормативные правовые акты, содержащие в себе нормы как частного (гражданского), так и публичного (уголовного, процессуального) права, а также материального и процессуального права. Даже сам Закон о банкротстве имеет комплексный характер, так как наряду с материально-правовыми нормами в нем содержится огромное количество процессуальных норм, из которых практически целиком состоит гл. 3 данного Закона. Довольно большой массив норм, носящих процессуальный характер, можно обнаружить также в главах, определяющих особенности банкротства отдельных субъектов предпринимательской деятельности [13].
Таким регулирующим органом является Министерство экономического развития РФ.
Принципы разрешения коллизий в праве не следует путать с приемами юридической техники. Например, положение, содержащееся в п. 3 ст. 1 Закона о банкротстве, согласно которому нормы, регулирующие несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержащиеся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в данный Закон, - это прием юридической техники, а не принцип разрешения коллизий. Если такие нормы появятся в федеральных законах, носящих специальный характер или принятых позднее, они подлежат применению.
Перечисленные принципы применяются в строго определенной последовательности, т.е. каждый последующий из них применяется только при невозможности применения предыдущего. В первую очередь применяется принцип приоритета нормы, обладающей более высокой юридической силой.
Юридическая сила акта определяется исходя из того, каким органом он принят, а в отдельных случаях - исходя из вида акта (применительно к соотношению Конституции РФ с иными актами, а также федеральных конституционных законов с федеральными законами). При этом следует учитывать, что нормы кодифицированных актов не могут иметь безусловного приоритета перед нормами других федеральных законов, хотя иногда в кодифицированных актах это закрепляется, как в п. 2 ст. 3 ГК РФ.
Во вторую очередь применяется принцип приоритета специальной нормы перед общей.
Под специальной понимается правовая норма, закрепляющая особенности, присущие какому-либо субъекту (например, кредитным организациям) или объекту (например, валютным ценностям). Указанное понятие в связи с отсутствием его специального юридического значения основано на общем филологическом смысле слова «специальный». Специальный характер нормы определяется либо через наличие указания на возможность установления особенностей правового регулирования в других актах, а если этого нет - через сравнение сферы действия норм по субъекту или по объекту .
Примером первого случая является п. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в котором закреплено, что особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами.
Сферы действия общей и специальной норм должны совпадать либо по объектам правового регулирования, но соотноситься как общее и частное по субъектам регулируемых отношений, либо по субъектам регулируемых отношений, но соотноситься как общее и частное по объектам.
В последнюю очередь, если невозможно применить первые два принципа, применяется принцип приоритета нормы, принятой позднее, который является универсальным [14].
Применительно к федеральным законам юридическое значение имеет дата принятия закона (выражения воли законодателем), а не дата его подписания Президентом РФ, опубликования или вступления в силу. Согласно ст. 2 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Учитывая, что правовые нормы подвержены изменениям, при разрешении коллизий необходимо исходить из даты принятия конкретных положений, между которыми возникли противоречия, а не из даты принятия последних поправок в федеральный закон, где содержатся эти положения. Это обусловлено тем, что коллизии разрешаются между нормами права или их отдельными положениями, а не в целом между актами.
Учитывая изложенное:
1) при возникновении коллизий между норами ГК РФ и Закона о банкротстве приоритет имеют нормы Закона о банкротстве как специальные
или принятые позднее (в зависимости от вопроса).
Например, по поводу очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица (ст. 64 ГК РФ) и в рамках конкурсного производства (ст. 134 Закона о банкротстве) Пленум ВАС РФ в абз. 1 п. 8 постановления от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснил, что «Закон о банкротстве изменил, в частности, правовое положение залоговых кредиторов и очередность удовлетворения требований кредиторов. Изменение очередности удовлетворения требований кредиторов при несостоятельности должника не затрагивает установленную пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации очередность удовлетворения требований при ликвидации юридических лиц, не связанной с банкротством»;
2) при возникновении коллизий между нормами Закона о банкротстве и Закона о банкротстве кредитных организаций приоритет имеют нормы Закона о банкротстве кредитных организаций как специальные. При этом нормы Закона о банкротстве применяются в части, не урегулированной Законом о банкротстве кредитных организаций (п. 3 ст. 1 Закона о банкротстве кредитных организаций).
По этому поводу в абз. 2 п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 отмечено, что «при рассмотрении дел о несостоятельности кредитных организаций следует иметь в виду, что согласно пункту 1 статьи 49 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» за счет имущества кредитной организации, составляющего конкурсную массу, в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации, по заключенным с ними договорам банковского вклада и договорам банковского счета, а также требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью»;
3) при возникновении коллизий между нормами АПК РФ и Закона
о банкротстве и Закона о банкротстве кредитных организаций приоритет
имеют нормы последних двух законов как специальные.
Согласно п. 1 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В условиях рыночной экономики правовой институт банкротства играет важную роль. Его главная функция заключается в своевременном определении нерентабельных организаций, которые могут нести угрозу другим субъектам хозяйствования, при заключении сделок с ними. Для этого законодательством предусмотрена специальная процедура признания несостоятельности организации. Понятие и признаки банкротства Статус банкротства признается официально при соответствующем решении арбитражного суда. Основанием для вынесения этого вердикта становится неспособность субъекта хозяйствования, в полном объёме погасить свои денежные обязательства перед кредиторами или если он не в состоянии произвести уплату обязательных платежей. Так же в законодательстве предусмотрен главный признак банкротства для юридических и физических лиц, который основан на принципе неплатежеспособности, а именно: В случае, когда физическое или юридическое лицо не может рассчитаться по денежным обязательствам перед своими кредиторами или произвести уплату обязательных платежей в течение трёх месяцев с даты, которая назначена для их исполнения, при невозможности погашения этих долгов, за счёт имущества принадлежащего должнику. Определение Содержимое и объёмы денежных долгов и обязательных платежей фиксируются в момент обращения в арбитражный суд, которое производится со специальным заявлением о признании несостоятельности (банкротства) должника, если это не противоречит действующему законодательству [15]. Остальные требования, появившиеся до принятия заявления арбитражным судом или после того, как субъект хозяйствования был уже признан несостоятельным, определяются в день открытия конкурсного производства. Если в неоплаченных денежных долгах и обязательных платежах, изначально предусматривался расчёт в иностранной валюте, то в случае признания должника банкротом, их размер необходимо перевести на рубли, согласно текущему курсу центрального банка РФ. Этот расчет производится на основе сумм, фиксированных в нескольких временных интервалах: в день введения каждой процедуры касающейся дела о банкротстве на следующий день, после истечения срока выполнения соответствующего требования. Исполняющий орган учитывает размер определённого требования к должнику, только в том случае, если срок его исполнения не наступил на дату введения наблюдения. Правовое регулирование несостоятельности банкротства это свод законов, содержащий набор правовых норм, регулирующих несостоятельность (банкротство) обладает сложной структурой, которая содержит основу в виде соответствующих положений из: Федерального закона «О несостоятельности банкротстве» Гражданского кодекса РФ о банкротстве ИП и юридических лиц Другие законы необходимые для регулирования несостоятельности (банкротства) участников имущественного оборота, определяются в зависимости от сложившейся ситуации. Так же закон о банкротстве содержит набор правовых норм и положений международного права. Их основу составляют общепризнанные принципы, нормы международного права и соответствующие договоры РФ [38, c. 5].
В случаях, когда юридическое лицо являющейся коммерческой организацией (исключая казенные предприятия) не может удовлетворить требования кредиторов или погасит задолженность за счёт своего имущества, процесс его ликвидации может быть произведён только в порядке указанном в ст. 65 ГК РФ. Соответственно, удовлетворение требований кредиторов в этом случае производится в специальной очередности, которую предусматривает ГК РФ в ст. 64 ГК РФ. Другие аспекты взаимоотношений при несостоятельности юридических лиц регулируются соответствующими законами РФ. Гражданское правовое регулирование несостоятельности банкротство . По инициативе законодательства, особым значением были наделены положения, регулирующие несостоятельность (банкротство) граждан, что можно пронаблюдать в сопоставлении с другими федеральными законами, которые были приятны после введения закона о банкротстве. В делах с гражданской несостоятельностью (банкротством), вышеупомянутые федеральные законы, будут изменять правовое регулирование отношений, только после соответствующей корректировки самого Закона о банкротстве.
Учитывая пробел законодательства в области формулирования задач и полномочий регулирующего органа по вопросам трансграничной несостоятельности, мы поддерживаем поддерживаю мнение А.Х. Гольмстена, который предлагает дополнить п. 5 ст. 29 Закона о банкротстве абзацем следующего содержания:
«При проведении процедур банкротства с трансграничными компаниями уполномоченный орган обязан: давать ответы на запросы иностранных судов или иностранных представителей по вопросам функционирования структурных единиц трансграничных компаний на территории РФ; запрашивать содействия в иностранных государствах по вопросам несостоятельности; координировать деятельность субъектов, участвующих в процедурах несостоятельности, когда одновременно возбуждается иностранное и российское производство в отношении одного и того же должника».